Основное предприятие группы компаний "Никохим" - АО "Каустик" входит - согласно данным Минпромторга РФ - в федеральный перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. Несмотря на кризис в отечественной экономике, завод успешно развивается и расширяет свое присутствие как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта. Об итогах работы предприятия за 2015 год, планах на ближайшую перспективу, а также о реализации новых проектов, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал гендиректор ГК "Никохим" Эльдор Азизов.
- Эльдор Энгленович, с какими показателями АО "Каустик" завершило 2015 год?
- 2015 год для нас был достаточно успешным: валовая выручка увеличилась примерно на 30% - до 16,215 млрд рублей. При этом надо учесть эффект относительно низкой базы 2014 года, который не был для нас таким удачным. Объем отгруженных товаров собственного производства по итогам 2015 года вырос на 34,1% - до 15,703 млрд рублей.
Стоит также отметить существенный рост еще одного показателя: по итогам 2015 года "Каустик" перечислил в бюджеты различных уровней 1,3 млрд рублей, что практически вдвое больше, чем за предыдущий период. В консолидированный бюджет региона из этих средств проступило более 721 млн рублей, а в федеральный - 575,4 млн рублей. По этим позициям предприятие входит в первую пятерку рейтинга системообразующих организаций области.
Безусловно, важно и то, что результаты такой работы ощутил на себе каждый сотрудник: проведена индексация зарплат - в июле 2015 года увеличение составило 11,4%, а еще через полгода - на 10,8%. В итоге, если средняя зарплата основного производственного персонала в декабре 2014 года составляла 24 тыс. рублей, то с февраля 2016-го - 30 тыс. рублей.
Что касается ассортимента продукции, то на "Каустике" он остается традиционным. Все новое мы концентрируем в новых производствах, которые создаем совместно с крупными российскими инвесторами, в том числе с "Роснано" и Сбербанком.
- Удалось ли увеличить сбыт продукции как внутри страны, так и за ее пределами? Какую долю на этих рынках занимает продукция группы?
- Мы чувствуем сегодня, что спрос на внутреннем рынке сокращается, но пока находим на нем свое место. В России "Каустик" остается в числе лидеров по выпуску каустической соды, хлорпарафинов, хлора, синтетической соляной кислоты, поливинилхлорида. За пределами страны мы реализуем, в основном, гранулированную каустическую соду, выручка по экспорту за 2015 год составила 14% от общего объема. Сегодня мощности наших основных производств загружены по максимуму. Поэтому - чтобы увеличить сбыт - группе компаний "Никохим" необходимо развитие, увеличение мощности. Именно поэтому и было запущено в июле 2015 года на ЗАО "Никомаг" производство гидроксида и оксида магния. При достижении предприятием проектной мощности экспорт продукции составит уже порядка 95%.
- Каким образом на эти итоги повлияла общая макроэкономическая ситуация в отрасли? "Никохим" в условиях кризиса и санкций развивается или выживает?
- Кризис - это наше время. Кризис создает дополнительные возможности, важно только уметь ими пользоваться. И если ты в состоянии поддерживать производство, выпускать продукцию и конкурировать, то получишь от этого выгоду. Для нас существенное влияние имел эффект девальвации, вследствие которого произошло снижение стоимости базовых составляющих, таких как электроэнергия. Если раньше цены на электроэнергию у нас были выше, чем во всей Европе, то сейчас ситуация перевернулась. Проекты химической промышленности начинают быть привлекательными, рентабельными и окупаемыми.
- А какие меры реальной государственной поддержки оказали существенное влияние на развитие бизнеса? Какие еще действия государства, на Ваш взгляд, будут способствовать развитию компании?
- Бесспорно, наличие мер государственной поддержки - это лучше, чем их отсутствие. Мы получили из бюджета 150 млн рублей на компенсацию процентных ставок по кредитам.
