Астраханская область является ключевым регионом для реализации крупных проектов в сфере промышленности. В изменившихся экономических условиях региону удается привлекать новых резидентов в создаваемую в Наримановском районе единственную в России Особую экономическую зону в сфере судостроения и производства нефтегазового оборудования. О том, какие проекты реализуются в Астраханской области и какие только планируются, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Александр Жилкин.
- Александр Александрович, как развиваются отношения Астраханской области с Ираном после частичного снятия санкций с республики?
- Мы активно развиваем отношения со всем странами Прикаспия. Иран с точки зрения перевалки и доставки грузов через наши порты занимает до 90% всего грузооборота региона. Мы надеемся на активизацию этих процессов.
В то же время отмечаем активизацию иранского бизнеса, рассматривающего варианты реализации различных проектов в Астраханской области. Так, в Володарском районе реализует крупный проект в сфере АПК компания "Пейванд Групп", инвестиции составят порядка 850 млн рублей. Проектом предусматривается строительство завода по производству комбикормов для скота и птицы мощностью 5 тонн в час; четырех предприятий по содержанию маточного стада кур-бройлеров мощностью 20 тыс. кур в год; завода-инкубатора мощностью 6,5 млн суточных цыплят в год; шести предприятий по выращиванию кур-бройлеров мощностью 1,8 млн кур в год; пруда для разведения рыбы, завода-бойни мощностью 2 тыс. голов в час; холодильных складов мощностью 400 тонн единовременного хранения и линии переработки и упаковки. В комплексе предполагается выращивать зерновые культуры для производства комбикормов на площади 285 га, а также яблоневые сады на площади 60 га. Инвестор предполагает создать замкнутый цикл производства с максимальным соблюдением экологических норм.
Из других крупных проектов, реализуемых иранской стороной в Астраханской области, можно отметить создание оптово-логистического центра для иранских товаров. Уже приобретено здание в центре Астрахани под Иранский торговый дом, в котором будет размещаться экспозиция иранских товаров, а также офисы представительств нескольких торговых палат иранских провинций. Открытие запланировано на конец 2016 года.
У астраханских деловых кругов также есть интерес к выходу со своей продукцией на иранский рынок. Представители Харабалинского района готовы поставлять в Иран 10 тыс. голов овец, в том числе на мясо "халяль". Иранская сторона изучает этот вопрос. Привлекательность астраханского мяса обусловлена тем, что технология его заготовки соответствует мусульманским обычаям "халяль".
- Какие еще значимые для астраханской экономики проекты реализуются в регионе с участием других прикаспийских стран?
- Что касается Казахстана, у нас более 50 компаний с казахстанским капиталом находится на территории региона. На форуме в Астане мы говорили о возможных вариантах сотрудничества, обсуждали развитие транспортных коридоров, взаимное проникновение капиталов. Мы работаем, в частности, над задачей расширения поставок в соседнее прикаспийское государство сельскохозяйственной продукции, производимой предприятиями и организациями агропромышленного комплекса Астраханской области, увеличением экспорта железобетонных изделий, кирпича и строительных материалов.
С правительством Туркменистана также ведутся переговоры об открытии торгового дома, оптово-логистического центра. Появление такого центра позволит увеличить поставки в наш регион и другие субъекты РФ туркменской сельскохозяйственной продукции, текстиля, строительных материалов и других товаров. Реализуется гуманитарный проект по строительству школы в селе Фунтово. Сдача объекта запланирована на лето 2017 года.
На межправительственном уровне получили поддержку такие совместные проекты, как размещение на астраханских верфях новых заказов из Туркменистана на строительство и ремонт флота, а также инженерных сооружений для поиска и добычи нефти в Каспийском море, создание на каспийском побережье Туркменистана совместного предприятия (рыбоводческого хозяйства) по выращиванию каспийского лосося на основе технологий, разработанных астраханской компанией "Акватрейд"; открытие в Астрахани представительства Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана и другие.
Кроме того, в центре астраханско-туркменского взаимодействия останутся вопросы наращивания грузоперевозок между портами Туркменбаши и Оля, организации двустороннего воздушного сообщения.
В целях укрепления контактов с партнерами из Азербайджана мы планируем продолжить работу по восстановлению регулярных морских перевозок между Астраханской областью и Азербайджаном; созданию в Астрахани торгового дома "Баку"; открытию консульства Азербайджана в Астрахани.
Возобновился переговорный процесс с руководством Фонда Гейдара Алиева по реализации в Астраханской области проектов социальной направленности. Обсуждаются вопросы о реконструкции одного из корпусов реабилитационного центра "Русь", а также возведении в Астрахани азербайджанского культурного и делового центра.
