Астраханская область — традиционно привлекательный регион для привлечения инвестиций. В области активно развиваются предприятия в ключевых отраслях экономики, создаются импортозамещающие производства, благодаря развитию международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг" выстраиваются новые логистические цепочки, растет внешнеторговый оборот. На фоне популяризации внутреннего туризма новый виток развития получила и курортная отрасль.
На Петербургском международном экономическом форуме Астраханская область представила свой инвестиционный потенциал и подписала ряд важных документов. О результатах работы делегации на ПМЭФ-23 и приоритетных направлениях развития региона в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
— Игорь Юрьевич, расскажите пожалуйста, каковы итоги первых дней ПМЭФ-2023? Какие встречи удалось провести в рамках форума, какие соглашения были подписаны?
— Мы второй год подряд представляем инвестиционный потенциал Астраханской области на собственном стенде. Здесь проходят все наши встречи с партнерами, подписания соглашений с инвесторами. Отмечу, что это очень удобно, поскольку на площадке можно лично обсудить все возникающие вопросы.
В первые дни мы уже подписали ряд соглашений в сфере агропромышленного комплекса с общим объемом инвестиций 20 млрд рублей. И это не предел.
Сегодня на площадке форума большое внимание уделяется международному транспортному коридору "Север-Юг". А Астраханская область исходя из своего географического положения является одной из важнейших частей этого коридора.
И нам важно его развивать, создавать новые производственные мощности для наращивания грузооборота.
В настоящее время идет модернизация Волго-Каспийского морского судоходного канала, строятся новые мощности по обработке грузов. В нашей портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ) ведется строительство контейнерного терминала мощностью около 3 млн тонн грузов в год. Проект будет реализован до конца 2024 года. Отмечу, что общая перегрузочная мощность Астраханского консолидированного порта и морского торгового порта Оля составляет почти 16 млн тонн.
— В какую сумму сегодня оценивается инвестпортфель Астраханской области? Каков прогнозный объем притока инвестиций до конца года и в следующем 2024 году, за счет чего он будет достигнут? Какие наиболее инвестиционно емкие проекты реализуются в регионе или планируются в ближайшее время?
— Мы ожидаем, что объем инвестиций в экономику региона по итогам года увеличится на 9% по сравнению с 2022 годом и достигнет 100 млрд рублей.
В регионе в разных сферах реализуется 9 особо важных инвестпроектов с общим объемом инвестиций около 200 млрд рублей. Благодаря этим проектам будет создано более 1,5 тыс. рабочих мест в сфере добычи полезных ископаемых, ветроэнергетики, сельского хозяйства. В рамках этих инвестпроектов в 2023 году планируется привлечь порядка 17 млрд рублей, в 2024 году — около 20 млрд рублей.
Отмечу, что большой объем инвестиций приходится на проекты наших давних партнеров — "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". Эти компании несмотря на экономическую ситуацию не только не снижают свои инвестиционные портфели, а наоборот, увеличивают, развивают новые проекты.
Есть еще один интересный проект — в сельском хозяйстве. Мы начали возрождать отрасль рисоводства, которая длительное время была в запущенном состоянии. Рисовые чеки сокращались, устарела система мелиорации. Но в прошлом году в регионе стартовал проект по выращиванию риса-сырца и его переработки. Этот опыт позволит нам в перспективе активно привлекать инвестиции в этой сфере, более масштабно развивать работу в этом направлении.
— Игорь Юрьевич, Вы уже упомянули, что Астраханская область — важный воднотранспортный узел, значение которого возрастает в связи с развитием МТК "Север-Юг". Ранее Вы инициировали открытие регулярных судоходных линий с несколькими прикаспийскими странами, а также предложили создать Ассоциацию особых экономических зон стран Прикаспия. С какими странами уже достигнуты конкретные договоренности по этому направлению?
