Один из крупнейших детских и молодежных образовательных центров России – "Смена" - в 2015 году официально получил статус всероссийского. Кроме того, в этом году ВДЦ "Смена" отмечает 30-летний юбилей со дня создания. Среди ключевых направлений деятельности "Смены" можно отметить инновационные образовательные площадки, вобравшие в себя самые актуальные темы молодежи России: лидерство, бизнес, образование, предпринимательство, инновации, робототехника, , IT-технологии и коммуникации. Планируется, что в ближайшее время министерство образования утвердит долгосрочную программу развития центра до 2025 года, благодаря реализации которой "Смена" сможет стать ведущей профориентационной площадкой и самым высокотехнологичным детским центром России. О том, какие образовательные программы реализуются на базе ВДЦ "Смена", планах по развитию центра, значимости дополнительного образования и профориентации для современной молодежи в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал директор ВДЦ "Смена" Евгений Нижник.
- Евгений Алексеевич, в этом году "Смена" подучила статус всероссийского детского центра. Что это дает для дальнейшего развития центра и как отразится на его работе?
- "Смена" к этому долго шла, ещё в советские времена центр был всесоюзным трудовым образовательным лагерем, который назывался "Рабочая смена" и занимался важным блоком вопросов: работой со среднеспециальными учреждениями и учреждениями профтехобразования. На мой взгляд, после этого в постсоветский период статус чуть понизился. Если "Орленок" и "Океан" стали полноценными всероссийским центрами, куда едут ребята со всей страны, и министерство образования России под них создает специальные положения о правилах отбора участников, то "Смена" всегда проводила программы исходя из пожеланий тех, кто ехал сюда.
Сейчас мы вышли на уровень остальных всероссийских детских центров, и нас включили в общую систему работы министерств и регионов. Поэтому теперь мы на тех же основаниях выбираем самых лучших и активных ребят, которые приезжают на наши смены и образовательные программы. Кроме того, теперь к нам направляют детей действительно со всей страны. Например, в "Президентских состязаниях" в этом году примут участие все 85 регионов России. Это тоже наше достижение, потому что в прошлом году Сибирь, Урал, Дальний Восток к нам на состязания не приезжали. И, конечно, мы рассчитываем, что у нас будут реализовываться образовательные программы всероссийского масштаба, потому что статус позволяет выходить на новый уровень событий, которые являются показательными для всех остальных центров. Буквально на днях мы обсуждали с министерством образования России, что в этом году в "Смене" будет проводиться всероссийская конференция по итогам летнего отдыха с участием всех крупных лагерей страны. То есть ни в "Океане", ни в "Орленке", ни в "Артеке", а именно у нас соберутся около 500 участников конференции для подведения итогов летней кампании.
- То есть можно говорить о том, что, если 5-7 лет назад "Смена" на фоне других крупных детских центров своей спецификации не имела, то сейчас вы свою нишу заняли?
- Я вам больше скажу. Мне показалось, что "Смена" в какой-то момент потеряла свой профиль. Я говорил, что "Смена" называлась раньше "рабочей", соответственно, центр работал с профтехнаправлением, но все это потерял, и все образовательные программы приобрели несколько размытый контур. По сути, у "Смены" не стало изюминки, ядра, профиля, пропала миссия центра как образовательной площадки. А нужно понимать, что, в отличии от детских лагерей, мы являемся всероссийским образовательным учреждением, мы учим детей, а не только обеспечиваем их отдых. Да, это дополнительное образование, но это очень важно. Это то, чему не учат в школе, что позволяет человеку выбрать профессию, сделать из него специалиста, развить специализированные навыки.
Поэтому сейчас при поддержке министерства образования мы сформировали свой профиль профориентации как одного из самых важных направлений в развитии подростков и молодежи. Именно в возрасте 13-14 лет ребята стоят перед выбором – куда идти дальше. И мы, по сути, сейчас можем предложить им выбрать одну из профессий, которые будут востребованы в будущем. И это наше предназначение, миссия, потому что мы пропускаем 20 тысяч человек в год, а это люди самые активные, подготовленные, они являются носителями каких-то формаций, традиций в своих сообществах. В конечном итоге мы можем таким образом повлиять на мнение 100 тыс. ребят ежегодно, помочь им определиться со своим будущим. Это большой пласт.
Я думаю, если бы каждое образовательное учреждение ставило перед собой такие задачи, мы смогли бы коренным образом изменить ситуацию в стране, когда 70% людей идут работать не по специальности. Если эти 20, 100 тысяч будут понимать, что им нужно идти работать руками, что это не менее престижно, что это хорошо оплачиваемая и востребованная работа, то значит, что мы правильно все делаем. Ведь это гораздо лучше, нежели идти учиться без четкого понимания, что тебе придется делать дальше в жизни, и пригодится ли тебе твое образование.
