Министр культуры Дагестана З.Бутаева: "Наша цель - интеграция дагестанской культуры в российскую"

Министр культуры Дагестана З.Бутаева: "Наша цель - интеграция дагестанской культуры в российскую"

               Народная традиционная культура Дагестана с каждым годом становится все более узнаваемой в России. Деятели культуры и искусства республики занимают первые места на конкурсах и фестивалях, проводимых во многих странах мира. О том, как организован в Дагестане культурный досуг и какие меры принимаются для интеграции республики в социально-культурное пространство России, рассказала в интервью агентству "Интерфакс-Юг" министр культуры Дагестана Зарема Бутаева.

               - Зарема Ажуевна, расскажите о значимости деятельности министерства культуры для Дагестана.

               - Министерство культуры – безусловно, нужный для формирования культурной среды инструмент. К сожалению, его зачастую рассматривали, как часть сферы услуг, министерство по организации "культурного досуга". Поэтому к нему соответственно и относились – как к чему-то периферийному, не очень важному. Эту отношение мы попытаемся поменять.

               Мало кто рассматривает культуру, как фундамент, на котором стоит общество. Чаще говорят об экономике, политике, забывая, что и политику и экономику региона определяет культура в самом широком понимании этого понятия.

               - Как происходит взаимодействие министерства культуры с руководством региона?

               - Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов прекрасно понимает фундаментальную, основополагающую роль культуры. Ведь без этого фундамента просто не может быть речи о каких-то позитивных сдвигах.

               Сегодня перед министерством культуры Дагестана стоит непростая, но очень нужная задача - интеграция дагестанской культуры в российскую. Это наша цель. Ее достижению должна способствовать реализация региональной программы "Приоритетные проекты президента республики Дагестан". Задачи, которые помогут выполнить проекты, были сформулированы в июле 2013 года. В настоящее время мы работаем над их воплощением.

               Уже есть результаты. Это, например, создание центров традиционной культуры народов России в районах, основная задача которых – формирование культурной среды. В этом году планировалось создание всего семи таких центров, однако было создано двадцать.

               Кроме того, принято решение о создании музея культуры мировых религий. Концепция музея уже разработана, в настоящее время идет поиск подходящего здание в Дербенте. На мой взгляд, лучшего места для такого музея в России нет, ведь Дербент – один из древнейших центров цивилизации, место встречи и сосуществования различных цивилизаций, культур и религий.

               - Как проходит интеграция культуры Дагестана в российскую культуру?

               - Дагестан уже 200 лет находится в составе России. Но новые времена ставят новые задачи, а процесс взаимопроникновения культур продолжается и сопровождается, к сожалению, конфликтами. Это происходит из-за недостатка культуры, из-за недопонимания и неприятия культурных установок других людей, народов, сообществ.

               Один из важнейших шагов на пути интеграции – это ряд мероприятий, посвященных 200-летию вхождения Дагестана в состав России и 90-летия Расула Гамзатова. В начале лета мы провели II Международный фестиваль "Каспий – берега дружбы". В августе в Тляратинском районе состоялся фестиваль народной культуры "Цамаури", посвященный этим датам.

               При поддержке фонда "Русский мир" Хасавюртовская городская библиотека провела международную программу чтений "Расул Гамзатов – певец добра и человечности» с участием писателей и читателей из России, Абхазии, Армении, Белоруссии, Израиля, Казахстана, Камбоджи, Киргизии, Литвы, Молдавии, Приднестровья, США, Украины и Эстонии.

               Фактически все лето и осень культурные мероприятия – фестивали, выставки, концерты, туры по республики - были так или иначе связаны с этими датами. Десятки тысяч людей стали их непосредственными участниками и зрителями. Большим достижением в деле интеграции стало открытие памятника Расулу Гамзатову в Москве.

               Завершился этот комплекс мероприятий концертом в государственном Кремлевском дворце. Это был настоящий символ именно "культурной интеграции".

               Кроме того, в нынешнем году в Дагестане проведены несколько международных фестивалей разной направленности. К крупным, значительным событиям можно отнести концерты "Виртуозов Москвы" и оперной примы Людмилы Магомедовой. Эти мероприятия в Дагестане были приняты с восторгом.

               Есть что показать и нашим местным артистам. Регулярно дагестанские художники, писатели, музыканты, актеры участвуют и побеждают во всевозможных выставках, фестивалях, конкурсах, концертах за пределами республики и России.

               К примеру, двое учеников каспийской музыкальной школы в начале ноября заняли первое место среди скрипачей на фестивале Пражский звездопад в начале ноября. Еще трое заняли вторые и третьи места.

               Но и интеграция не означает потерю собственной самобытности. В свое время основоположник дагестанской классической музыки сказал начинающему тогда композитору Ширвани Чаллаеву, с третьей попытки поступившему в консерваторию: "Береги свою "дикость" - в ней твое будущее".

               - Деятельность министерства культуры в больших городах Дагестана ощутима. А как проходит насаждение культуры в небольших населенных пунктах?

               - К сожалению, большинство сельских музеев, клубов, библиотек не имеют помещений, пригодных для нормальной работы. Компьютерной техникой обеспечен лишь 1% библиотек и клубов. Поэтому в районах и создаются центры традиционной культуры народов России, призванные решать проблему с культурной составляющей в сельской местности.

               Кроме того, нужны подготовленные, грамотные, культурные люди, которые смогли бы работать в учреждениях культуры. Наши певцы, танцоры, актеры, художники, писатели готовы ездить в села, встречаться с людьми, давать концерты. Но это деятельность текущая, "фестивальная". В сельской местности нужно восстанавливать систему "музыкальная школа – училище – консерватория – трудоустройство".

               - Как обстоят дела с финансированием деятельности министерства культуры?

               - По российской практике, на нужды культуры из консолидированного бюджета субъекта должно выделяться не менее 3%. Это немного, но мы пока не дотягиваем до этих показателей. Надеюсь, что с новым понимаем приоритетов руководством республики уже в следующем году, который станет Годом культуры, мы выберемся из этих 3%.