Курортный сезон в Крыму запускается поэтапно. С 15 июня отели и санатории открыли исключительно для местных жителей. На втором этапе, с 1 июля, они смогут принимать туристов из других регионов России. Об особенностях турсезона в Крыму на фоне ограничений из-за коронавируса агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр курортов и туризма республики Вадим Волченко.
- Ранее был разработан поэтапный план запуска турсезона. Как вы думаете, возможен ли летом переход к последнему, третьему этапу?
- План по запуску туристического сезона в Крыму был одобрен на федеральном уровне и включает в себя три этапа. С 15 июня открылись санатории и гостиницы для жителей Крыма, которые здесь прописаны или зарегистрированы.
Второй этап начнется 1 июля, тогда к нам смогут приехать гости из других регионов России. Уже можно говорить о том, что с 1 июля начнут работу детские оздоровительные лагеря, но пока только в рамках своего региона: для детей, живущих в Крыму и Севастополе.
При этом поэтапное открытие мест размещения происходит с учетом всех предписаний Роспотребнадзора. На сегодняшний день требования к санаторно-курортным учреждениям более жесткие, чем к отельно-гостиничному комплексу, но мы работаем над тем, чтобы в ближайшее время условия для приема гостей были уравнены и смягчены.
О третьем этапе, который включает в себя разрешение массовых мероприятий и запуск целого ряда развлекательных учреждений, говорить все-таки еще рано. Сначала нужно запустить межсубъектовый туризм. Сможем ли запустить третий этап до конца лета - да, мы на это надеемся.
- Больше двух недель крымские средства размещения открыты только для местных жителей. Как вы думаете, какой процент загрузки они могут обеспечить? Корректируют ли владельцы ценовую политику на этот период?
- Никаких иллюзий по поводу первого этапа открытия сезона у нас нет. Крымчане обеспечивают не более 20% загрузки номерных фондов отелей. За исключением выходных, когда многие гостиницы благодаря крымским туристам заполнены более чем на 60%. Но этот период необходим отельному бизнесу для "раскачки", обкатки персонала и технологических процессов после простоя. Сейчас многие средства размещения запускают программы лояльности, предлагая своим гостям на эти две недели скидки и акции. Будем надеяться, что эти меры достаточно эффективны и принесут свои результаты.
- В случае благоприятной эпидситуации после запуска более-менее полноценного сезона возможен ли скачок цен на отдых в Крыму? Считаете ли вы, что нужно каким-то образом регулировать ценовую политику?
- На сегодня мы не фиксируем повышения цен. В июле и августе мы ожидаем высокий уровень загрузки в отелях. Это связано как с повышенным спросом на отдых и оздоровление в Крыму, так и с тем, что часть бронирований перенесена с предыдущих периодов, когда объекты размещения не могли принимать гостей.
Бронирование уже доступно для гостей из других регионов, причем сейчас есть возможность это сделать по максимально лояльным ценам.
На пике сезона, в связи с большим спросом, мы понимаем, что цены могут пойти вверх, но пока это не фиксируется. И мы призываем наши отели и санатории сдерживать повышение стоимости с учетом общей экономической ситуации в стране.
- Все ли гостиницы и санатории открылись 15 июня, когда было разрешено принимать местных жителей?
- С 15 июня начали работать все гостиницы, санатории и пансионаты, которые взяли на себя обязательства по выполнению всех требований Роспотребнадзора, актуальных на данный период. Это более 200 санаторно-курортных и гостиничных объектов размещения. Их перечень ежедневно обновляется на сайте правительства Крыма.
- На каком этапе будет разрешен приезд самостоятельных туристов, которые, например, снимают квартиры? Будут ли их до этого момента отправлять в обсерваторы?
- С 15 июня в Крыму отменена обсервация для гостей из других регионов России независимо от того, где планируют поселиться туристы на время отпуска. Мы не скрываем, что в Крыму существует такой вид размещения, как частый сектор - дома и квартиры. Это не лицензированные, зачастую работающие в теневом секторе объекты, где мы не можем гарантировать гостям соответствие требованиям Роспотребнадзора.