- В рамках выбранного вами профориентационного направления планируется ли в ближайшее время что-то менять в принципах работы всероссийского детского центра "Смена"?
- Первое, что мы уже сделали, это создали отдел профориентационных программ. Понятно, что это управленческая единица, но нам необходимо появление таких программ. Второе – мы построили экспериментальный павильон "Смена. Лидер Клуб", сделали в нем блоки, секции, через которые можно пройти и попробовать себя в таких направлениях как 3D-моделирование, робототехника, IT-лаборатория, бизнес-проектирование. Мы постоянно ведем мониторинг тех профессий, которые являются топовыми и будут востребованы по мнению аналитических центров и тех корпораций, которые смотрят на 5-7 лет вперед.
У нас есть поручение заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец – разработать концепцию создания в "Смене" всероссийского центра профессионального образования. И у нас уже есть концепция того, каким он может и должен быть. Это огромные павильоны, которые оборудованы всем необходимым для того, чтобы профессию можно было "пощупать", увидеть, погрузиться в нее, неделю-две с ней прожить и понять, что ты хочешь этим заниматься всю жизнь.
В моем понимании, если мы говорим об автомобилестроении, то в павильоне должен стоять конвейер, где подросток может прикрутить колесо, другие детали, а с конвейера в итоге сходит электромобиль. Это очень амбициозная задача, потому что мы понимаем, что недостаточно построить здания и павильоны. Профессия – это методики, это обучающие программы, содержание. Это задача может быть реализована только при помощи самых развитых корпораций и холдингов нашей страны, то есть в режиме государственно-частного партнерства.
- Сейчас у "Смены" уже есть такие партнеры, с которыми вы работаете по профильным образовательным программам? И какова в настоящее время доля собственных образовательных программ центра в учебном процессе?
- Партнеров пока, к сожалению, не столько, сколько хотелось бы. Из тех партнеров, которые являются действительно частными, это АФК "Система" и фонд "Система", с которыми мы недавно завершили смену "Лифт в будущее" (очень интересная программа, связанная с подготовкой инженерных кадров), это компания Intel, с которыми мы делаем интересные программы IT-направления. Пожалуй, и все, если мы говорим о бизнесе. Другое дело, что есть еще ряд хороших, серьезных, статусных организаций, но они не имеют отношения к бизнесу и государственно-частному партнерству. Это Олимпийский комитет России, Русское географическое общество.
В этом году мы в корне изменили всю систему, мы ушли от того, что мы площадки или гостиница, куда кто-то приходит и что-то рассказывает. Мы пришли к тому, что сами делаем крупные образовательные проекты, на которые мы приглашаем интересных для ребят партнеров. В итоге получаются крупные события на 1000 человек. Потому что важно ребятам показать всю силу и мощь большой команды, нежели это будет маленькая смена на 40 человек.
- АФК "Система" и Intel – это высокотехнологичный бизнес. А вы говорили, что кому-то суждено выбрать рабочую профессию. Что требуется от такого партнера, который может показать престиж именно рабочих специальностей?
- У нас есть смена "Профи-2015", мы ее запланировали на ноябрь, и приглашаем подобных партнеров выступить в различных ролях, нюансы готовы это обсуждать с каждым отдельно. На мой взгляд, самое важное – это специалисты таких компаний, которые смогут показать профессию не по старинке, а сделать так, чтобы молодые люди заинтересовались; показать, что в этой профессии будущее. Второе: чтобы молодой человек пошел туда работать, в профессии должен быть элемент романтики. Его нужно показать, и это можно сделать разными способами: экскурсии на предприятия, презентация оборудования, возможность с ним поработать.
У нас было опыт с Московским индустриальным университетом, когда они привозили станки с ЧПУ, и ребята на протяжении нескольких недель учились их программировать, занимались ракетостроением. Пусть это маленькие ракеты, но они летают. Они сами собирали роботов, машины для картинга. В этом заключается предназначение партнеров, хотя, конечно, материальная база важна. Буквально на днях в "Смену" приезжал генеральный директор WorldSkills Russia Роберт Уразов. Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. Они готовят нашу сборную, которая поедет в этом году на международный чемпионат WorldSkills в Бразилию. И мы даже говорили о том, что мы попробуем в "Смене" сделать элементы подготовки для нашей сборной перед тем, как они поедут завоевывать рубежи.
И однозначно мы рассматриваем возможность сделать "Смену" штаб-квартирой, базой, для WorldSkills Junior - детской большой секции, когда мы берем пусть не 50-60, а 20 самых интересных рабочих профессий, компетенций и готовим детей по этой программе.
- Евгений Алексеевич, ВДЦ "Смена" разработал комплексную концепцию развития до 2025 года. Проект предполагает строительство новых корпусов, о которых вы уже говорили, развитие инфраструктуры, создание образовательных площадок. Насколько эта концепция реализуема, и какая поддержка необходима, чтобы все получилось?
