С началом активного освоения каспийских месторождений судостроительные предприятия Астраханской области получили заказы крупнейших российских и зарубежных нефтегазовых компаний и морских операторов по строительству нефтяных платформ и судов. В числе заказчиков - ЛУКОЙЛ, Dragon Oil, OMS Shipping. Только в прошлом году объем инвестиций в судостроение вырос в 1,8 раза. В свою очередь, региональные власти создают максимально комфортные условия для бизнеса, помогают компаниям, задействованным нефтяными холдингами, в поиске новых рынков сбыта и подрядов за пределами области. О том, какие проекты реализуются и какие предстоит начать, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Сергей Кржановский.
- Сергей Николаевич, каков прогноз по инвестиционному портфелю в топливно-энергетическом комплексе региона на 2014 год? Расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее крупных отраслевых инвесторах.
- Для начала отмечу, что крупнейшие предприятия в сфере добычи, переработки и трубопроводного транспорта углеводородов в 2013 году направили более 70 млрд рублей инвестиций в развитие проектов на территории региона, что в 1,8 раза больше, чем в 2012 году. В этом году ожидаем рост инвестиций на 33%, до 93 млрд рублей. А в общей сложности министерство сопровождает крупные проекты на общую сумму более 500 млрд рублей, из них большая доля инвестиций, 342 млрд рублей, приходится на два морских месторождения компании "ЛУКОЙЛ" - имени Корчагина и имени Филановского.
Подчеркиваю, что я сейчас говорю только о проектах в сфере разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Наибольшая доля инвестиций пришлась на две крупнейшие в регионе компании - "ЛУКОЙЛ" и "Газпром". Первая ведет добычу сырья на месторождении Корчагина, приступила к установке объектов на месторождении Филановского - одном из крупнейших месторождений, открытых в России за последние десятилетия. "Газпром" за последние десять лет направил более сотни миллиардов рублей на развитие добычи и переработки сырья в регионе.
Продолжается реконструкция, модернизация объектов Газопромыслового управления и Газоперерабатывающего завода. Вообще, по оценке специалистов, ресурсов Астраханского газоконденсатного месторождения хватит на 2,5 века. Так что, уверен, инвестиции "Газпрома" в регион будут продолжаться. Кроме того, не стоит забывать о программе газификации. Мы рассчитываем, что она будет завершена в течение ближайших двух лет, в результате чего северные районы области получат хороший импульс в своем развитии. С приходом газа в Ахтубинском, Черноярском и Харабалинском и районах могут быть реализованы эффективные с точки зрения снижения затрат проекты в сфере производства строительных материалов, переработки сельскохозяйственной продукции, а также в сфере услуг. Это что касается перспектив, которые даст полная газификация территории области.
Кроме того, если говорить об инвестициях в топливно-энергетический комплекс, нельзя не упомянуть о проекте расширения "Каспийского трубопроводного консорциума" "КТК-Р". Он позволит увеличить объем транспортировки нефти из Казахстана через Астраханскую область более чем в 2,4 раза.
Электроэнергетика также не стоит на месте в своем развитии. В частности, в прошлом году в микрорайоне им. Бабаевского в Астрахани ЛУКОЙЛ ввел в эксплуатацию крупную парогазовую установку мощностью 235 МВт. Объем инвестиций в проект составил более 11 млрд рублей.
На территории Астраханского газоконденсатного месторождения запущена после модернизации подстанция "Газовая", которая обеспечивает энергией Астраханский газоперерабатывающий завод. На этот проект ОАО "ФСК ЕЭС" направило 1,9 млрд рублей. Проводилась модернизация подстанций и в районах. В частности, в Харабалинском районе модернизирована подстанция напряжением 220/110/10 кВ, в результате мощность выросла на 67%. Реконструирована подстанция в Камызякском районе.
Филиал "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" в прошлом году ввел в эксплуатацию около 133 км линий электропередачи, трансформаторная мощность которых более 35,5 МВА. Все перечисленные мною объекты обеспечивают стабильное снабжение энергоресурсами потребителей региона.
