Министр по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КБР Б.Паштов: "Власти республики меняют систему координат"

Министр по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КБР Б.Паштов: "Власти республики меняют систему координат"

В самое ближайшее время в Кабардино-Балкарии будет разработана программы развития телевидения и радиовещания в республике на ближайшую и среднесрочную перспективу. В качестве стратегической цели руководство республики обозначило необходимость постоянного наращивания объемов вещания. О том, как планируется это реализовывать, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КБР Борис Паштов.

- Борис Султанович, Вы недавно возглавили новое ведомство - министерство по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КБР. Какие проблемы в этой сфере считаете самыми острыми?

- Новое министерство будет одним из самых крупных в республике. Сегодня, когда нынешнее руководство Кабардино-Балкарии вывело республику из глубочайшего экономического кризиса, пришло понимание, что не менее важно выстроить конструктивные общественные отношения.

Необходимо консолидировать общество, чтобы противостоять попыткам раскачать ситуацию на Северном Кавказе. Люди должны понять, что власть меняет систему координат. Необходимо наладить конструктивный диалог как между различными общественными группами, так и между обществом и властью.

- Какова роль в налаживании этого диалога отводится республиканским СМИ, и справляются ли они с этой ролью?

- Мы должны предпринять меры по значительному повышению эффективности и уровня влияния республиканских СМИ. В КБР в настоящее время действует 73 СМИ, в них работает около 800 человек. Бюджет 2009 года по обеспечению деятельности республиканских СМИ превышает 150 млн рублей. Кроме того, в этом году предполагается дополнительно вложить в сферу СМИ еще 50 млн рублей в рамках республиканской целевой программы.

Несмотря на эти внушительные цифры, приходится констатировать, что сегодня в информационном поле республики "повестку дня" в значительной степени формируют федеральные СМИ. В результате того, что республиканские СМИ недостаточно активно продвигают местную тематику в увязке с общероссийскими процессами, возникает перекос в сознании людей, психологическая оторванность населения от реальных событий, которыми живет республика, непонимание действий власти, чувство невостребованности и неучастия.

Отличительной особенностью республики является то, что на территории КБР кабардинский и балкарские языки наряду с русским имеют статус государственных. В целях их сохранения, развития, повышения уровня востребованности и удовлетворения спроса на информацию на этих языках выпускаются газеты, литературно-художественные и детские журналы, теле- и радиопередачи.

- Однако телерадиосигнал доходит не до всех населенных пунктов республики.

- Да, вещательные СМИ покрывают качественным телерадиосигналом порядка 80% территории КБР. Такая картина складывается в связи со сложным рельефом местности, когда вне зоны действия республиканского радио и телевидения остаются высокогорные территории. В ряде районов более слабый республиканский телевизионный сигнал перекрывается более сильным сигналом из соседних Ставропольского края и Северной Осетии.

Следует заметить, что еще в 1995 году республика отказалась от проводного радиовещания, широко распространенного в советское время на всей территории СССР, в пользу быстро развивающегося радиовещания в FM-диапазоне. Однако действия в стиле "хотели как лучше, а получилось как всегда" дискредитировали, в общем-то, здравую идею. Из-за непродуманных действий было прекращено проводное вещание, но взамен людям не была предложена удобная и эффективная альтернатива. В результате мы потеряли значительную часть радиоаудитории. В связи с этим эффективность работы журналистов республиканского радио, а также степень их воздействия на аудиторию остаются весьма низкими. Как один из способов решения существующих проблем министерством рассматривается вопрос приобретения частоты в FM-диапазоне для государственного радиовещания.

Республиканское телевидение и радио находятся, к сожалению, в зачаточном состоянии. Отмечая положительную деятельность республиканских вещательных каналов, созданных практически с нуля и работающих в сложнейших условиях, следует признать, что они не являются лидерами общественного мнения. Их суммарного вещания - три часа в сутки республиканских телевизионных программ и одночасовая радиопередача на волнах "Радио России" - явно не достаточно для решения идеологических, информационных, культурно-просветительских задач, возложенных на республиканские СМИ и министерство в целом. Поэтому в качестве стратегической цели руководством республики обозначена необходимость постоянного наращивания объемов вещания. Реализовать поставленные задачи мы можем только при комплексном подходе к решению проблемы. Все эти аспекты предполагается предусмотреть в рамках программы развития телевидения и радиовещания в КБР на ближайшую и среднесрочную перспективу. К разработке программы мы приступим в самое ближайшее время.

- Серьезным этапом развития телевидения в Кабардино-Балкарии стал проект строительства сети телеретрансляторов и спутникового передатчика для расширения зоны вешания федеральных и республиканских телеканалов. Как он реализуется?

