На Ставрополье в 2016 году построены перинатальный центр, детско-юношеская спортивная школа, несколько детсадов и школа на 807 мест. Помимо этого, в регионе продолжается реконструкция дорожной сети и аэропорта краевого центра. О том, как будет развиваться строительство соцобъектов и новых дорог в будущем году, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал глава министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Игорь Васильев.
- Игорь Александрович, на Ставрополье активно ведется строительство соцобъектов. Расскажите, какие из них будут введены в ближайшее время?
- Самый ожидаемый проект - это краевой перинатальный центр. Накануне его ввели в эксплуатацию, а через неделю он будет готов принять первых пациенток из всех территорий края.
Площадь шестиэтажного перинатального центра, который начали строить в середине 2015 года, составляет 32 тыс. кв. метров. Рядом в ним будут организованы наземная и подземная парковки на 498 машиномест. Это отдельный проект, который инициировал губернатор края Владимир Владимиров. Он необходим не только для того, чтобы разгрузить близлежащие улицы Ставрополя, но и сделать доступным подъезды как у новому центру, так и к краевой взрослой и детской больницам, расположенным неподалеку. Стоимость объекта составляет порядка 1,6 млрд рублей, которые выделены из федерального и краевого бюджетов.
Также на этой неделе была введена школа на 807 мест в юго-западном районе Ставрополя. На ее строительство из краевого и федерального бюджетов было выделено 550 млн рублей.
Территория новой школы насчитывает более 30 тыс. кв. метров, на которой расположены теннисный корт, волейбольные и баскетбольная площадки, футбольное поле, беговая дорожка, зона отдыха с тремя беседками.
Кроме того, в школе оборудованы специализированные кабинеты информатики, химии, физики, биологии, музыки и изобразительного искусства, а также пять лингафонных кабинетов. Каждый полностью укомплектован, в том числе интерактивными досками и проекторами. Рабочее место каждого учителя автоматизировано.
Два спортивных зала, тренажерный зал и зал для занятий ЛФК оснащены необходимым спортивным оборудованием. Также в школе созданы медицинский блок, фотостудия, радиоузел. Работают мастерские по обработке дерева и металлообработке, кабинет домоводства, игровые комнаты, спальни для младших школьников, посещающих группы продленного дня.
Также в 2016 году построен один детский сад и реконструирована детско-юношеская спортивная школа. Если подвести итог по детским садикам, всего в крае за три года построено 43 детсада на 7 тыс. 300 мест.
В 2017 году продолжится и строительство поликлиники на юго-западе краевого центра. Финансовый лимит на 2016 год мы освоили на 100%, в 2017 году ожидаем выделения еще 92 млн рублей из федерального бюджета и 24 млн рублей из краевого бюджета.
В будущем году ожидаем завершения строительства школы в Пятигорске на 500 мест, одной школы в Михайловске более чем на 1 тыс. мест и школы в Нефтекумском районе.
Начнется установка системы центральной блокировки путей на уже построенной железной дороге к региональному индустриальному парку в Буденновске.
- Игорь Александрович, участие в каких федеральных целевых программах (ФЦП) принимает Ставрополье и какие из них будут продолжены в будущем году?
- Власти края стараются войти в каждую ФЦП. В частности, в нынешнем году это и ФЦП развития здравоохранения, в рамках которой ведется строительство поликлиники в юго-западном районе Ставрополя и ФЦП развития образования - в ней мы участвуем со строительством двух школ - в краевом центре и в центре округа - Пятигорске.
Буквально сегодня правительством края подана заявка на строительство двух школ в городе Ставрополе - в 529 квартале и в новом микрорайоне "Перспективный". В эту же программу мы вошли с проектами строительства двух детских садов - в 530 и 204 кварталах Ставрополя
Кроме того, мы получим федеральные средства на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Ставрополе. Стоимость перечисленных проектов - 2,2 млрд рублей, из которых более 108 млн рублей будут выделены из регионального бюджета. В условиях дефицитного бюджета это значительная для края сумма, но губернатор края посчитал, что средства для софинансирования необходимо зарезервировать в бюджете-2017 года, ведь все эти проекты важны для региона.
