Исполнительный директор аэропорта "Платов" Александр Серов:

 "Главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива"

Ровно три года назад под Ростовом-на-Дону открылся новый аэропорт "Платов", который стал первым в постсоветской России аэропортовым комплексом, построенным "с нуля". Почти 20 млрд руб. в проект инвестировала группа "Ренова" Виктора Вексельберга, чей холдинг "Аэропорты регионов" стал управлять "Платовым". В первый полный год работы, когда РФ принимала Чемпионат мира по футболу - 2018, новый ростовский аэропорт показал рост пассажиропотока на 19%. И если в 2019 году перевозки через "Платов" ушли в незначительный минус, то 2020 год, как и для всей мировой отрасли, стал для него настоящим испытанием. О том, как "Платов" справляется с вызовами пандемии COVID-19, какие дополнительные меры господдержки помогли бы отрасли и открытие каких стран могло бы загрузить рейсы из Ростова-на-Дону, в интервью "Интерфаксу" рассказал исполнительный директор аэропорта Александр Серов.

 "Главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива"
Фотография пресс-службы аэропорта "Платов"

Ростов-на-Дону был в числе первых российских городов, из которых возобновились международные рейсы на фоне пандемии COVID-19. По каким направлениям полетели авиакомпании из "Платова"? Какова загрузка этих рейсов? Как открытие границ поменяло статистику перевозок аэропорта?

— С 3 августа в аэропорту "Платов" возобновлено международное сообщение со Стамбулом, с 10 августа - с курортными городами Турции: Антальей, Бодрумом, Даламаном. С середины ноября от нас летают чартеры двух авиакомпаний на остров Занзибар (Танзания). Возобновлено также авиасообщение с Арменией. На пике курортного сезона мы обслуживали до 16 рейсов на вылет в Турцию, пассажиропоток туда составлял до 3 тыс. человек в сутки, самолеты вылетали с полной загрузкой кресел. Разумеется, это положительно отразилось на динамике пассажиропотока в "Платове".

В сентябре и октябре, в течение двух месяцев, мы наблюдали рост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако эти два удачных для аэропорта месяца "не делают погоды" ни по кварталу, ни тем более по году. Слишком глубока была яма весной, когда в апреле и мае пассажиропоток у нас сократился на 90%. По итогам 9 месяцев 2020 года падение пассажиропотока составило 36,6%.

Открытие каких еще стран ускорит восстановление пассажиропотока "Платова"?

— Для любого аэропорта, в первую очередь, имеет значение восстановление так называемых "раскатанных", привычных для пассажиров направлений. Для "Платова", если говорить о ближнем зарубежье, стратегически важные маршруты - это Ереван, Минск. Сейчас эти направления восстанавливаются, в Ереван уже возобновлены рейсы, в Минск по плану должны начаться с 17 декабря. Но до пандемии рейсы в Армению осуществлялись ежедневно, в Беларусь - четыре раза в неделю. Сейчас разрешенная авиакомпаниям частота - один раз в неделю, и мы рады этому!

Если говорить о дальнем зарубежье, то из Ростова в зимнем сезоне обычно осуществлялись рейсы в регион Юго-Восточной Азии, Индию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Из этого перечня формально границы открыты с ОАЭ, но количество рейсов лимитировано. При этом мы видим, что к рейсам в Дубай есть интерес и со стороны авиакомпаний, и со стороны пассажиров. Но решение об увеличении лимитов на перелеты в Дубай принимают авиационные власти двух государств.

Понятно, что в ситуации неопределенности с COVID-19 прогнозировать годовой пассажиропоток трудно, тем не менее, в каком диапазоне будут цифры? И когда планируете достичь "доковидных" показателей? Какие планы ставите на 2021 год?

— Я надеюсь, что по итогам 2020 года мы выйдем на показатель в 2 млн пассажиров или хотя бы приблизимся к нему. Вообще, по объему пассажиропотока пандемия коронавируса отбросила нас лет на семь назад, и уже очевидно, что за один год такой разрыв преодолеть невозможно. Что касается планов на предстоящий год, то мы исходим из отраслевых прогнозов, и они неутешительные. Оптимистичный сценарий предусматривает пиковое снижение пассажиропотока в январе и феврале и общее снижение по году на 15%. Консервативный сценарий ожидает повторения 2020 года с падением пассажиропотока свыше 90% в марте-апреле и общим снижением по году более 40%.