Поддержка государства на региональном уровне оказана нашему проекту по производству гидроксида и оксида магния: предоставлены налоговые льготы в части снижения ставки налога на имущество в порядке, установленном законодательством РФ. Существенную господдержку Минпромторга РФ и регионального комитета промышленности и торговли в последние годы получил также проект модернизации электролизеров хлора и каустика на "Каустике".
Мы не отказываемся от такой помощи, но меры государственной поддержки в нашей отрасли, на мой взгляд, должны иметь более глубокий характер. В первую очередь, это - создание механизмов предоставления предприятиям, имеющим хорошие конкурентные проекты, "длинных" дешевых денег. Для развития промышленности нужно строить и создавать новые рабочие места, увеличивать ВВП России.
- Несколько лет назад в "Никохиме" пошли по пути добровольной сертификации отдельных производств и видов продукции по самым высоким международным стандартам. Новое, открытое в июле прошлого года на ЗАО "Никомаг", производство гидроксида и оксида магния недавно получило сертификат компании SGS - мирового лидера в сфере сертификации. Насколько это актуально для компании, ведь услуги подобных фирм наверняка стоят недешево?
- Для того, чтобы успешно конкурировать за рубежом, необходимо отвечать стандартам качества, которые распространяются не только на продукцию, но и на всю систему управления, менеджмент, производство. Многие потребители на Западе требуют наличия соответствующих сертификатов, так как это является подтверждением контроля качества. Поэтому такая мера, отчасти, вынужденная, но - полезная для предприятия.
- Вы уже коснулись нового производства гидроксида и оксида магния, включенного Минпромторгом РФ в отраслевой план мероприятий по импортозамещению. Производителей этих продуктов всего несколько в мире. Что "Никохим" предпринимает для завоевания своей доли на рынке?
- Мы сегодня четко привязаны к рынку, который зависит от производственных мощностей. В России высококачественный синтетический гидроксид и оксид магния выпускаем только мы, но и потребление этой продукции в нашей стране весьма скромное. Повторюсь: 95% мы планируем отправлять на экспорт, и только 5% - на внутренний рынок. Если будет увеличиваться потребность российских производителей - будет увеличиваться и наше присутствие на рынке РФ. Сейчас мы ведем активную договорную кампанию с зарубежными партнерами, поскольку именно там находятся основные потребители этих химических продуктов.
- Крупнейшему предприятию группы компаний "Никохим" - АО "Каусктик" - зачастую предъявляют претензии экологи и рядовые горожане, что привлекает внимание надзорных органов. Это как-то мешает развитию? Насколько компания открыта внешнему, в том числе и общественному контролю?
- Я не могу сказать, что повышенное внимание к "Каустику" мешает развитию производства, но оно и не помогает. Дело в том, что в стране пока нет серьезного системного подхода к вопросам экологии, а выходящие нормативно-правовые акты в этой сфере иногда противоречат друг другу. При этом, реализуя собственные природоохранные программы, мы находимся в постоянном тесном контакте с государственными природоохранными ведомствами, оперативно реагируя на замечания в наш адрес.
Мы также открыты для общественного контроля и говорим горожанам и экологам, что готовы и дальше снижать негативное воздействие на окружающую среду. Кроме этого мы даже готовы из собственных средств предприятия финансировать новые проекты в сфере контроля за состоянием окружающей среды, например, проект по установке дополнительных экологических постов в Красноармейском районе Волгограда. Не голословные взаимные обвинения, а конструктивное публичное взаимодействие поможет в полной мере обеспечивать законные права граждан на благоприятную окружающую среду. Только в ходе такого диалога может выясниться ряд интересных вещей. Например, нас упрекают в том, что "Каустик" является источником превышения предельно допустимых концентраций хлористого водорода. Между тем этот показатель завышен по всему Волгограду. Кроме того, по-нашему мнению, основным источником выбросов хлористого водорода являются автомобили. Когда возникают неблагоприятные метеоусловия или через город идет большой поток транспорта, скапливаются пробки - концентрация повышается. По всем этим моментам надо разбираться профессионально.