Также мы участвуем в госпрограмме развития транспорта - в этом году мы получаем 606 млн рублей и до конца ноября 2016 года получим еще 138,4 млн рублей из федерального дорожного агентства. В этих же программах мы будем участвовать и в будущем году, но сколько будет выделено Ставрополью - еще неизвестно, так как меняется методика, схема расчета в связи с работой системы "Платон". Сейчас акцизы, которые собирает регион, распределяют исходя из количества автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Ставрополья, количества проданного оптом топлива в крае, количества километров по нормативным требованиям и теперь еще и количество автотранспорта, зарегистрированного в системе "Платон".
Приведу пример для сравнения. С октября по ноябрь все регионы России собрали около 8,7 млрд рублей от "Платона", а из них Ставрополье получит свыше 138 млн рублей, тогда как, например, Ингушетия - 1,9 млн, а Карачаево-Черкесия - 17.7 млн рублей. Хочется сказать спасибо нашим перевозчикам, которые имеют автотранспорт свыше 12 тонн и благоразумно регистрируются, что благотворно скажется на дорожной составляющей по краю.
- Вы отметили, что регион получает в нынешнем году порядка 740 млн рублей на развитие дорожной сети. Скажите, есть ли в планах правительства региона проекты строительства новых дорог? И еще: в каком состоянии находятся дороги в крае?
- Относительно новых крупных проектов по строительству дорог, здесь на перспективу рассматриваются два проекта - это объездная дорога, которая свяжет север и юг Ставрополя, и автодорога Кисловодск-Сочи.
Проект обхода города Ставрополя оценивается в 6 млрд рублей, он будет реализован на основе государственно-частного партнерства. Проект необходим для снижения числа заторов и разгрузки центра города. У нас сегодня "дорожная полусфера" сделана от подъезда к городу от Невинномысска через Деминский круг, Надеждинский круг, выход на автодорогу Ставрополь-Батайск - Северный обход. Наша задача - соединить северное Батайское направление с подходом к Невинномысску, то есть это будет дорога напрямую от юга к северу. После того как объездная дорога будет построена, начнется строительство дорог, которые будут выводить автотранспорт из спальных районов краевого центра сразу к объезду.
Второй крупный проект в сфере дорожного строительства - автодорога Кисловодск - Сочи. Мы этот проект представили на рассмотрение правительства РФ. Согласно ему, по территории Ставрополья эта дорога пройдет по направлению Кисловодск - поселок Мирный в Карачаево-Черкесии, и это порядка 7-8 километров. Все остальное - это Карачаево-Черкесия, и по Краснодарскому краю - 48 километров. Согласие этих регионов есть. Таким образом, общая протяженность проектируемой дороги составит 240 километров. При этом 48 километров уже построено (имеет в виду часть, к которой будет подведена новая дорога, построенная к олимпиаде в Сочи - ИФ). В рамках проекта будут также проложены два тоннеля протяженностью 7 и 5 километров. Проект обойдется в 80 млрд рублей. Сейчас идет поиск инвесторов.
Заинтересованность есть, так как трафик на трассах М4 Дон и М27 Джубга-Сочи - он превышает 50 тыс. автомобилей в сутки, а в Краснодарском крае даже запретили движение грузового транспорта в светлое время суток. А новое направление поможет разгрузить эти магистрали. Земли правительством Карачаево-Черкесии уже зарезервированы, вблизи них выкупают уже земли под объекты дорожного сервиса.
Что касается качества дорог, то в прошлом году мы отремонтировали 532 километра, построили 50 километров новых. Уже в этом году отремонтированы 382 километра, капитально отремонтированы 21 километр и 79 километров находятся в стадии реконструкции. Все задачи дорожной отрасли мы исполняем по графику, без отставаний. Отмечу, что в нашем регионе еще и самые большие гарантийные сроки - до 5 лет.
- Игорь Александрович, как в регионе обстоят дела с развитием пассажирского, железнодорожного и авиатранспорта?