В таких условиях главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива. Рано или поздно из коронакризиса придется выходить, важно, чтобы было с кем. Этот год показал, что авиационная отрасль способна быстро восстанавливаться и быстро реагировать на меняющиеся запросы экономики. Но хочу подчеркнуть, быстрое восстановление возможно только при условии сохранения производственных мощностей и кадров.

Как в целом ограничительные меры, связанные с COVID-19, отразились на деятельности аэропорта? Какие статьи расходов пришлось урезать? Пришлось ли сокращать сотрудников?

— Весной мы вынуждены были принять целый комплекс мер, направленных на оптимизацию затрат и сохранение рабочих мест в условиях кризиса. Сократили хозяйственные и транспортные расходы. На период прекращения международного сообщения законсервировали зал международных вылетов. Сформировали сменные графики, исходя из фактического объема перевозок. Часть персонала в тех службах, где позволяют производственные процессы, переводили на частичную занятость. 

Эти временные меры позволили нам обеспечить стабильность дохода для всех сотрудников, гарантировать штатную работу аэропорта, а также сохранить максимально благоприятные, с учетом кризиса, условия для трудового коллектива. В то же время у нас возросли расходы, связанные с мерами по противодействию распространению коронавируса, начиная от закупки средств индивидуальной защиты для сотрудников и заканчивая оснащением терминала тепловизорами, диспенсерами и другим оборудованием. Но именно своевременность реагирования и качество выполнения всего комплекса противоэпидемических мероприятий позволили "Платову" в этом году первому среди региональных аэропортов возобновить международные перелеты.

Какими "антиковидными" мерами господдержки воспользовался или планирует воспользоваться аэропорт? Какие меры для отрасли, на ваш взгляд, нужно ввести дополнительно?

— Мы воспользовались субсидиями для аэропортовой отрасли и льготным кредитом для пострадавших отраслей. При этом, по мнению экспертов отрасли, и я с этим мнением согласен, наибольшие риски возникают у аэропортов некурортных городов, реализовывающих или реализовавших масштабные инвестпроекты, к числу которых относится и "Платов". Эти риски обусловлены высокой долговой нагрузкой. И в этом плане нам бы помогло субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам.

В период пандемии многие пассажирские авиакомпании начали осваивать грузовые перевозки. На операционной деятельности "Платова" в грузовом сегменте это как-то отразилось? Нет ли планов расширять инфраструктуру под грузоперевозки?

— В период пикового снижения пассажиропотока "Платов" принимал и обслуживал специальные грузовые рейсы авиакомпаний, выполняемые на пассажирских воздушных судах, в том числе и с медицинскими масками. Но такие рейсы носили единичный характер и не изменили кардинальным образом ни объем, ни структуру грузооборота. В целом по грузовым авиаперевозкам у нас идет снижение, как и по пассажирским.

Поясню: в нашем регионе большая часть почтово-грузовых авиаперевозок, если речь не идет о групногабаритных грузах или больших партиях товара, выполняются в грузовых отсеках пассажирских самолетов. В ситуации, когда сокращается пассажиропоток и снижается число рейсов, соответственно, сужаются возможности для отправки груза. Кроме того, авиаперевозки - сфера, очень чувствительная к общей социально-экономической ситуации в стране.

Планов по расширению инфраструктуры нет - этого не требуется, так как в "Платове" - суперсовременный грузовой терминал, построенный с большим запасом прочности в расчете на увеличение оборота грузов. Расчетный среднесуточный грузооборот в карго-комплексе "Платова" составляет 187 тонн в сутки, а оснащение позволяет обрабатывать грузы всех категорий, разрешенных для перевозки на воздушном транспорте - от живых животных до грузов, требующих специальных условий хранения.

Увеличила ли пандемия этот срок окупаемости "Платова"? 

— Пока что мы не пересчитывали срок окупаемости - 30 лет. В долгосрочной перспективе есть шансы "отыграть" один кризисный год. Но если кризис затянется, сроки окупаемости придется пересматривать.

Сохраняете ли надежду стать одним из региональных хабов "Аэрофлота"? Ведутся ли переговоры? Когда это может произойти? Как оцениваете новую стратегию группы до 2028 года?

— Оценивать чужие стратегии - неблагодарное дело. Что касается предложений, то мы открыты для всех авиакомпаний. Этот год показал - "Платов" прекрасно справляется с ролью международного хаба для всей страны.