Мы, безусловно, работаем над тем, чтобы количество незарегистрированных средств размещения сокращалось, а требования по безопасному отдыху выполнялись повсеместно. Но при этом честно предупреждаем, что, выбирая частный сектор, гость берет на себя полную ответственность за свою безопасность и за безопасность своей семьи.
- Ранее вы оценивали потерю турпотока за апрель-май примерно в 1 млн человек. Сейчас уже понятно, что ограничения будут действовать дольше. Как вы думаете, сколько недополучит Крым туристов за три месяца (апрель - июнь)?
- Потери июня мы посчитаем позже, при анализе всего сохраненного бронирования. Традиционно основную прибыль туристической отрасли в Крыму приносят июль и август. И при стабильной санэпидситуации мы ожидаем до 1,5 млн туристов в первый месяц активного курортного сезона.
С 1 июля отели и санатории могут работать уже практически без ограничений и получить значительную загрузку номерного фонда. Есть все предпосылки к тому, что и сентябрь-октябрь будут достаточно результативными. Так что по итогам года показатели туристического сезона могут быть выравнены. Поэтому на данный момент правильно говорить не о потерях, а о перспективах и развитии.
- Сколько броней удалось сохранить средствам размещения на высокий сезон?
- Говорить об итогах перебронирования преждевременно, поскольку как раз сейчас отели и пансионаты активно занимаются этим процессом. Мы рекомендовали отельерам в случае переноса бронирования вводить дополнительные преференции в виде скидок, бонусов или акций, чтобы нивелировать негативные моменты, которых в результате оказалось немного. Были некоторые спорные моменты и недопонимания, многие удавалось решить в процессе диалога. Очень важно, чтобы наши гости и представители отрасли могли договориться, и при этом были учтены интересы всех сторон.
Для этого в поддержку отрасли Ростуризмом, рядом профессиональных бизнес-объединений и при участии министерства курортов Крыма был разработан и принят закон об особенностях переноса или возврата туристам оплаты за отдых. Сейчас документ подписан президентом, проходит согласование проект постановления правительства РФ, которое определит действие этого закона.
Нововведения позволят отелям и санаториям перенести отдых туристов на другие даты с аналогичной стоимостью и условиями до конца 2021 года либо, в крайнем случае, вернуть оплату в течение 18 месяцев. Таким образом, по самым скромным подсчетам, отельеры Крыма смогут сохранить бронирования на более чем 10 млрд рублей. Это позволит не только сохранить бизнес, но и соблюсти права и интересы туристов, сохранить лояльность и не понести имиджевые потери, что крайне важно для туристического региона.
- Со слов некоторых представителей турбизнеса, в период ограничений ряд средств размещения продолжал работать. Есть ли понимание, как много таких нарушителей, удалось ли привлечь их к ответственности?
- Такие случаи были единичными, за весь период ограничительных мер министерством курортов и туризма Крыма было составлено 14 протоколов. Большая часть нарушителей заплатила штрафы. В основном это были частные домовладения и незарегистрированные мини-отели, которые не выполняют предписания Роспотребнадзора и, соответственно, подвергают риску гостей, которые у них отдыхают.
Эта ситуация не уникальна, такая же проблема в Краснодарском крае и в других туристических регионах. В этом направлении нами ведется работа. Совместно с федеральными органами власти подготовлена программа легализации этого сектора экономики, требующая корректировки федерального законодательства.
- Крым направлял в федеральный центр предложения о смягчении требований Роспотребнадзора к средствам размещения. Есть ли уже какая-то реакция?
- Реакция уже есть. Рекомендации Роспотребнадзора были смягчены во многих случаях после наших предложений и консультаций с бизнесом. Как результат нашей совместной работы и усилий, предпринятых Федеральным агентством по туризму: гостиницам и отелям тестирование персонала необходимо проводить только при допуске на работу, в то время как для санаториев необходимо еженедельное тестирование сотрудников. Также прибывающим гостям на санаторный отдых в Крым необходимо иметь справку об отсутствии вируса, в то время как заселяющимся в отель такой документ не понадобится.