- Итак, ситуация по пассажирскому транспорту. Все маршруты у нас законтрактованы, все изменения согласно ФЗ №220 в нормативную базу края внесены. Крайнее изменение мы вносим 16 ноября на заседании правительства. Маршруты и перевозчики определены. Здесь никаких вопросов нет.
Что касается "Северо-Кавказской пассажирской пригородной компании" (СКППК) - мы в этом году конструктивно с ними отработали, исполнили все пожелания наших пользователей железными дорогами и спасибо железной дороге - они пошли нам навстречу. Хочу напомнить, что в начале 2016 года у нас возникали проблемы с работой электричек. Изначально мы не планировали компенсировать перевозчику выпадающие доходы, но в этом случае проезд для населения подорожал бы на 17%. Поэтому мы предусмотрели на компенсацию 55,8 млн рублей
На сегодняшний день перевозки работают без срывов, и даже направление Минеральные Воды - Стодеревская. Хотя это убыточный маршрут и на 2017 год СКППК выходили с предложением снять его, но мы вышли с предложением, губернатор края Владимир Владимиров подписал письмо, чтобы сохранить маршрут, и он остается в будущем году.
Тарифное дело на 2017 год открыто - ждем заключения региональной тарифной комиссии. Уже затем будем принимать решение: компенсировать ли выпадающие доходы СКППК или нет. В любом случае отмечу, что вне зависимости от решения, правительство региона будет обеспечивать компенсацию выпадающих доходов при перевозке учащихся. Поэтому студенты и школьники будут пользоваться 50% скидкой на проезд, как и ранее.
О работе воздушных гаваней. В Минеральных Водах пассажиропоток перевалил уже за 2 млн человек, в Ставрополе будет обслужено более 300 тыс. человек. Таким образом, пассажиропоток увеличится в обеих воздушных гаванях региона в сравнении с результатами 2015 года. До конца 2016 года в аэропорту Ставрополя проводится реконструкция залов вылета и прилета. Власти региона выделили на эти цели более 10,5 млн рублей и столько же - соучредитель АО.
Когда мы это сделаем, то пригласим сюда в регион Минтранс РФ, мы ведь стоим в госпрограмме по реконструкции взлетно-посадочной полосы и нам должны выделить более 1,3 млрд рублей на эти цели в 2019-2020 годах. Хотим обсудить этот вопрос и попросить профильное министерство сдвинуть начало реконструкции на 2017-2018 годы. По итогу ремонтных работ в аэропорту прогнозируем расширение географии полетов и соответственно рост пассажиропотока.
Что касается железнодорожной станции в Ставрополе. Напомню, что РЖД закрыли у нас базовую станцию формирования подвижного состава, хотя поезд по маршруту Ставрополь-Москва работает по-прежнему, просто база формирования идет теперь в Новороссийске. То есть РЖД пошло по пути минимизации своих расходов. Тем не менее, перспективы развития ж/д транспорта есть, так как РЖД планируют открыть поезд Ставрополь - Санкт-Петербург.
- Министерство, которые вы возглавляете, также занимается переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. В регионе действует соответствующая краевая программа. Как обстоит дело с ее реализацией?
- Общий объем финансирования краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах" - более 1,6 млрд рублей, в том числе около 650 млн рублей из бюджета Ставропольского края, более 790 млн рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ и около 190 млн рублей из бюджетов муниципалитетов-участников программы. Всего до 2017 годы должны быть переселены 3 тыс. 777 человек из 196 аварийных многоквартирных домов.
Программа состоит из пяти этапов, первые два этапа завершены. Третий этап, который реализуется в текущем году, предполагает переселение 759 человек из 298 квартир. Все идет по плану, и к 25 декабря мы третий этап завершим.
Отдельно хочу остановиться на обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Все средства, которые предусмотрены федеральным бюджетом, освоены на 100% еще до 1 июля. Таким образом, на 2017 год нам останется обеспечить жильем 62 ветерана.
В заключение могу сказать, что власти региона делают все возможное для динамичного социально-экономического развития региона. У нас много проектов, которые будут воплощены в жизнь в будущем году.