— Мы активно взаимодействуем с партнерами из стран Прикаспия, Индии и других государств. Предложение об ассоциации звучало, концепция пока в проработке. Год назад мы с президентом Фонда Исламской Революции "Мостазафан" Парвизом Фаттахом подписали программу сотрудничества до 2027 года. Намерены совместно развивать МТК "Север-Юг", в том числе с использованием наших транзитных мощностей для перевозки продукции иранского Фонда. Это основное направление, на котором мы сегодня акцентируем внимание.
— С рядом прикаспийских стран также обсуждалась возможность открытия логистических центров в Астраханской области. В какие сроки планируется их реализация, за счет каких средств и ресурсов?
— Есть договоренность по открытию логистического центра Туркменистана в Астраханской ПОЭЗ. В январе 2023 года на Российско-Туркменском бизнес-форуме представители ОЭЗ "Лотос" и Транспортно-логистического центра Туркменистана подписали соглашение о сотрудничестве и меморандум по реализации инвестпроекта о создании логистического центра Туркменистана. Сроки реализации проекта находятся в стадии согласования. Также прорабатывается возможность открытия логистического центра в нашей ПОЭЗ Фондом "Мостазафан".
— Какова роль в развитии этих проектов Каспийского кластера — особой экономической зоны "Лотос" и ПОЭЗ? Сколько российских и иностранных резидентов планируется привлечь в Каспийский кластер до конца года, какой объем инвестиций ожидается?
— Активно привлекаем резидентов. Сейчас восемь компаний прорабатывают вопрос реализации проектов в наших ОЭЗ и ПОЭЗ. Это, например, производство кранового оборудования, сжиженного газа, трансформаторов, а также складирование, перегрузка контейнеров и мукомольное производство. Объемы инвестиций будут уточнены на этапе формирования бизнес-планов.
— Ранее сообщалось о планах по открытию Центра приграничной торговли с Казахстаном на границе Астраханской и Атырауской областей. На каком этапе этот проект, каков прогнозный внешнеторговый оборот региона до конца года с Казахстаном? Какие еще совместные с Казахстаном проекты запланированы — например, в судостроении?
— Мы намерены проработать вопрос открытия Центра приграничной торговли с коллегами из Атырауской области. Договоренность об этом есть в плане мероприятий по развитию сотрудничества, который мы с Акимом Атырауской области подписали в апреле. Сотрудничаем с Казахстаном в судостроении. В 2021 году мы построили для Казахстана два земснаряда. В прошлом году сдали два судна для дноуглубительных работ на Каспии. Сейчас на астраханских верфях строятся земснаряд и теплоход-толкач для заказчиков из Казахстана.
— Ранее сообщалось, что в рамках развития МТК "Север-Юг" планируется активизировать связи с Индией и странами Ближнего Востока. Есть ли сегодня уже какие-то конкретные проекты с эти странами?
— В прошлом году в рамках работы МТК "Север-Юг" выросло количество поставок через наш воднотранспортный узел российских товаров в Индию и страны Ближнего Востока. Это бумага, пиломатериалы, алюминий. Начался транзит белорусских калийных удобрений и других товаров на индийский рынок. В наши порты по коридору идут транзитные грузы из Индии, в том числе чай, рис, арахис, лук. В апреле наш регион посетил посол Республики Индия в России Паван Капур. Мы рассказали о возможностях наших особых экономических зон.
— Каков прогнозный внешнеторговый оборот региона до конца года с Белоруссией, Азербайджаном, Ираном? Сколько составит ожидаемый рост грузопотока, за счёт чего он будет достигнут?
— Портовый комплекс Астраханской области имеет стабильный внешнеторговый оборот с Ираном. Около 90% всех грузов, проходящих через наш воднотранспортный узел, следуют в иранском направлении. Грузы из России в Иран также доставляются через Астрахань железнодорожным транспортом транзитом по территории Азербайджана. Транскаспийский маршрут МТК "Север-Юг" будет востребован для поставок из Ирана, Индии, Бангладеша, Пакистана, Афганистана, ОАЭ. Спрос на поставку грузов через грузовые терминалы региона растёт. Важная задача — развитие портовой инфраструктуры.
