Город-курорт Сочи по праву считается самым популярным курортом России и продолжает развиваться. В городе разработан и активно внедряется новый архитектурный стиль, а строительство новых объектов ведется исключительного в рамках комплексного развития территории. Власти курорта борются с самозастроями и разрабатывают новый генеральный план. Параллельно здесь реализуется масштабная программа социально-экономического развития "Новый Сочи", на которую до 2030 года будет направлено свыше 500 млрд рублей. О планах и перспективах развития города, создании новой туристической инфраструктуры в интервью "Интерфаксу" рассказал мэр Сочи Алексей Копайгородский.
- Алексей Сергеевич, недавно исполнилось два года, как Вы стали мэром Сочи. Каких результатов добилась Ваша команда за это время?
- Девиз нашей команды: сказал – сделал! Важным достижением администрации города Сочи в последние два года является перелом ситуации в строительной сфере через градостроительное регулирование правил землепользования и застройки. Конечно, эта работа сопровождалась рядом жестких, непопулярных административных решений. Но это необходимо и связано с тем, что за предшествующие годы было построено рекордное количество жилья, нередко с нарушением элементарных правил. Развитие инфраструктуры не успевало за строительным бумом: вода в некоторых многоквартирных домах не поднималась выше первых этажей, ширина дорог была заужена до 1,5 м. Рост населения привел к тому, что детские сады и школы оказались переполнены, город встал в пробках.
Теперь строительство допускается только в рамках комплексного развития территории. Это является одним из сбалансированных механизмов развития городской среды и обеспечения наших жителей детскими садами, школами, поликлиниками, транспортно-пешеходной логистикой, благоустроенными парками и набережными. Мы планируем только комплексное строительство, где особое внимание будет уделено возведению социальных объектов.
Для этого по поручению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева в Сочи формируется свой земельный банк. За 2020 год и истекший период текущего года мы проинвентаризировали более 2,7 тыс. земельных участков. Это позволило выявить 97 территорий, свободных от прав третьих лиц и застройки, где в будущем расположатся соцобъекты. Еще на 60 выявленных участках мы планируем благоустроить скверы и парки.
- В Сочи разрабатывается генеральный план. Каким в соответствии с ним должен стать город?
- В новом генеральном плане, к разработке которого мы приступили, учитывается стратегия, направленная на экономически устойчивое развитие всех сегментов санаторно-курортной отрасли. Власти заинтересованы в благосостоянии горожан и в том, чтобы люди разного достатка смогли продолжать отдыхать в Сочи. По предложению Градостроительного совета курорта все последующие решения в этом направлении будут приниматься только через широкое общественное обсуждение, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Все архитектурные решения в городе теперь проходят стадию согласования Градостроительного совета, в который входят градостроители, архитекторы, дизайнеры, вкусу и мнению которых мы доверяем. Геометрия зданий, цветовая гамма фасадов и остальные элементы новоделов уже не будут хаотичными. Так постепенно мы придем к новому облику Сочи – городу, где в центре комфортной и безопасной городской среды находится человек, а вокруг него – максимально озелененные и благоустроенные общественные территории. В этом году 70% объектов Градостроительным советом отклонено и отправлено на доработку.
Сейчас много говорят о реновации. Для города-курорта Сочи это понятие не совсем приемлемо. У нас произойдет "ревитализация" — то есть "оживление" территорий микрорайонов, их реконструкция без бульдозеров и разрушений. Таких микрорайонов много: это и улица Севастопольская, и Донская, и Цветной бульвар. Также много и других улиц, требующих внимания и корректного подхода.
- Туристический поток в Сочи растет ежегодно. Будут ли в Сочи строить новые гостиницы и какие?
- За последние полгода на рассмотрение Градостроительного совета поступило около 60 проектов гостиниц с уровнем обслуживания "без звезд". Фактически это завуалированные многоквартирные жилые дома и апарт-отели, строительство которых мы ограничили в декабре 2020 года. В таких объектах не предусмотрены зоны питания, нет вестибюлей и зоны ресепшен, нет благоустроенных общественных территорий, парковок, предложений по организации досуга гостей. Зачастую у таких объектов нет парковок и прилегающей территории, а это недопустимо в курортном городе.
Результаты работы туристской отрасли Сочи в последние полтора года показали нам острую нехватку средств размещения категории 4 и 5 звезд. Именно этот сегмент в последнее время пользуется наибольшим спросом среди гостей курорта.
Кроме того, востребованы отели, работающие по системе "все включено" с перечнем услуг и инфраструктурой для отдыха родителей с детьми.
