Краснодарский край традиционно является одним из лидеров в России по объемам жилищного строительства. Согласно прогнозам краевого Минэкономразвития, ввод жилья в регионе к 2018 году вырастет в 1,2 раза по сравнению с прогнозируемым показателем 2013 года - до 4,2 млн кв. метров в год.
Строительный комплекс занимает значительное место в экономике Краснодарского края, обеспечивая устойчивое развитие приоритетных секторов: агропромышленного, транспортного, курортно-рекреационного и туристского. Одна шестая часть валового регионального продукта создается в строительном комплексе Кубани. Подробнее о развитии строительной отрасли в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Валерий Жуков.
- Валерий Алексеевич, Краснодарский край ставит перед собой достаточно амбициозные задачи по развитию жилищного строительства. Какие меры позволят реализовать намеченное?
- В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с 2006 года на Кубани введено в эксплуатацию более 25 млн кв. метров жилья. На протяжении всего периода реализации проекта Краснодарский край занимает первое место по данному показателю в Южном федеральном округе и лидирующие позиции в России (с 2006 по 2007 годы - третье место, с 2008 года - второе место).
Перед краем стоит задача: к 2020 году довести объемы ввода жилья до 5,3 млн кв. метров в год, что равнозначно одному квадратному метру на человека. И Кубань успешно идет к намеченной цели: в прошлом году в крае введено в эксплуатацию почти 4,4 млн кв. метров жилья, а показатель ввода жилья на душу населения составил 0,82 кв. метра.
В рамках долгосрочной краевой целевой программы "Жилище" реализуются мероприятия, которые напрямую влияют на темпы жилищного строительства: за счет краевого и местных бюджетов земельные участки обеспечиваются инженерной инфраструктурой; предприятиям, осуществляющим строительство жилья, за счет бюджетных средств предоставляются субсидии на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным в банках на указанные цели, а также на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия.
Кроме того, за счет краевого бюджета предоставляются субсидии на софинансирование расходов местных бюджетов по проектированию и строительству жилья эконом-класса с последующим предоставлением его гражданам по договорам социального найма. Приоритетными являются проекты по строительству малоэтажных жилых домов эконом-класса. За 4 года построено около 4 тыс. кв. метров малоэтажного жилья для предоставления по договорам социального найма.
Ипотечное кредитование на сегодняшний день остается одним из эффективных механизмов жилищного финансирования и самым динамичным сегментом финансового рынка. В 2012 году более 19 тыс. граждан Кубани улучшили жилищные условия с помощью кредитов на общую сумму около 26 млрд рублей, из которых 24,5 млрд рублей - ипотечных.
Мощным стимулом развития ипотечного кредитования и формирования рынка доступного жилья в крае является бюджетная поддержка граждан, приобретающих или строящих жилье с помощью ипотечных жилищных кредитов, оказываемая в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Жилище". За время ее реализации почти каждый шестой житель Кубани, получивший ипотечный кредит, улучшил жилищные условия с помощью государственной поддержки.
- Какие проекты комплексной жилищной застройки будут реализованы на Кубани?
- Администрацией Краснодарского края в настоящее время сопровождаются 34 инвестиционных проекта по жилищному строительству на общую сумму более 355 млрд рублей. Наиболее крупными проектами комплексной жилищной застройки в Краснодаре являются развитие жилого микрорайона "Московский", комплексное освоение территории общей площадью 182,5 га под строительство жилого района на 60 тыс. жителей с обеспеченной социальной и инженерной инфраструктурой в поселке Зеленопольском (Краснодар), строительство жилого микрорайона в Прикубанском внутригородском округе, строительство жилого района на улице Восточно-Кругликовской.
Кроме того, в Анапе ведется строительство крупного жилого микрорайона "Горгиппия".
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о развитии малоэтажного строительства в Краснодарском крае. Как решается проблема с проведением коммуникаций к индивидуальному жилью?
- В Краснодарском крае традиционно высокой остается доля строительства индивидуальных домов. В 2012 году индивидуальными застройщиками было построено около 2 млн кв. метров малоэтажного жилья.
В последние годы широкое развитие получило строительство коттеджных поселков и малоэтажного жилья эконом-класса. В настоящее время только в Краснодаре ведется строительство нескольких коттеджных поселков, в числе которых "Немецкая деревня", "Эллада", "Вишневый сад".
Полномочия по обустройству инженерными сетями земельных участков под жилищное строительство находятся в компетенции муниципального образования, на территории которого строится или построено жилье. Однако в рамках программы "Жилище" предусмотрена краевая поддержка по строительству и проектированию электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также устройству автомобильных дорог.
С 2007 года ежегодно проводится конкурсный отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов для предоставления субсидий из краевого бюджета на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой под жилищную застройку. В 2013 году по результатам конкурсного отбора победителями стал 41 инвестиционный проект от 25 муниципальных образований, в приоритетном порядке рассматривались проекты по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям с тремя и более детьми.
- Какие крупные инвестиционные проекты в секторах промышленного строительства и производства строительных материалов будут реализованы в ближайшее время?
- Кубань занимает лидирующие позиции среди регионов страны по выпуску строительных материалов и изделий. В прошлом году край занял первое место по производству гипса и керамического кирпича, второе место по производству цемента, третье - гипсокартонных листов и нерудных строительных материалов.
Производственная база Краснодарского края активно развивается и модернизируется, что связано с высокими темпами строительства в крае.
На Кубани наиболее крупные инвестиционные проекты реализуются в цементной промышленности и производстве стеновых материалов. В этом году в Новороссийске ОАО "Новоросцемент" планирует завершить строительство технологической линии по производству цемента по "сухому" способу мощностью 2,2 млн тонн в год на территории завода "Первомайский", а к 2016 году - реконструкцию вращающейся печи N 10 с переводом на "сухой" способ производительностью 6 тыс. тонн клинкера в сутки на территории завода "Пролетарий".