— Астраханская область приняла у себя несколько сотен эвакуированных жителей ДНР и ЛНР. Какая часть из прибывших обосновалась в регионе, как в настоящий момент организована с ними работа, какая часть из них трудоустроена? Как организованы их бытовые условия проживания, обучение и досуг детей?
— В апреле 2022 года в наш регион прибыло более 400 соотечественников. Мы их встретили, разместили в пунктах временного размещения (ПВР), помогли решить социально-бытовые и другие вопросы. Сейчас в ПВР 105 человек. Они получают питание, медобслуживание. Помогаем с работой — сейчас трудоустроено 102 человека. Дети учатся в наших школах, вузах и колледжах.
— Регион взял шефство над Кременским районом Луганской Народной Республики для восстановления разрушенной инфраструктуры и оказания всесторонней помощи местным жителям. Какие объекты инфраструктуры планируется восстановить или построить заново до конца года на подшефной территории, будет ли организована диспансеризация населения?
— Продолжаем восстанавливать объекты социнфраструктуры. Речь, в том числе, о системах газо- и водоснабжения. Также делаем офис МФЦ, восстанавливаем отведённое для этого помещение. Приобрели резервные источники питания для бесперебойного электроснабжения соцобъектов. В прошлом году по моему поручению астраханские медики осмотрели более 7 тыс. детей в ЛНР. В этом году планируем провести диспансеризацию взрослого населения Кременского района.
— Весной этого года Астраханская область приняла рекордное количество туристов, среди которых большая часть — рыболовы-любители, отмечалось, что турпоток вырос на треть. Какой приток туристов прогнозируется до конца года? Планируется ли вернуться к вопросу о введении в регионе курортного или мусорного сбора для туристов?
— Ожидаем прирост турпотока в Астраханскую область на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года. К нам все чаще едут не только на рыбалку, на экотуры, событийные мероприятия. Спросом пользуются круизные маршруты по Волге. В навигацию 2023 года запланировано порядка 100 заходов теплоходов в порт Астрахань. Решение о целесообразности ввода курортного сбора в нашем регионе примем после анализа итогов федерального эксперимента, который проводится в рамках соответствующего закона в ряде регионов.
— Какие проекты получат развитие в рамках соглашения с Туризм. РФ?
Соглашение о намерениях между правительством Астраханской области и корпорацией Туризм.РФ заключено в марте прошлого года. В рамках соглашения Туризм.РФ и компания "ПКФ "Трансметалл" подписали корпоративный договор о строительстве гостиничного комплекса в центре Астрахани. построят в центре Астрахани на 148 номеров. Проект предусматривает ресторан, конференц- и фитнес-центр. Завершение строительства и ввод запланирован на декабрь 2024 года.
— Как продвигается реформа сети общественного транспорта в регионе, будет ли включен в систему общественной транспортной сети водные маршруты? Планируется ли в перспективе полный уход в городских пассажирских перевозках от так называемых маршруток, если да, то в какие сроки это будет сделано?
— В рамках первого этапа транспортной реформы в январе этого года в Астрахани на дороги вышли 83 автобуса большой вместимости. В рамках второго этапа Минтранс РФ одобрило нашу заявку на поставку в лизинг 191 автобуса для работы в Астрахани. На третьем этапе планируем запуск 157 автобусов малого класса и 34 автобусов среднего класса по межмуниципальным маршрутам. Конечно, мы планируем прекратить работу маршруток. Однако продленные в 2021-2022 гг. свидетельства о перевозках дают водителям право работать до окончания их действия. Также работаем над включением водных маршрутов в систему общественного транспорта. В планах приобрести два судна вместимостью 45 пассажиров.
— Планируется ли проведение в регионе ежегодного Каспийского медиафорума? Будет ли расширен состав его участников?
— Форум состоится 22 сентября. Участие примут СМИ, органы власти, эксперты, ученые и политологи, общественники. Ожидаем до 300 человек из стран Прикаспия. В рамках пленарного заседания презентуем МТК "Север–Юг". Традиционно подведем итоги международного конкурса на лучшую журналистскую работу "Каспий без границ".