Кроме того, ЗАО "ГК-4" сейчас продолжает строительство подстанции мощностью 44 МВт в городе Знаменске. Ее ввод планируется в 2015 году. Стоимость проекта составляет более 3,4 млрд рублей.
Отдельно мы смотрим на возможности альтернативной энергетики. Инвесторы заявили о намерении вложить около 10 млрд рублей в строительство в регионе 6 станций солнечной генерации, две из которых мощностью по 15 МВт, планируется начать строить в этом году в Наримановском и Володарском районах. Ведется работа по подготовке проекта строительства ветрогенераторов. Естественно, мы не говорим об отказе от традиционных источников энергии, поскольку это нецелесообразно технологически. Но в качестве снижения нагрузки эти проекты должны показать эффективность.
- Какой объем инвестиций в промышленном и судостроительном комплексе планируется по итогам 2014 года?
- Основным драйвером развития судостроительной отрасли является топливно-энергетический комплекс. Благодаря крупным заказам нефтяных компаний сегодня в Астраханской области формируется международный центр оффшорного судостроения, ориентированный не только на проекты в российском секторе Каспия, но и проекты по добыче и транспортировке углеводородного сырья на всем севере и северо-востоке Каспийского моря.
Основные судостроительные предприятия региона с началом освоения каспийских месторождений укрепили свои компетенции. Астраханские корабелы выполняют заказы для крупнейших российских и зарубежных нефтегазовых компаний, морских операторов, строят нефтяные платформы по заказу Dragon Oil, буксиры для казахстанских партнеров - OMS Shipping. Продолжается выполнение заказов по строительству объектов для месторождений ЛУКОЙЛа. В результате активной реализации компанией проектов в рамках разработки месторождения имени Филановского объем производства в судостроении региона вырос в прошлом году на 44,2%.
В конце мая 2013 года судостроительный завод "Лотос" завершил строительство опорных оснований ледостойкой стационарной платформы - ЛСП-1. В июле с головной площадки группы "Каспийская энергия" - Астраханского судостроительного производственного объединения (АСПО) вышла самоподъемная плавучая буровая установка "Нептун", построенная по заказу БКЕ-Шельф.
В процессе испытаний корпус буровой установки массой около 10 тыс. тонн подняли на высоту 195 метров. На судостроительных верфях астраханского региона подъем металлической конструкции на такой уровень высоты был произведен впервые. В настоящее время АСПО достраивает вторую такую же разведочную буровую - "Меркурий".
Судозавод "Красные Баррикады" в конце июля прошлого года спустил на воду опорные основания платформы жилого модуля и райзерного блока, а в октябре - опорные основания центральной технологической платформы. Все объекты были установлены в море. В конце июля этого года завод сдал верхнее строение платформы жилого модуля, которое успешно доставлено к месту установки. До конца 2014 года все платформы будут установлены на месторождении Филановского.
Кроме того, в этом году астраханские корабелы приступили к строительству объектов второй очереди месторождения Филановского. Так, завод "Галактика" выиграл у генерального подрядчика ЛУКОЙЛа - ОАО "Глобалстрой-Инжиниринг" - тендер на строительство опорного основания ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-2). Это большой успех для предприятия, которое за эти годы активно модернизировалось, так как раньше основной объем его деятельности составлял судоремонт.
Исходя из текущих проектов и планов нефтяной компании по освоению шельфа Каспия, можно говорить, что астраханский судостроительный комплекс будет обеспечен заказами ЛУКОЙЛа до 2030 года.
На территории Астраханской области активно ведется и судоремонт. В настоящее время на Астраханском судоремонтном заводе - филиале одного из крупнейших судостроительных предприятий России ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" -продолжается строительство серии буксиров по заказу министерства обороны РФ.
