Министр общего и профессионального образования Ростовской области Л.Балина: "Гармоничное развитие ребенка является приоритетным направлением руководства области"

Министр общего и профессионального образования Ростовской области Л.Балина: "Гармоничное развитие ребенка является приоритетным направлением руководства области"

- Лариса Валентиновна, известно, что Ростовская область выступает лидером в ряде общеобразовательных инноваций. Какие начинания получили наибольшее развитие в регионе?

- Во-первых, на мой взгляд, весьма удачно проходит внедрение в общеобразовательные школы службы практической психологии. Не секрет, что огромный информационный поток со всех сторон порой нелегким грузом ложится на наших учеников. И здесь служба практической психологии, которая стала неотъемлемой составной частью системы образования Ростовской области, обеспечивает комплексную и многопрофильную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии обучающихся, воспитанников.

Она представлена психолого-педагогическими и медико-социальными центрами, методическими объединениями психологов, педагогами-психологами учреждений образования различных типов, областной и территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, школьными психолого-медико-педагогическими консилиумами.

Согласно последним данным, на территории области в образовательных учреждениях на должности педагога-психолога работают 1 тыс. 328 психолога.

Целью работы школьного психолога является психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе, обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения обширны и многогранны. Сюда входит предупреждение возникновения проблем развития ребенка и содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при учебных трудностях, при выборе образовательного и профессиональных маршрутов, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями).

Впрочем, решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с учениками, оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Традиционно данное направление определяется как психологическое просвещение.

В области функционирует 16 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), в которых работают около 200 специалистов (педагоги-психологи, дефектологи, социальные педагоги и др.).

Деятельность этих образовательных учреждений направлена на оказание помощи детям "группы риска", оказание практической психологической помощи детям, подросткам и родителям (законным представителям). Круг задач психологов здесь намного шире. Это психодиагностика, психокоррекция, психологическая реабилитация, консультирование в связи с трудностями в обучении, воспитании, развитии. В сферу ответственности психологов в этих учреждениях входят также сопровождение семейных форм устройства в семью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подготовка принимающих родителей, сопровождение принимающих семей, оценка качества принимающей заботы).

В образовательном комплексе области функционирует также 34 психолого-медико-педагогических комиссии (ПМПК). При этом сеть ПМПК продолжает развиваться, реагируя на экономическую ситуацию, современные требования и запросы общества. В этой связи отмечается положительная тенденция преобразования временно работающих комиссий в постоянно действующие, что позволяет в полном объеме реализовать функции комиссии по определению образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.

В составе таких комиссий работают педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-педиатры, психиатры, неврологи. Всего экспертно-диагностическую и коррекционно-развивающую деятельность осуществляют 268 специалистов ПМПК.

Комиссиями формируется база данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах, об учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы территории, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья или содействующих его обеспечению. В областной ПМПК собрана база данных о детях, прошедших комиссии области за последние 10 лет, в том числе, в электронном виде.

ПМПК оказывают консультативную помощь и родителям, и детям, и работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Второй успешный проект - введение выборной должности уполномоченного по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях.

Напомню, что институт уполномоченных с целью защиты прав и законных интересов детей в системе образования, формирования правовой культуры участников образовательного процесса был законодательно введен распоряжением администрации области от 31.12.2008. И если в 2009 году в муниципальных общеобразовательных учреждениях работали 354 школьных уполномоченных, то в 2010 году их количество превысило 500 чел. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях работают 609 школьных уполномоченных по правам ребенка.

Основными задачами школьного уполномоченного являются: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка; профилактика нарушений прав ребенка; оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях; содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся и других участников образовательного процесса - учителей, родителей обучающихся, касающиеся нарушений прав и свобод несовершеннолетних.

Согласно устоявшейся практике, уполномоченным может быть выбран любой совершеннолетний участник образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель.

В марте-апреле нынешнего года нашим министерством проведен углубленный мониторинг их деятельности. И его результаты позволяют сделать вывод о положительном эффекте введения этой должности: снижается конфликтность, повышается правовая культура обучающихся и их родителей (законных представителей).

В настоящее время ведется работа по введению выборной должности уполномоченных по правам ребенка в детских домах и школах-интернатах.

- К сожалению, не все дети могут посещать обычные школы по причине ограничений по здоровью. Насколько развита в области система специального образования?

- Данная система включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для всех категорий детей. Это учреждения для неслышащих детей, слабослышащих и позднооглохших, для незрячих, слабовидящих и для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с различной степенью интеллектуальных нарушений.

Сразу оговорюсь, что я категорически против того, чтобы все дети с ограничениями по здоровью непременно учились бы в таких специальных школах. В конечном итоге, это право самого ребенка выбрать, какую школу ему посещать, обычную или специальную, проходить обучение дистанционно или у себя дома. Добавлю только, что в школах в различных формах обучается свыше 5 тысяч детей-инвалидов. В соответствии с действующим законодательством об образовании функционирует 153 специальных (коррекционных) класса для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1 тыс. 698 человек. Свыше 3,5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются инклюзивно в массовой школе.

В области реализуется направление приоритетного национального проекта "Образование" "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов". В настоящее время по итогам реализации проекта создан центр дистанционного образования детей-инвалидов, оборудовано 209 рабочих мест детей-инвалидов, 110 рабочих мест учителей, обучены 124 педагога и 125 родителей. До начала 2012 года дополнительно будут созданы условия еще для 200 детей-инвалидов, 200 рабочих мест для преподавателей, обучены 200 родителей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не только в специальных (коррекционных) школах, но и в специально организованных классах или в форме инклюзивного обучения. В настоящее время инклюзивная форма получения образования является приоритетной, так как позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья получить больший опыт социализации в среде сверстников. В этой связи с 2009 года на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида N48 Ростова-на-Дону создан ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Ресурсный центр принимает детей с особыми образовательными потребностями, которые уже обучаются в общеобразовательном учреждении или только готовятся к инклюзии (включению в массовую школу - ИФ).

