Ровно три года назад под Ростовом-на-Дону открылся новый аэропорт "Платов", который стал первым в постсоветской России аэропортовым комплексом, построенным "с нуля". Почти 20 млрд руб. в проект инвестировала группа "Ренова" Виктора Вексельберга, чей холдинг "Аэропорты регионов" стал управлять "Платовым". В первый полный год работы, когда РФ принимала Чемпионат мира по футболу - 2018, новый ростовский аэропорт показал рост пассажиропотока на 19%. И если в 2019 году перевозки через "Платов" ушли в незначительный минус, то 2020 год, как и для всей мировой отрасли, стал для него настоящим испытанием. О том, как "Платов" справляется с вызовами пандемии COVID-19, какие дополнительные меры господдержки помогли бы отрасли и открытие каких стран могло бы загрузить рейсы из Ростова-на-Дону, в интервью "Интерфаксу" рассказал исполнительный директор аэропорта Александр Серов.
— Ростов-на-Дону был в числе первых российских городов, из которых возобновились международные рейсы на фоне пандемии COVID-19. По каким направлениям полетели авиакомпании из "Платова"? Какова загрузка этих рейсов? Как открытие границ поменяло статистику перевозок аэропорта?
— С 3 августа в аэропорту "Платов" возобновлено международное сообщение со Стамбулом, с 10 августа - с курортными городами Турции: Антальей, Бодрумом, Даламаном. С середины ноября от нас летают чартеры двух авиакомпаний на остров Занзибар (Танзания). Возобновлено также авиасообщение с Арменией. На пике курортного сезона мы обслуживали до 16 рейсов на вылет в Турцию, пассажиропоток туда составлял до 3 тыс. человек в сутки, самолеты вылетали с полной загрузкой кресел. Разумеется, это положительно отразилось на динамике пассажиропотока в "Платове".
В сентябре и октябре, в течение двух месяцев, мы наблюдали рост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако эти два удачных для аэропорта месяца "не делают погоды" ни по кварталу, ни тем более по году. Слишком глубока была яма весной, когда в апреле и мае пассажиропоток у нас сократился на 90%. По итогам 9 месяцев 2020 года падение пассажиропотока составило 36,6%.
— Открытие каких еще стран ускорит восстановление пассажиропотока "Платова"?
— Для любого аэропорта, в первую очередь, имеет значение восстановление так называемых "раскатанных", привычных для пассажиров направлений. Для "Платова", если говорить о ближнем зарубежье, стратегически важные маршруты - это Ереван, Минск. Сейчас эти направления восстанавливаются, в Ереван уже возобновлены рейсы, в Минск по плану должны начаться с 17 декабря. Но до пандемии рейсы в Армению осуществлялись ежедневно, в Беларусь - четыре раза в неделю. Сейчас разрешенная авиакомпаниям частота - один раз в неделю, и мы рады этому!
Если говорить о дальнем зарубежье, то из Ростова в зимнем сезоне обычно осуществлялись рейсы в регион Юго-Восточной Азии, Индию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Из этого перечня формально границы открыты с ОАЭ, но количество рейсов лимитировано. При этом мы видим, что к рейсам в Дубай есть интерес и со стороны авиакомпаний, и со стороны пассажиров. Но решение об увеличении лимитов на перелеты в Дубай принимают авиационные власти двух государств.
— Понятно, что в ситуации неопределенности с COVID-19 прогнозировать годовой пассажиропоток трудно, тем не менее, в каком диапазоне будут цифры? И когда планируете достичь "доковидных" показателей? Какие планы ставите на 2021 год?
— Я надеюсь, что по итогам 2020 года мы выйдем на показатель в 2 млн пассажиров или хотя бы приблизимся к нему. Вообще, по объему пассажиропотока пандемия коронавируса отбросила нас лет на семь назад, и уже очевидно, что за один год такой разрыв преодолеть невозможно. Что касается планов на предстоящий год, то мы исходим из отраслевых прогнозов, и они неутешительные. Оптимистичный сценарий предусматривает пиковое снижение пассажиропотока в январе и феврале и общее снижение по году на 15%. Консервативный сценарий ожидает повторения 2020 года с падением пассажиропотока свыше 90% в марте-апреле и общим снижением по году более 40%.