Волго-Каспийский судостроительный завод и ООО "Галактика" ведут ремонт судов, в том числе по заказу зарубежных судовладельцев. Хороший пример - Ахтубинский судостроительный завод, который впервые за свою историю построил нефтеналивной танкер по заказу компании "Вега". Завод не только выполнил заказ стоимостью более 0,5 млрд рублей, но и освоил новые технологии.
Как итог всех контрактов, о которых я говорю, объемы промышленного производства выросли на 30%, и Астраханская область по основным показателям заняла второе место в ЮФО. Этот результат был достигнут, в частности, за счет судостроительной отрасли.
- Сергей Николаевич, не так давно правительство России внесло изменения в положение о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации. Изменения коснулись судов, плавающих под флагом стран Каспийского бассейна. Как изменения коснутся работы астраханских судоремонтных заводов?
- Астраханская область начала поднимать этот вопрос с 2009 года. Решили его вместе с Минтрансом России таким образом: предприятия, выполняющие ремонт судов, ходящих под флагом прикаспийских стран, мы включили в границы морского порта. Что и было внесено приказом Минтранса. Теперь суда смогут подходить к причальной стенке судозавода без снятия флага. И это была инициатива наших предприятий.
- Как оцениваете судостроительной потенциал отрасли?
- Перспективы отрасли расширяются. Это развитие оффшорного судостроения, создание и развитие особой экономической зоны промышленного типа. В ОЭЗ рассчитываем привлечь крупнейшие мировые и российские компании. Ведем переговоры с ОСК, Siemens AG, Rolls-Royce, Hitachi и Mitsubishi, Liebherr и ThyssenKrupp, АВВ Marine, Damen Group и Rosetti Marin.
- В какую сумму оценивается создание инфраструктуры зоны?
- Почти 16 млрд рублей. Плюс средства резидентов, которые должны пойти на создание производства. Якорным резидентом станет ССЗ "Лотос ", особая зона создается как раз на территории, прилегающей к данному заводу. Для участников предусмотрены льготы и преференции - это отмена таможенных пошлин, уменьшение основных видов налогов, возможности применения механизмов по оптимизации расходов - ускоренной амортизации. Все это позволит снизить издержки производства и значительно повысит конкурентоспособность предприятий-резидентов особой экономической зоны "Астрахань".
Для заказчиков это также выгодно, так как большая часть добавленной стоимости в судостроении создается на этапе оснащения судна технологическим оборудованием. И особенно это актуально для строительства платформ, предназначенных для шельфовых проектов. Сегодня отечественные компании строят основания платформы, стоимость которой составляет примерно треть всего объекта. До 80% технологического оборудования платформ закупается за рубежом.
Мы же говорим о локализации производства оборудования для платформ, судов обеспечения, разведывательных судов. Об этом идет речь с самого начала подготовки проекта ОЭЗ. Не о производстве запчастей, нет. Мы предлагаем разместить производство электроники, энергетических установок, винто-рулевых колонок, оффшорных кранов и многое другое. Фактически следуем основным политическим трендам. Хотя изначально исходили из прогноза развития нефтегазовой отрасли в российском секторе Каспия и на Северо-Востоке Каспия.
- Поступали ли отказы от компаний, заявивших ранее о намерении войти в ОЭЗ, в связи с международными санкциями?
- Отказов не поступало. Мы провели встречу с компанией Liebherr. У нее есть завод в Нижнем Новгороде, который строит технику наземного базирования. Конечно, у нас в портах и на судостроительных заводах востребованы тяжелые гусеничные краны. Но техника активно используется на оффшорных объектах на углеводородных месторождениях Каспия. Так, оффшорный кран установлен на центральной технологической платформе на месторождении Филановского. Подразделение Liebherr, которое отвечает за производство и реализацию оффшорной техники, заинтересовано в размещении производства на территории Астраханской области. 18 августа сюда приедут представители компании. Они посетят предлагаемую площадку, ознакомятся с перспективами загрузки и реализации продукции, словом, оценят рынок сбыта. Для более детального обсуждения проекта необходимо будет подготовить встречу губернатора Александра Жилкина и руководителя компании Вилли Либхерра. Компания не отказывается от того, что она заинтересована во вхождении в зону. Отмечу, ни одного политически мотивированного отказа от вхождения в ОЭЗ не поступало.