Минобразованием области совместно с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, проводится работа по формированию сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. Доля общеобразовательных учреждений, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, должна составить до 2015 года 20%.

- Ростовская область славится также эффективной системой поддержки одаренных детей…

- Если быть более точной, то в области пока идет процесс формирования единой системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи, хотя он имеет уже свою многолетнюю историю

Большую роль в этой работе играет система дополнительного образования детей. Качество такого образования, как известно, способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.

В настоящее время в области функционирует 364 учреждений дополнительного образования детей (художественные, музыкальные, спортивные школы, станции юных техников и натуралистов и др.), в том числе в системе образования - 215 (3 областных и 212 муниципальных учреждений дополнительного образования), в которых занимаются более 288 тыс. детей. Охват детей услугами дополнительного образования по области составляет более 65%. В течение учебного года каждое областное учреждение дополнительного образования проводит по 50-80 массовых мероприятий с детьми на областном уровне и готовит команды для участия в мероприятиях всероссийского и международного уровня. Ежегодно воспитанники учреждений дополнительного образования становятся победителями и призерами более чем 120 всероссийских мероприятий.

Областные учреждения дополнительного образования детей - это методические и организационные центры областной системы дополнительного образования детей, координирующие целые направления и виды образовательной деятельности (научно-техническое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, эколого-биологическое, работу с одаренными детьми и другие), а также являются базовыми площадками по работе с одаренными детьми.

Немаловажен также аспект внутришкольной работы с одаренными детьми. Здесь областным Минобрнауки выработана стройная система, согласно которой обучающие должны проводить комплексную работу по изучению личности детей. Именно комплексную, позволяющую определить интеллектуальный уровень, актуальную и потенциальную одаренность, межличностные отношения, исследование уровня мотивации и адаптации ребенка в школе, изучение родительско-детских отношений, личностных особенностей детей, успешности обучения ребенка в школе, его творческого потенциала.

Работа с одаренными детьми может проводиться и в условиях обычных классов - на основе "внутренней" дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты).

Следует отметить, что наиболее одаренные дети, в том числе воспитанники системы дополнительного образования, достойно представляют Ростовскую область на региональном, всероссийском и международном уровнях. Ростовская область - в пятерке лидеров среди субъектов РФ по количеству награжденных школьников в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Только в прошедшем учебном году более 2 тыс. человек стали победителями и призерами областных мероприятий, 177 достойно представили регион на всероссийских конкурсах. Кроме того, в международных мероприятиях участвовали 25 обучающихся учреждений дополнительного образования, из них 19 стали победителями и 4 - призерами.

На различные мероприятия в рамках софинансирования поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в областном бюджете 2011 года предусмотрено более 6 млн рублей. 25 одаренных учащихся области ежегодно получают премии губернатора Ростовской области. Кстати, в нынешнем году размер этой премии увеличился с 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.

В последние годы стали особо востребованными профильные смены, в рамках которых дети могут не только отдохнуть, но и пройти обучение. Ежегодно областные учреждения дополнительного образования организуют профильные смены для одаренных детей, где отдыхают и обучаются по 8 общеобразовательным предметам победители и призеры региональных и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников; профильные смены "Юный техник", где обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети "группы риска". Для ребят, увлеченных экологическими проблемами региона, организованы комплексные экологические экспедиции. Участниками таких профильных смен, как правило, являются дети из отдаленных территорий области.

- Ростовская область пять лет подряд занимает первое место в России по количеству лауреатов нацпроекта "Образование" в номинации "Научно-техническое творчество". Такой успех не может быть случайным…

- Не открою тайны, если скажу, что создание условий для поддержки и развития инновационного потенциала детского технического творчества Ростовской области - стратегическая задача региона.

Наибольшее количество лауреатов подготовили: областной центр технического творчества учащихся (22 лауреата), центры и станции юных техников городов Таганрога (40 лауреатов), Волгодонска (16), Шахты (15) и Азова (9). Лауреатами стали и представители Батайска, Гукова, Новошахтинска, Ростова-на-Дону, Азовского и Неклиновского районов.

На сегодняшний день во всех 55 муниципальных образованиях области ведется работа по созданию учреждений дополнительного образования детей технической направленности - центров, станций юных техников.

Естественно, этот потенциал не может быть не востребован. Учащимися разработаны 16 изделий, которые получили высокую оценку на всероссийских и международных выставках и конкурсах и могут быть внедрены в производство (медицинские аппараты, энергосберегающие технологии, устройства для инвалидов и др.).

К примеру, воспитанники Станции юных техников города Шахты разработали двигатель, позволяющий развивать скорость моделей до 350 км/час, которым заинтересовались итальянские конструкторы. Кроме того, шахтинские модели космических кораблей получили высокую оценку международного жюри на выставках в Японии и Кувейте.

А вот юные конструкторы Азовского района создали уникальные электронные тиски, шагающие коляски для инвалидов, биоруку для людей с ограниченными возможностями, медицинские приборы.

Областные центры работают в режиме экспериментальных площадок, разрабатывая новые инновационные подходы, направляют и координируют деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей. На их базе функционирует 3 экспериментальных площадки.

Подводя черту нашей беседы, отмечу, что гармоничное развитие ребенка является приоритетным направлением как для нашего министерства, так и для всего правительства Ростовской области. В конечном итоге, мы формируем составную нашего завтрашнего общества.