Также сегодня в курортной и туристской отрасли наметилась явная тенденция создания медицинских и оздоровительных центров на базе комплексов отелей. Развитие города в этом направлении будет способствовать увеличению средней продолжительности пребывания и среднего чека гостей, что пропорционально отразится и на поступлениях в бюджет города. Пока же после ограничений в строительстве в июле 2021 года, связанных с созданием генплана курорта, возведение новых объектов гостиничного назначения более 1 тыс. кв. м в Сочи допускается только в рамках договора о комплексном развитии территории с параллельным развитием сопутствующей инфраструктуры и благоустройством прилегающих территорий.
- В Сочи продолжается борьба с незаконным возведением объектов. Еще не все дольщики получили долгожданное жилье. Какова ситуация на сегодня?
- Администрации города Сочи на постоянной основе проводится мониторинг территорий на предмет выявления и пресечения фактов самовольного строительства. Проверки проводятся в том числе с использованием современных технологий – летающих дронов.
В этом году в рамках осуществления муниципального земельного контроля были проведены проверки по признакам самовольного строительства в отношении уже более 285 объектов. Собраны необходимые документы для формирования исковых заявлений и подачи их в суд.
Продолжаются на курорте и работы по демонтажу незаконных объектов недвижимости. В Сочи за текущий период 2021 года снесено 25 объектов, по 4 объектам в настоящее время ведутся работы по сносу, по 2 объектам ведется подготовительная работа.
С учетом того, что в 2020 году было снесено 27 объектов самовольного строительства по решению суда, а в 2019 году еще 7 объектов, то видна нарастающая динамика по количеству сносов объектов самовольного строительства. В 2022 году запланирован снос не менее 30 объектов самовольного строительства.
Чаще всего они построены не только с нарушениями документации, но также представляют угрозу для жизни людей ввиду недобросовестного исполнения строительных работ. Застройщики при возведении зданий экономили на качестве стройматериалов, нарушали технологию строительства.
Для безопасности горожан и гостей курорта, планирующих приобрести недвижимость в Сочи, на сайте открытого правительства Краснодарского края размещена информация обо всех объектах, самовольно построенных на территории города. Данный реестр регулярно обновляется, о вновь выявленных объектах с признаками незаконного строительства мы также регулярно информируем жителей.
Также одним из приоритетных направлений работы администрации города является восстановление до конца 2023 года прав граждан, вложивших денежные средства в объекты долевого строительства на территории Сочи. Всего в городе насчитывается более 5,7 тыс. дольщиков, чьи законные права не удовлетворены в срок. В решении их проблем большую поддержку нам оказывает губернатор Краснодарского края. Мы также осуществляем взаимодействие с Фондом защиты прав граждан – участников долевого строительства. В течение прошлого года администрации Сочи удалось удовлетворить права более 1,2 тыс. участников долевого строительства проблемных объектов. В 2021 году планируется решить проблему еще порядка 2,6 тыс. граждан.
- В Сочи на постоянное место жительство переезжают многие россияне. В связи с этим ряд автодорог не справляеются с транспортной нагрузкой. Какие есть планы по решению этой проблемы?
- Да, действительно, новые трассы необходимы региону и городу Сочи для улучшения транспортной обстановки. Действующая федеральная магистраль Джубга - Сочи не справляется с нагрузкой, особенно в пик курортного сезона.
При поддержке заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина и администрации Краснодарского края прорабатывается перечень мероприятий по увеличению пропускной способности федеральной дороги А-147. Сейчас по ней в сутки проходит около 90 тысяч автомобилей, это втрое больше по сравнению с 2015 годом. Город остро нуждается в новых дорогах и комплексных проектах по оптимизации дорожной сети.
В селе Красная Воля предполагается строительство альтернативной дороги в Адлерский район. Это строительство около 9 километров новой дороги и реконструкция порядка 13 километров существующих участков, в частности реконструкция автодороги от Хостинского тоннеля до Красной Воли и села Галицино.
Строительство объезда позволит разделить потоки транспорта. В аэропорт и на курорты горного кластера можно будет проехать по объездной дороге. В итоге нагрузка на А-147 снизится на 30%.
Ведется проработка внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в Сочинской городской агломерации. Предполагается установка новых светофорных объектов, детекторов транспорта и прочего периферийного оборудования.
Мы также работаем над качеством существующих автомобильных дорог. В этом году в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" выполнен ремонт дорожного полотна на 50 объектах протяженность более 27 км, в том числе автомобильных дорог в селах Верхнеармянское Лоо, Горное Лоо, Раздольное, Барановка, Верхний Юрт, Эстосадок, Нижняя Шиловка, Орел-Изумруд, Каштаны. В поселках Лоо, Соболевка, Красная Поляна, Дубравный и в ауле Тхагапш. В следующем году по нацпроекту планируется отремонтировать еще 55 улиц.