- Уже начали работу ретрансляторы в Баксанском (с.Нижний Куркужин) и Лескенском (с.Анзорей) районах. В настоящее время построены, но еще не введены в эксплуатацию 11 ретрансляторов в Черекском, Баксанском, Чегемском, Лескенском и Прохладненском районах. В ближайшие годы в Кабардино-Балкарии будет реализована федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания на 2009-2015 годы". В рамках данной программы к 2015 году Российская Федерация полностью должна перейти на цифровое вещание. Ориентировочный объем финансирования из федерального бюджета составляет 100 млрд рублей. Уже в этом году первый этап программы начнет реализовываться в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера. Кабардино-Балкария в этом списке находится в третьей очереди.

Министерством будет изучаться возможность по реализации программы "Развитие телерадиовещания на 2009-2015 годы" на территории республики ранее обозначенных сроков. Для постановки такого вопроса у нас уже имеется достаточно высокий процент технического оснащения (ретрансляторы, спутниковый передатчик и пр.).

- Какова востребованность печатных изданий?

- Говоря о востребованности печатных изданий, следует откровенно признаться, что это направление у республиканских СМИ заметно хромает. Через киоски "Роспечати", в лучшем случае, реализуется около 10% от заявленных тиражей, при этом большая часть подписки на республиканские газеты и журналы приходится на государственные органы, общественные организации, министерства, ведомства, библиотеки. Изучение содержания печатных изданий показывает, что в федеральных газетах большая часть печатной площади отводится освещению политических и экономических событий. Местные издания уделяют этим вопросам чуть меньше внимания - около 40%. Однако при почти одинаковых показателях уровень востребованности изданий различный. Причина в одном - республиканские газеты освещают, а не обсуждают общественно-социальные проблемы. Вместо того, чтобы объяснять людям место и значение того или иного события как части некого общественного процесса, наши СМИ ограничиваются описательными или мажорными репортажами.

На мой взгляд, задача республиканских СМИ - научиться говорить о проблемах, выявляя причины и последствия, содействуя их решению или смягчению. Люди должны знать, как будут решаться их вопросы, что и как государство (республика и муниципалитет) уже делает по преодолению существующих проблем, реальные возможности и трудности, с которыми сталкивается власть при реализации таких мер.

СМИ должны решить задачи по организации общественной дискуссии на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, выработки альтернативных подходов к решению проблем и противоречий, а также продвижение идей толерантности, открытости власти и единства интересов народов КБР во имя поступательного развития республики.

Развитие информационной культуры СМИ неразрывно связано с людьми, их делающими, уровнем их профессионализма и образованности. Анализ ситуации показывает, что в республике количество журналистов со специальным образованием колеблется между 5 и 7 процентами.

В условиях отсутствия собственной образовательной базы остро встает кадровый вопрос - подготовка журналистов, работающих на кабардинском и балкарском языках. Проблема очень серьезная и трудно решаемая. В ближайшей перспективе мы предлагаем создать учебные журналистские, телевизионные образовательные студии для старшеклассников, студентов начальных курсов вузов. Для этих же ребят предлагается проведение мастер-классов с ведущими российскими журналистами, редакторами, издателями. Кроме того, мы планируем воссоздать систему юнкоров в муниципалитетах республики.

- А как развивается республиканское интернет-пространство?

- Справедливости ради надо отметить, что в целом республиканское интернет-пространство развито относительно слабо. Монополия на провайдерские услуги по предоставлению интернета, высокая цена трафика также не способствуют развитию интернет-рынка в республике. Недостаточно эффективно используют возможности интернет и республиканские СМИ.

Министерство на ближайшее будущее планирует ряд мероприятий по исправлению сложившейся ситуации и освоению этого полного возможностей пространства массовой коммуникации. В наших планах создание самого современного информационного портала по типу интерактивного информационного агентства с максимальной переадресацией на все республиканские сайты министерств, ведомств, средств массовой информации КБР.

- Нынешний год объявлен в России Годом молодежи, а возглавляемое Вами ведомство по определению призвано заниматься молодежными проблемами…

- Закон цифр гласит, что не менее 10 процентов молодых людей необходимо вовлечь в активную работу, чтобы достичь резонанса с обществом. Мы начали формировать банк молодежного актива - "золотой фонд" республики. Возрождаем работу с талантливой молодежью, наладили контакт со студенческими советами. Создан молодежный парламент, формируется молодежное правительство, начала работать система резерва кадров, идет продвижение молодых людей в совещательные органы, органы исполнительной власти.

Но главное - отстроить систему поиска и выдвижения молодых талантов, начиная со школьного, поселкового самоуправления. А для этого на местах должны быть специалисты по работе с молодежью.