В Усть-Лабинском районе в заключительной стадии находится строительство второй очереди завода "Главстрой-Усть-Лабинск" по производству газобетонных блоков мощностью 210 тыс. куб. метров в год.
- Нельзя не затронуть и тему масштабного олимпийского строительства. Какова на сегодняшний день готовность крупных олимпийских объектов? Выдерживаются ли сроки строительства? Какие объекты уже готовы встречать гостей, а какие еще предстоит завершить?
- Согласно краевой целевой программе "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта", департамент строительства Краснодарского края является ответственным исполнителем по 45 объектам.
За время реализации программы в эксплуатацию введено 25 объектов, в числе которых очистные сооружения канализации Краснополянского поселкового округа, первая очередь очистных сооружений "Бзугу", три водозабора, а также магистральные сети водоснабжения и водоотведения протяженностью более 100 км. В Центральном и Хостинском районах Сочи ведется строительство шести канализационных коллекторов.
Выполнены работы по рекультивации полигона твердых бытовых отходов, что значительно улучшило экологическую обстановку на территории Адлерского района.
В соответствии с международными стандартами на качественно новый уровень переводятся медицинские фонды Сочи. Введены в эксплуатацию больница и поликлиника в поселке Красная Поляна, инфекционная больница в Сочи. Совсем недавно сдан в эксплуатацию хирургический корпус в Адлерском районе, готовится к вводу крупнейший объект здравоохранения на территории Большого Сочи - лечебно-диагностический корпус на 300 мест на ул. Дагомысской.
Также в эксплуатацию введен детский сад с комплексной спортивной площадкой в селе Некрасовское в Имеретинской низменности и квартал жилой застройки для переселенцев по ул. Яна Фабрициуса в Хостинском районе.
В настоящее время практически на всех олимпийских объектах горного и прибрежного кластеров обеспечена высокая степень строительной готовности.
- Насколько готова транспортная инфраструктура к предстоящей Олимпиаде?
- Активная реализация проектов по строительству, реконструкции и ремонту объектов транспортной инфраструктуры в Сочи началась после утверждения программы строительства олимпийских объектов постановлением правительства РФ. Первоначально Олимпийская программа предусматривала строительство 26 объектов транспортной инфраструктуры. В их числе строительство автомобильных дорог общей протяженностью более 150 км, 12 полноценных транспортных развязок, реконструкция и капитальный ремонт проезжей части 58 улиц Сочи. Ответственными исполнителями мероприятий транспортной инфраструктуры являются Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), ГК "Олимпстрой", администрации Краснодарского края и Сочи и ОАО "Российские железные дороги".
Росавтодор ведет проектирование и строительство 10 объектов транспортной инфраструктуры. Общий объем финансирования объектов федеральной собственности составляет более 150 млрд рублей. Самыми значимыми из них являются дублер Курортного проспекта, транспортные развязки "Адлерское кольцо", в Центральной части Сочи и на федеральной автомобильной дороге М-27 Джубга - Сочи - граница с Абхазией.
Краевой администрации поручено строительство автомобильной транспортной развязки в двух уровнях на пересечении ул. Донской и Гагарина, трехуровневой - в районе Краснодарского кольца, малой объездной дороги и двух объектов в Красной Поляне, а также реконструкция и ремонт дорог и улиц города, строительство надземных и подземных пешеходных переходов с мерами по обеспечению их доступности для маломобильных групп населения. Общая стоимость 15 объектов транспортной инфраструктуры, закрепленных за администрацией края, составляет более 22 млрд рублей. Общая протяженность объектов транспортной инфраструктуры краевого значения составит 31,53 км.
Следует также отметить, что наша администрация наряду с олимпийскими объектами транспортной инфраструктуры в настоящее время активно ведет строительство гоночной трассы "Формула-1", причем все дорожно-строительные работы и строительство инфраструктуры этого объекта будут закончены к началу Олимпийских зимних игр 2014 года.
ГК "Олимпстрой" ведет строительство двух объектов транспортной инфраструктуры Горного кластера и автомобильных дорог Имеретинской низменности. Самой масштабной является совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" протяженностью 50 км. Ее строительство по левому берегу реки Мзымта ведет ОАО "РЖД".
Цель проекта - обеспечить доставку зрителей и участников соревнований по железной дороге на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности. Прошло почти пять лет напряженной работы по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту олимпийских объектов транспортной инфраструктуры. По состоянию на 1 сентября из десяти объектов транспортной инфраструктуры федерального значения завершено строительство и реконструкция семи объектов, из 15 объектов краевого значения - 11.
ГК "Олимпстрой" в 2012 году завершила строительство двух автомобильных дорог в Горном кластере протяженностью 10,3 км, на стадии завершения находится строительство автомобильных дорог в Имеретинской низменности, а также три объекта транспортной инфраструктуры краевого значения и три объекта федерального значения.
Совмещенная дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" и дублер Курортного проспекта должны быть введены в строй до 1 декабря этого года.
В целом, подготовка объектов транспортной инфраструктуры Сочи имеет принципиальное значение для позиционирования его как гостеприимного, благоустроенного и передового города, не имеющего транспортных проблем, соответствующего высокому уровню ожидания гостей зимних Олимпийских игр.
Реализация всех мероприятий в части транспортной инфраструктуры позволит сформировать целостную транспортную систему модернизированных автодорог, способную успешно выполнять функцию "современный транспорт" в период Олимпийских игр, обеспечить существенное повышение безопасности движения и значительное улучшение экологической обстановки.