Нередко жалобы от горожан поступают на неприятный запах, источником которого тоже называют "Каустик". Но органолептические показатели, в том числе запах, не нормируются и не измеряются вообще. При этом в южной части Волгограда работают десятки промышленных предприятий, среди них несколько индустриальных гигантов. Необходим комплексный подход к исследованию влияния каждого на окружающую среду, повторюсь - профессиональный и непредвзятый подход. Специалисты экологических служб и научно-производственного центра нашего предприятия готовы участвовать в любых проектах в этой сфере.
- А какие непосредственно природоохранные мероприятия проводятся непосредственно АО "Каустик"?
- Мы серьезно подходим к решению этой задачи, поэтому могу со всей ответственностью сказать - АО "Каустик" планомерно и целенаправленно снижает техногенное воздействие на окружающую среду. Об этом свидетельствуют результаты постоянного профессионального контроля атмосферного воздуха санитарно-защитной зоны, почвы, воды. В год сотрудники специализированной аккредитованной лаборатории производят более 150 тысяч анализов и измерений по различным объектам контроля.
Фактические затраты предприятия на осуществление природоохранных мероприятий за два последних года превысили 158 млн рублей. Большая часть этой суммы была направлена на завершение модернизации и реконструкции основного производства хлора и каустика ртутным методом. Всего же на реализацию этого проекта с 2011 года АО "Каустик" направило около 600 млн рублей. И если в 1990 году мы на тонну ртутного каустика тратили 500 граммов ртути, то сегодня - только 5 граммов. В целом за последние 20 лет общий расход ртути в производстве сократился в 100 раз.
В число приоритетных экологических проектов входит реконструкция и модернизация биологических очистных сооружений "Каустика". В минувшем году на ремонт трубопроводов и аэротенков затрачено около 5 млн рублей, и работы там продолжаются.
Проблемы еще остаются, но одним махом их решить не удастся. На предприятии функционирует часть старого оборудования, которое не подлежит модернизации с точки зрения улучшения экологических параметров. Кроме того, новые высокотехнологичные производства, как правило, влекут риски сокращения рабочих мест. Сегодня на "Каустике" работает 5,5 тыс. человек. На Западе на подобном предприятии работало бы всего 500-800 человек. Тогда вопрос: что делать с остальными? И снова повторюсь - во всем нужен разумный баланс и грамотная стратегия. А призывы некоторых общественников закрыть "Каустик" и вовсе влекут за собой социальный взрыв.
- Каковы самые амбициозные планы на ближайшую перспективу?
- Мы не стоим на месте. Наша цель - дальнейшее развитие многопрофильного химического технопарка на территории промышленной площадки "Никохима" в Волгограде.
У нас всегда есть в заделе 3-4 проекта, которые мы постоянно обсуждаем. Так, мы собираемся производить гипохлорит кальция, расширять линейку по производству оксида магния, но по другой технологии. Планируем извлекать бром из бишофита и делать бромиды. С инвестиционными фондами мы обсуждаем создание производств хлоргидрина, эпоксидных смол, изоцианата. Мы ездим по миру, смотрим, отбираем лучшие технологии и примеряем их на себя.
Сегодня мы прорабатываем возможность реализации большого инвестпроекта совместно с китайской компанией Sinopec по созданию крупного газо-химического комплекса стоимостью порядка 2 млрд долларов.
- Для осуществления этих планов нужно обладать конкурентными преимуществами. Каковы они у предприятий группы "Никохим"?
- У нас собственная генерация, развитая инфраструктура, квалифицированный персонал, минеральное сырье - богатые месторождения бишофита и поваренной соли. Этих преимуществ вполне достаточно. Уже сейчас на нашей промплощадке успешно работают несколько производств, не входящих в группу "Никохим". Например, такие крупные резиденты парка, как SealedAir, Praxair, "Агро-Эксперт" и другие, во многом связанные общей инфраструктурой и технологической цепочкой. Это позволяет не только уменьшить издержки, но и повысить конкурентоспособность нашей продукции, которая востребована как в России, так и еще более чем в 30 странах мира