- Через Астраханскую область проходит международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг". Что мешает реализации преимуществ МТК?
- "Север-Юг" значительно короче других маршрутов, и поэтому по нему доставлять товары гораздо дешевле. Вместе с тем, есть нормативные документы, распорядительные документы, которые жестко регламентируют процедуры оформления грузов, не позволяя их значительно ускорить. Таможенные структуры стран Прикаспия прилагают совместные усилия для того, чтобы упростить документооборот и снизить административные барьеры. Успехи есть. Так, введено электронное декларирование грузов, это уже реальность. Нареканий меньше.
В скором времени, буквально в этом году, будут приняты совместные документы наднационального характера, когда будут синхронизированы все таможенные ставки. Я надеюсь, будет урегулирован вопрос по портовым сборам. Сейчас они несколько снижают привлекательность коридора "Север-Юг", она во многом зависит от размера портовых сборов, скорости процедур оформления грузов, от того, как работают лоцманские службы. Планируется, что на участках, где ранее была только лоцманская проводка, которая стоит отдельных денег, будет проводка по картам. Работа ведется.
- Как идет формирование особой экономической зоны (ОЭЗ) "Лотос"?
- Создан экспертный совет на уровне региона. Мы подписали соглашение с федеральным правительством, с Минэкономразвития РФ. Принято решение компенсировать из федерального бюджета те затраты, которые регион понесет по инфраструктурному обустройству зоны, за счет той доли налогов, которая будет формироваться зоной в федеральный бюджет. Очень правильное, справедливое решение. Это дает нам стимул искать партнеров, вкладывать в инфраструктуру, а потом компенсировать понесенные затраты.
Азербайджанская группа "Атеф" планирует вложить $16,9 млн в производство трансформаторов и другого электротехнического оборудования в ОЭЗ "Лотос" - это первый для нас иностранный резидент. Также на вхождение в нашу ОЭЗ претендует компания "Мединтех". Проект предполагает производство пяти видов одноразовых шприцев третьего поколения с мощностью до 200 млн штук в год. Предполагаемый объем инвестиций - 684 млн рублей.
Вскоре наша делегация во главе с вице-губернатором Константином Маркеловым будет находиться с бизнес-миссией в Индии в составе группы под руководством министра промышленности РФ Дениса Мантурова. В рамках визита мы расскажем индийскому бизнесу о преимуществах зоны.
Сейчас две компании уже имеют статус резидента: это судостроительный завод "Лотос", являющийся якорным резидентом ОЭЗ, и компания "Свои" с проектом производства труб капельного орошения.
- В августе на крупнейшем судозаводе региона "Лотос" заложили первое в постсоветское время круизное судно. Какие еще крупные заказы ждут местные судостроительные предприятия?
- "Судостроительный завод "Лотос", кстати, сейчас реализует контракт на строительство двух танкеров-химовозов для ООО "Волготранс". Самое главное, чтобы наши судостроители выдерживали сроки и качественно выполняли заказы. Заказчиков отталкивает срыв сроков. На ближайшие три года завод загружен.
Надо отметить, что на сегодняшний день существует дефицит судов транспортного флота, в том числе ледового класса, при избытке физически и морально устаревшего флота. Средний возраст сухогрузных и наливных судов грузоподъемностью 3-5 тыс. тонн, флот которых включает свыше 150 единиц, составляет около 30 лет при нормативном сроке 20-25 лет.
Министерством промышленности и торговли РФ утвержден перспективный план потребности в судах рыбопромыслового флота на период до 2030 года, включающий более 400 судов, строительство которых также планируется при участии астраханских верфей.
Также ключевым партнером Астраханской области остается нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". Помимо активной фазы обустройства месторождений им. Ю. Корчагина и В. Филановского, в которых участвуют астраханские корабелы, программа освоения Северного Каспия компанией предусматривает обустройство 8 месторождений до 2030 года, что потребует строительства порядка 16 объектов обустройства месторождений. Рассчитываем на продолжение сотрудничества в данном вопросе с компанией "ЛУКОЙЛ".
- Ранее вы не раз высказывались на тему ущерба, причиненного бюджету Астраханской области из-за изменений в федеральном налоговом законодательстве. Удается ли компенсировать потери и каким образом?