Мы надеемся, что в ближайшее время требования будут синхронизированы и смягчены.
- Несмотря на снятие большинства ограничений, очевидно, что какие-то из них все-таки останутся на продолжительный период. Как вы видите организацию пляжного отдыха в этом сезоне?
- Министерством курортов и туризма Крыма разработаны и согласованы с региональным отделением Роспотребнадзора рекомендации по деятельности пляжей в регионе. Масочный режим на пляже не нужен. Необходимо соблюдать социальную дистанцию - не менее 1,5 м как самое эффективное средство профилактики, в том числе перед входом в туалеты, кабины для переодевания, торговые объекты.
В свою очередь объекты размещения обязуются обеззараживать помещения медицинских и спасательных постов, конструкции при входе на пляж и пляжное оборудование. На пляжах будут определены ответственные за контроль соблюдения предписаний Роспотребнадзора.
В качестве дополнительной меры поддержки бизнеса совет министров республики продлил действие паспортов пляжей, выданных пользователям в 2019 году. Этот пляжный сезон будет не похож ни на какой другой, и мы призываем всех туристов следовать рекомендациям Роспотребнадзора, потому что это, прежде всего, забота о вашем здоровье.
- Как вы считаете, что является слабым местом туристического Крыма в условиях пандемии?
- Я считаю, что наше общее слабое место - это традиционное российское "авось" и странная убежденность в том, что что-то плохое может произойти где-то, с кем-то, но только не с нами и не с нашими родными и близкими. Действительно, слабое место в том, что в общественных местах многих наших городов далеко не всегда соблюдается необходимый масочный режим, далеко не везде выдерживается социальная дистанция, где-то пренебрегают средствами дезинфекции.
Наша задача сейчас - объяснять и всячески способствовать тому, чтобы все требования соблюдались. Более того, совместно с Роспотребнадзором и Минздравом мы запланировали мероприятия по контролю соблюдения рекомендаций объектами размещения. Это будут не карательные визиты, а, прежде всего, помощь в работе в соответствии с требованиями, которые прописаны для гостиниц и санаториев.
В случае явного непонимания будем искать другие механизмы воздействия. Но надеюсь, что таких случаев у нас не будет, потому что объекты, прежде всего, сами заинтересованы в том, чтобы не допустить заболевания на своей территории.
- Есть ли в Крыму средства размещения, которые не смогли выйти из кризиса и закрываются/продаются?
- У нас нет информации, о том, что гостиницы или пансионаты закрывались конкретно из-за ситуации с вынужденным простоем во время карантина.
В целом, ожидания на сезон оптимистические. На сегодня мы делаем все возможное для проведения успешного сезона в Крыму. Причем не только на уровне законодательных инициатив и взаимодействия с органами власти. Мы активно взаимодействуем с бизнесом.
За апрель-июнь мы провели шесть онлайн-конференций по вопросам восстановления работы туриндустрии. В каждой из них приняли участие порядка 300 руководителей и топ-менеджеров объектов размещения и туроператоров. В числе основных вопросов - работа в новых реалиях, взаимодействие с персоналом и гостями, улучшение доходности и увеличение количества клиентов, а также экспресс-стратегия продаж и маркетинга. Вместе с приглашенными бизнес-экспертами мы разбирали эффективные инструменты управления в кризисных условиях и, конечно, конкретизацию мер поддержки на региональном и федеральном уровнях.
В числе уже введенных мер поддержки крымского бизнеса - отсрочки и обнуления по налогам и аренде, льготное кредитование, механизмы сохранения занятости и прочие.
На 25 июня в запланирован большой онлайн-форум "Крым. Севастополь. Сезон 2020" при поддержке Ростуризма. Цель - дать всем регионам России актуальную информацию о том, как приехать на полуостров и что для этого нужно.