В таких условиях главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива. Рано или поздно из коронакризиса придется выходить, важно, чтобы было с кем. Этот год показал, что авиационная отрасль способна быстро восстанавливаться и быстро реагировать на меняющиеся запросы экономики. Но хочу подчеркнуть, быстрое восстановление возможно только при условии сохранения производственных мощностей и кадров.
— Как в целом ограничительные меры, связанные с COVID-19, отразились на деятельности аэропорта? Какие статьи расходов пришлось урезать? Пришлось ли сокращать сотрудников?
— Весной мы вынуждены были принять целый комплекс мер, направленных на оптимизацию затрат и сохранение рабочих мест в условиях кризиса. Сократили хозяйственные и транспортные расходы. На период прекращения международного сообщения законсервировали зал международных вылетов. Сформировали сменные графики, исходя из фактического объема перевозок. Часть персонала в тех службах, где позволяют производственные процессы, переводили на частичную занятость.
Эти временные меры позволили нам обеспечить стабильность дохода для всех сотрудников, гарантировать штатную работу аэропорта, а также сохранить максимально благоприятные, с учетом кризиса, условия для трудового коллектива. В то же время у нас возросли расходы, связанные с мерами по противодействию распространению коронавируса, начиная от закупки средств индивидуальной защиты для сотрудников и заканчивая оснащением терминала тепловизорами, диспенсерами и другим оборудованием. Но именно своевременность реагирования и качество выполнения всего комплекса противоэпидемических мероприятий позволили "Платову" в этом году первому среди региональных аэропортов возобновить международные перелеты.
— Какими "антиковидными" мерами господдержки воспользовался или планирует воспользоваться аэропорт? Какие меры для отрасли, на ваш взгляд, нужно ввести дополнительно?
— Мы воспользовались субсидиями для аэропортовой отрасли и льготным кредитом для пострадавших отраслей. При этом, по мнению экспертов отрасли, и я с этим мнением согласен, наибольшие риски возникают у аэропортов некурортных городов, реализовывающих или реализовавших масштабные инвестпроекты, к числу которых относится и "Платов". Эти риски обусловлены высокой долговой нагрузкой. И в этом плане нам бы помогло субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам.
— В период пандемии многие пассажирские авиакомпании начали осваивать грузовые перевозки. На операционной деятельности "Платова" в грузовом сегменте это как-то отразилось? Нет ли планов расширять инфраструктуру под грузоперевозки?
— В период пикового снижения пассажиропотока "Платов" принимал и обслуживал специальные грузовые рейсы авиакомпаний, выполняемые на пассажирских воздушных судах, в том числе и с медицинскими масками. Но такие рейсы носили единичный характер и не изменили кардинальным образом ни объем, ни структуру грузооборота. В целом по грузовым авиаперевозкам у нас идет снижение, как и по пассажирским.
Поясню: в нашем регионе большая часть почтово-грузовых авиаперевозок, если речь не идет о групногабаритных грузах или больших партиях товара, выполняются в грузовых отсеках пассажирских самолетов. В ситуации, когда сокращается пассажиропоток и снижается число рейсов, соответственно, сужаются возможности для отправки груза. Кроме того, авиаперевозки - сфера, очень чувствительная к общей социально-экономической ситуации в стране.
Планов по расширению инфраструктуры нет - этого не требуется, так как в "Платове" - суперсовременный грузовой терминал, построенный с большим запасом прочности в расчете на увеличение оборота грузов. Расчетный среднесуточный грузооборот в карго-комплексе "Платова" составляет 187 тонн в сутки, а оснащение позволяет обрабатывать грузы всех категорий, разрешенных для перевозки на воздушном транспорте - от живых животных до грузов, требующих специальных условий хранения.
— Увеличила ли пандемия этот срок окупаемости "Платова"?
— Пока что мы не пересчитывали срок окупаемости - 30 лет. В долгосрочной перспективе есть шансы "отыграть" один кризисный год. Но если кризис затянется, сроки окупаемости придется пересматривать.
— Сохраняете ли надежду стать одним из региональных хабов "Аэрофлота"? Ведутся ли переговоры? Когда это может произойти? Как оцениваете новую стратегию группы до 2028 года?
— Оценивать чужие стратегии - неблагодарное дело. Что касается предложений, то мы открыты для всех авиакомпаний. Этот год показал - "Платов" прекрасно справляется с ролью международного хаба для всей страны.