В многонациональной Кабардино-Балкарии важно повысить градус толерантности не только между народами республики, но также наладить связи с соседями по региону. Нашему поколению, выросшему совсем в других экономических и идеологических условиях, такие понятия, как интернационализм, единство, дружба народов, кажутся само собой разумеющимися. Нынешняя молодежь формировалась на сводках из "горячих точек", обременена термином "лицо кавказской национальности". Учитывая это, мы продолжим молодежные обмены и межрегиональные мероприятия, совместные лагеря, тренинги в сотрудничестве с ЮНИСЕФ. В прошлом году в Нальчике прошло несколько таких мероприятий, завершившихся Днем толерантности. Знаю, что это очень результативно. Ребята из разных регионов лучше узнают друг друга, завязывают дружбу, потом переписываются. К сожалению, помимо активистов, которым все интересно, есть и другие категории молодежи - обездоленной, неблагополучной. Молодежь - это не однородная среда, а всего лишь возрастная категория, которая охватывает все слои общества. Есть прирожденные лидеры и таланты, есть "середняки", которых нужно увлечь и вести за собой, особняком держатся верующие, есть молодые люди с девиантным поведением. И работать нужно с каждой из этих категорий. Нужно понимать, что сирота, даже если он в интернате накормлен и получает образование, далеко не всегда получает необходимые навыки, позволяющие ему стать частью общества. Но, даже преступив закон, молодой человек должен иметь шанс исправить ошибку.

Республика у нас не только многонациональная, но и многоконфессиональная. Нападение на Нальчик в октябре 2005 года совершалось под лозунгами радикального ислама, большинство из тех, кто взял в руки оружие, не старше 35 лет. От этого нельзя отмахиваться. Во взаимодействии с религиозными лидерами ведущих конфессий - православия, ислама и иудаизма, в республике создан клуб "Согласие", куда вошли молодые представители этих религий. И здесь мы тоже в самом начале пути. Но любая дорога начинается с первого шага.

На мой взгляд, прежде всего, нужно возродить инфраструктуру, позволяющую работать с молодежью. Это не только спортсооружения и клубы, которые по задумке главы республики будут построены в каждом населенном пункте. Есть задумка возродить Республиканский молодежный центр, иметь молодежные центры в каждом районе КБР, наладить гражданско-патриотическую работу. Национально-культурные центры, а их в Кабардино-Балкарии 18, давно поднимают вопрос о создании Дома дружбы народов, как в ряде регионов ЮФО. Думаю, и это необходимо.

- Не менее важным аспектом деятельности министерства можно назвать работу с другими общественными объединениями, в том числе, национальными. Проблема межнациональных отношений стоит в республике на одном из первых мест. Что делается и будет делаться в этом направлении?

- Говоря о сфере, связанной с сохранением межнационального мира и согласия, необходимо отметить, что благодаря мудрости народов, проживающих в Кабардино-Балкарской республике, усилиям органов власти, направленным на недопущение раскола и нетерпимости по национальному признаку, в республике сохраняется относительная стабильность.

По данным регистрационной службы, в республике зарегистрировано 21 национальное общественное объединение и 10 родовых общин, действуют 17 национально-культурных центров и зарегистрирована 1 национально-культурная автономия. В республике проживали люди 104 национальностей.

Министерством уже проведено около полусотни мероприятий в сфере межнациональных отношений с охватом свыше 5000 человек, в том числе межрайонные молодежные форумы, в рамках которых были организованы тренинги по программе миротворческого образования и формирования толерантности. Эти форумы имели высокие результаты и общественный резонанс.

В соответствии с подписанным меморандумом о взаимопонимании между министерством по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КБР, министерством образования и науки КБР и представительством ЮНИСЕФ на Северном Кавказе наша молодежь принимает участие в работе межрегиональных миротворческих лагерей. В настоящее время на территории республики реализуется проект, направленный на формирование республиканской сети центров миротворчества и толерантности.

Все более заметную роль в деле сохранения межнационального согласия, играют национально-культурные центры.

В то же время, отмечая определенные результаты и активизацию работы по гармонизации межнациональных отношений, руководство республики не скрывает, что в деле повышения уровня национального взаимопонимания накопилось немало актуальных проблем, которые надо решать безотлагательно. В настоящее время межнациональные отношения в Кабардино-Балкарской Республике оцениваются как непростые. Пик обострения пришелся на сентябрь прошлого года.

Хотелось бы высказать неудовлетворение уровнем обеспеченности муниципалитетов специалистами и самой работой в этой сфере. Очевидно, все те, кто занимается общественной, тем более административной работой, несут особую ответственность за недопущение дестабилизации обстановки в республике.

Считаю, что необходимо шире использовать традиционные, положительно зарекомендовавшие себя методы, просветительские меры правового характера, особенно выделив индивидуальную профилактическую работу в молодежной среде. Думается, одним из эффективных способов стабилизации межэтнических отношений должен стать открытый и принципиальный диалог со всеми национальными организациями республики. В течение года-двух нам предстоит перехватить инициативу у организаций, создающих за счет популистских и непродуманных действий напряженность в сфере межнациональных отношений и направить общественный процесс в созидательное русло.

Учитывая, что сфера межнациональных отношений в Кабардино-Балкарии сегодня остается одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной и муниципальной власти всех уровней, решение этих вопросов должно быть в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и гражданами. Предстоит огромная работа по формированию гармоничных отношений в сфере межнациональных отношений.