- Напомню, федеральным законом в сентябре 2013 года в Налоговый кодекс были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2014 льготу по налогу на имущество организаций недропользователям морских месторождений углеводородного сырья. В результате бюджет Астраханской области недополучил в 2014 году 1 млрд рублей, а в 2015 году - 1,3 млрд рублей. С увеличением количества буровых платформ сумма выпадающих доходов бюджета Астраханской области будет возрастать, в 2016 году объем выпадающих доходов по налогу на имущество организаций ориентировочно составит 4,3 млрд рублей.
Этим федеральным законом также введен новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи на которых приходится на период с 1 января 2016 года, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме будет поступать в федеральный бюджет. В связи с этим при освоении месторождения им. В. Филановского в акватории Каспийского моря от "ЛУКОЙЛа" в бюджет Астраханской области налог на прибыль организаций зачисляться не будет.
Учитывая сложившуюся ситуацию с доходной частью бюджета Астраханской области, правительством Астраханской области уделяется большое внимание взаимодействию с правительством РФ и министерством финансов РФ по вопросу оказания бюджету Астраханской области дополнительной финансовой помощи в целях компенсации выпадающих доходов бюджета.
В соответствии с распоряжением правительства РФ в 2016 году бюджету Астраханской области дополнительно выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 1,38 млрд рублей, из которых по состоянию на 16 сентября в доход бюджета Астраханской области поступило 1 млрд рублей. Также в 2016 году бюджету Астраханской области представлено из федерального бюджета бюджетных кредитов на сумму 1,952 млрд рублей, в ближайшее время планируется получить бюджетный кредит в сумме 2 млрд рублей.
Я благодарен руководству страны: есть понимание ситуации, в которой оказалась Астраханская область.
- Как развивается туристическая отрасль Астраханской области? Есть ли прогнозные данные о количестве туристов, посетивших регион в январе-сентябре 2016 года, в сравнении с данными за 2015 год? С чем связываете динамику?
- Сегодня у населения, может быть, нет тех возможностей, которые были раньше. Россияне путешествуют по родной стране. Мы же наблюдаем 6%-ный рост турпотока в Астраханскую область по сравнению с прошлым годом, он уже составил более 2 млн прибытий.
Конечно, больше всего желающих по-прежнему порыбачить в дельте Волги и посетить плантации лотоса. Туристы в основном размещаются на базах отдыха, посещают астраханский кремль, соленое озеро Баскунчак, гору Богдо, культурно-исторический комплекс "Сарай-Бату".
Постоянно занимаемся совершенствованием туристических услуг. Для туристов разработано порядка 30 туристических маршрутов, в частности "Отдых по восточным традициям", "Отдых на раскатах Дельты Волги", "Икорный тур" по системе "все включено" и межрегиональный маршрут "Путешествие сквозь время", реализуемый в рамках проекта "Великий шелковый путь", который пролегает по территории Астраханской, Волгоградской областей и республики Калмыкия, продолжительностью 7-8 дней.
Новые тематические маршруты включают в себя элементы гастрономического, экологического, этнографического и сельского туризма: мастер-классы, мини-экскурсии, дегустация местных блюд. Участники туров участвуют в мастер-классах по приготовлению национальных блюд народов астраханского края: тройной ухи, казахстанских баурсаков, татарского плова, пшенника и рыбного пирога.
Ежегодно на территории Астраханской области проводятся мероприятия, которые позволяют привлекать не только жителей региона, но и гостей из других городов России. Так, 9-10 сентября состоялась премьера оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - open-air в исторических декорациях Астраханского кремля. Помимо 4 тыс. астраханцев, оперу посмотрели около 700 зрителей из Москвы, Волгограда, Питера, Казахстана и Италии.
- В этом году Астраханская область планирует собрать 1,5 млн тонн овощей и бахчевых. С чем связан рост показателя в сравнении с прошлогодним?
- Действительно, в нынешнем году во всех категориях хозяйств прогнозируется производство 1,5 млн тонн овощебахчевой продукции и картофеля, из них более 950 тыс. тонн овощей, более 330 тыс. тонн картофеля и 220 тыс. тонн бахчевых. В прошлом году мы собрали 1,4 млн тонн.
Рост объемов производства планируется, в первую очередь, за счет увеличения урожайности, расширения ассортимента выращиваемых культур, совершенствования технологии, модернизации и внедрения современной высокоэффективной сельскохозяйственной техники. Кроме того, предполагается рост за счет расширения посевных площадей сельскохозяйственных культур. Так, в 2016 году в связи со строительством в селе Заволжье Харабалинского района завода по производству томатной пасты значительно расширились площади под томатами, за счет которых планируется увеличение объема овощной продукции на 70 тыс. тонн.