Кроме этого в 2022 году в Сочи планируется оборудовать более 2 тыс. мест для парковки в полосе отвода автомобильных дорог и на плоскостных парковках на территории Центрального района, в том числе бесплатные места для инвалидов. Планируемые поступления в муниципальный бюджет составят порядка 317 млн рублей в год.
- Что делается для улучшения жизни сочинцев и конечно отдыха туристов? Каким будет Сочи через десять лет?
- Через 10 лет город-курорт Сочи точно будет новым городом. Удалось совместно с правительством Российской Федерации, Минстроем России, администрацией Краснодарского края запустить программу комплексного социально-экономического развития "Новый Сочи" до 2030 года, перечень включает 128 объектов на сумму свыше 500 млрд рублей бюджетных и внебюджетных средств. По части объектов уже начато проектирование. Это позволит значительно улучшить инфраструктуру города, увеличить количество объектов социальной инфраструктуры, создаст новые транспортные артерии на всей территории Большого Сочи, а также повысит качество и безопасность городской среды.
К 2031 году мы ставим перед собой задачу создать конкурентоспособный турпродукт в сфере международного, экологического и яхтенного туризма. Уверен, что Сочи станет лидером в реализации национальных проектов, которые сейчас разрабатывает Ростуризм.
В настоящее время в Сочи реализуется проект "Две реки - одно море", который предполагает создание непрерывной пешеходной связи протяженностью 15 километров по всей центральной части города. Маршрут проходит от торгово-развлекательного центра "Моремолл" по набережной реки Сочи, парку "Ривьера", обновленной набережной Ривьеры, Морскому порту, Приморской набережной, терренкуру и завершается на набережной реки Мацеста.
В рамках концепции благоустройства набережных Сочи и создания единого пешеходного маршрута между реками Сочи и Мацеста город получил современный пляж, сквер, набережную, общественные территории для отдыха и созерцания. Это новое качество городской среды с питьевыми фонтанами, садово-парковой ландшафтной архитектурой, закатным амфитеатром, качественными малыми архитектурными формами и ландшафтным освещением. Проект реконструкции набережной "Ривьера" в Сочи вошел в список претендентов на престижную мировую архитектурную премию (премия ARCHDAILY & STRELKA AWARD 2021).
Более того, к летнему сезону 2021 года проведена реновация пляжа "Маяк" – самого известного пляжа Центральной морской набережной Сочи. Здесь благоустроено более 10 га территории, расширены променадные зоны, отсыпаны песочные пляжи, обустроены спортивная и детская площадки, размещены общественные туалеты, выставлено новое и современное пляжное оборудование, пляж стал общедоступным для гостей и жителей Сочи.
Таким образом, отдельные этапы из концепции единого маршрута "Две реки – одно Море" уже реализованы и положительно приняты жителями и гостями курорта.
Кроме этого в Сочи возведут новый мост "Волшебный лист", который свяжет набережную Ривьера с главной городской Приморской набережной. Проект также будет реализован за счет частных инвестиций и станет новой точкой притяжения для горожан и туристов.
- Много говорят и о грандиозном проекте – реконструкции Приморской набережной. Расскажите об этом, пожалуйста.
- К 2025 году инвестор планирует полностью завершить работу по модернизации Приморской набережной и превращения ее в единое пространство для отдыха, выполненное по всем канонам формирования современной городской среды. Это масштабный проект с мощным инженерным сооружением, развитие которого требует и создания коммуникаций, и берегоукрепления. Чтобы не придумывать велосипед, мы обратились к международным консорциумам, которые уже создавали набережные в самых крупных городах мира. Впервые в Сочи был проведен архитектурно-градостроительный конкурс на разработку концепции развития Приморской набережной. Определен победитель конкурса, который будет заниматься проектированием новой сочинской набережной.
Концепцией предусмотрено создание искусственной территории площадью более 50 га. Основная идея создание пяти сквозных зон: фестивальная, игровая, культура и искусство, гостеприимство, здоровый стиль жизни, Марина-сити. Каждый путь имеет свой сценарий и атмосферу, масштаб и направленность: зоны для тихого, активного, делового отдыха, ежедневных городских активностей, пользователей разных возрастов.
Сейчас в стадии реализации первый этап мастер-плана развития территории и реализации проекта: корректировки нормативно-правовой базы для создания искусственного земельного участка, прежде всего, корректировка границ зон горно-санитарной охраны и отображение их в Генеральном плане города. У нас большие планы и мы их все реализуем!