- Сергей Николаевич, Вы как-то упомянули о том, что в регион пришла азербайджанская национальная компания SOCAR? Расскажите подробнее об этом.
- Действительно, SOCAR пришла в регион. ООО "СОКАР РУС", в которой государственной нефтяной компании Азербайджана принадлежит 99% уставного капитала, в декабре 2013 года получило лицензию на изучение с целью поиска и оценки месторождения углеводородного сырья на Северо-Бешкульском участке. Месторождение расположено в Наримановском районе области. Южнее этого участка - Бешкульское нефтяное месторождение, разрабатываемое компанией "РИТЭК", а северо-восточнее расположено Астраханское ГКМ. В рамках лицензионного соглашения сейчас "СОКАР РУС" разрабатывает программу, которую должны утвердить до 1 декабря 2014 года. Думаю, что до конца года мы узнаем о планах компании.
- Что касается запасов полезных ископаемых в регионе, в каком объеме на сегодняшний день поставлены запасы на государственный баланс?
- На государственном балансе на материковой части находятся 4,7 трлн кубометров газа, 1 млрд 37 млн тонн жидких углеводородов - газового конденсата и нефти. Прирост запасов нефти в 2013 году по сравнению с 2012-м достигнут в результате геологоразведочных работ на территории Тамбовского участка, где нефтегазовая компания "АФБ" открыла одно из крупнейших месторождений нефти и газа на суше - "Великое".
На государственном балансе на шельфе Северного Каспия находится 773 млрд кубометров газа и 294 млн тонн нефти и газового конденсата. Прогнозные же ресурсы нефти и газового конденсата прилегающей к Астраханской области части шельфа составляют более 1 млрд тонн.
На прилегающем шельфе Северного Каспия на сегодня открыты 8 месторождений. При этом к освоению шести из них недропользователи - "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Каспийская нефтяная компания" и "ПетроРесурс" - еще не приступали.
- На какой стадии находится проект "Астрахань Ойл Корпорейшн Лимитед" по строительству мини-завода по переработке нефти?
- Компания от планов не отказывается и в настоящее время разрабатывает проект. Будет определена мощность нефтеперерабатывающего завода битумного профиля. Думаю, осенью текущего года подготовка проекта будет завершена. Сейчас мы говорим о том, что это будет завод мощностью 500 тыс. тонн в год, завязанный на переработку нефти с месторождений компании и нефти, поступающей от других недропользователей.
- Расскажите, на какой стадии находится заявленный проект строительства завода по производству полиэтилена?
- На стадии предынвестиционных исследований. В конце июня "Газпром промгаз" представил в правительство области инвестиционную декларацию. Мы ее оперативно согласовали. Ведомственная экспертиза в "Газпроме" внесла изменения. Они нам должны прислать на повторное согласование. Думаю, что при получении положительного заключения ведомственной экспертизы до конца 2014 года совет директоров "Газпрома" включит проект в инвестиционную программу.
- В рамках реализации проекта освоения месторождений на шельфе Каспия в 2012 году в регионе началось строительство площадки компании Schlumberge. Когда планируется ввести объект?
- Строительство производственной базы по обслуживанию бурового оборудования и техники для исследования недр Schlumberge завершает в сентябре 2014 года. Общий объем инвестиций - 1 млрд 230 млн рублей. Будет создано около 300 высокотехнологичных рабочих мест. Кстати, данное предприятие станет крупнейшей базой компании в России.
- В Астраханской области зарегистрировались "дочки" двух зарубежных компаний - Saipem S.p.A и Bumi Armada Berhad. Речь идет о простой регистрации налогоплательщика или о создании дивизионов?
- Saipem стал серьезным налогоплательщиком. У нас зарегистрировано структурное подразделение, оно платит в областной бюджет налог на прибыль. Цифры не могу озвучивать, компании не раскрывают данные. При этом нужно понимать, что компании привязаны к инвестиционной программе "ЛУКОЙЛа". В прошлом году они выполняли большой объем, в этом году объем чуть меньше. Но о спаде говорить нельзя.
Они ориентированы на весь шельф Каспия. Но без лишней скромности скажу, что компании довольны работой в Астраханской области, мы смогли создать максимально комфортные условия для бизнеса.
- Сергей Николаевич, как астраханские власти работают с предприятиями в плане оказания поддержки, в том числе в продвижении на российском рынке и рынки стран Каспийского бассейна?
- Поддерживаем. К примеру, ОАО "Астраханский станкостроительный завод". Руководство завода поначалу не верило в эффективность поддержки по продвижению, которую мы предложили. Мы со своей стороны в рамках двухстороннего сотрудничества направили письма в субъекты, проговорили возможности взаимодействия с госкорпорациями, с ОАО "Роствертол". Теперь у предприятия есть стабильные заказы. Конечно, они не полились, как из рога изобилия, однако общий объем увеличился. Приходят станки на ремонт, закупаются новые.
Еще один пример, привлекаем компанию "СВАП-ЮГ", как и другие предприятия региона, к участию в мероприятиях, проходящих в других субъектах России и прикаспийских странах. "СВАП-ЮГ" производит обетонированную трубу для строительства морских нефтепроводов, продуктоводов, наладило производство трубы для коммунальных нужд. В силу специфической, но качественной продукции компания может занять достойное место на рынке каспийского и черноморского регионов. И благодаря участию в таких встречах "СВАП-ЮГ" начал переговоры о производстве трубы для магистрального водопровода в Казахстане. Также компания рассматривает возможность поставки труб для "Южного потока", трубопроводов для месторождений в казахстанском секторе Каспия, в Туркмении. Астраханская труба поставляется для трубопровода "ЛУКОЙЛа" с севера Каспия.
Впервые в области была принята концепция развития промышленной политики, что позволит нам в дальнейшем определять меры поддержки и привлекать федеральные средства на эти цели. Разработали программу внедрения композиционных материалов и программу комплексного развития астраханского воднотранспортного узла. Проводим региональный этап конкурса "Сто лучших товаров России", стимулируя деятельность предприятий и организаций по улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции и услуг в интересах потребителей. В этом году увеличили вдвое денежную премию победителям конкурса "За лучшие показатели качества".
- Удалось ли договориться с азербайджанским бизнесом о запуске рейса Астрахань-Баку?
- О готовности возобновить регулярные полеты из Баку нашего губернатора уведомила авиакомпания "Азербайджан Хава Йоллары". Компания планирует начать полеты со 2 ноября один раз в неделю. Учитывая потребности потенциальных пассажиров, мы прорабатываем вопрос об увеличении частоты полетов до двух раз в неделю.
Отмечу, что в 2013 году из Астрахани открыто прямое авиасообщение в Таиланд (Бангког), Грецию (Салоники), Турцию (Анталия), с лета этого года - в Грецию (Ираклион).
С 31 марта 2014 года авиакомпания "Турецкие авиалинии" выполняет регулярный прямой рейс "Стамбул-Астрахань-Стамбул" 4 раза в неделю. Также по просьбам пассажиров данный рейс с октября будет переведен из турецкого аэропорта "Сабиха" в крупнейший международный аэропорт "Ататюрк".
С 1 июня авиакомпания Scat запустила рейс "Астрахань-Актау-Алматы" с минимальным количеством времени стоянки воздушного судна в аэропорту Актау. Если загрузка данного рейса подтвердит необходимость наличия прямого авиасообщения, авиаперевозчик Казахстана запустит прямой рейс "Астрахань-Алматы" уже в следующем сезоне. С октября начнутся туристические полеты из Астрахани в Египет.