- Сейчас мы подходим к тому, что в 2015 году программа развития ВДЦ "Смена" должна быть окончательно доработана и, возможно, утверждена в правительстве Российской Федерации. Если мы ориентируемся на тот профиль, о котором я говорил, и правительство нас поддерживает в этом, то мы становимся одним из главных центров профориентации в России. Тогда мы понимаем, куда нам двигаться, какие объекты инфраструктуры нам нужны: павильоны технологий, центр робототехники, образовательные и выставочные павильоны, чтобы готовить по нашим программам ребят. Потому что строить какие-то корпуса, не понимая, для чего они и что там будет, чему и кто будет учить, не правильно.
Нам сейчас нужно понимать, откуда брать высокотехнологичных специалистов, которые будут передавать знания. Сначала содержание, а потом уже любая стройка.
Я рассчитываю, что до 2025 года из "Смены" может получиться самый технологичный центр страны. По нашим приблизительных расчетам, на это потребуется порядка 5 млрд рублей. Мы понимаем, что это большие деньги, но мы видим, что по центру "Артек" утверждена программа общим объемом около 15 млрд рублей. Это важно, потому что он такой один. На ВДЦ "Орленок" выделено около 3 млрд рублей, "Океану" – около 1 млрд рублей на развитие инфраструктуры. Очень важно, что такое внимание уделяется детским центрам, потому что их немного – всего 4. И, создав современную инфраструктуру для обучения, мы, конечно, вкладываем деньги в будущее страны.
- Если считать, что к содержательной части проекта у вас нет вопросов, есть ли на данный момент текущие проблемы, которые мешают в настоящее время работе и, возможно, могут затормозить развитие ВДЦ "Смена" в будущем?
- Существует проблема, которая гораздо шире, чем то, что она мешает этому проекту. У нас есть определенные сложности прошлых периодов, когда на территории оказались десятки частных объектов, гостиниц, ресторанов, кафе, бань и саун, которые не имеют ничего общего ни с обучением детей, ни с детским отдыхом. Я не буду говорить о том, как это вышло, могу сказать только, что с тех пор, как я пришел на должность руководителя ВДЦ "Смена", мы пытаемся всеми силами эту проблему решить. У нас с владельцами этих объектов разные цели. У них – заработать деньги, а у "Смены" – заниматься обучением, воспитанием, образованием детей. И иногда не удается договориться: им нужно, чтобы музыка играла до 4 утра, а нам нужно, чтобы у нас в 11 вечера дети ложились спать, потому что в 8 утра им нужно проснуться и начать обучение. Есть на территории "Смены" и недострой – 9-этажная гостиница на берегу. Не понятно, с какой целью она там строилась.
Все эти проблемы мы сейчас с министерством образования России решаем. Я вижу, что такие же точно проблемы были во всех остальных детских центрах. Я видел, как в "Океане" стоит в самом центре заколоченная избушка на протяжении 10 лет. Я видел, как в "Орленке" было свыше 70 квартир и сотни гаражей с надстроенными комнатками. Я знаю, что сейчас сотни людей проживают на территории "Артека", там также есть и гостиницы, и кафе, и эти люди пользуются пляжем центра, а детский пляж – это особая территория. А какое отношение имеет к детям человек, который идет из гостиницы в ресторан с бутылкой пива и сигаретой в зубах? И как нам оградить от этого человека детей? А в работе детского центра, лагеря самое главное условие - как раз обеспечить безопасность ребенка.
Что касается программы развития: мы сможем ее разработать в рамках существующей территории, которая есть. Конечно, нам бы хотелось использовать и рекреационные возможности. Так, чтобы на горе Солдатской, например, создать экологические тропы, туристические маршруты, чтобы приобщать ребят к здоровому образу жизни, к туризму. Одно из направлений предложили сами дети в ходе смены, которая проводилась совместно с Русским географическим обществом. Участники разработали проект создания еще одного - пятого лагеря – мобильного морского центра. У нас к территории примыкает пустырь, бывший когда-то территорией "Смены", однако, 22 года назад этот участок был передан Минобороны под санаторий, но весь его под эти цели не использовали.
Сейчас на свободной земле мусор и грязь, и это прямо на берегу Черного моря. Ребята сами провели топосъемку, составили карту, сделали макеты, взяли пробы грунта и теперь предлагают создать исследовательский палаточный лагерь, который бы работал и по патриотическим программам, и готовил бы юных спасателей. Здесь можно организовать полосы препятстви и создать условия для плавания. Мы рассчитываем, что получим поддержку руководства Русского географического общества, министерства обороны РФ и сможем уже в этом году реализовать данный проект. Это было бы лучшим подарком к 30-летию "Смены".
- Евгений Алексеевич, кстати, о юбилее, который всероссийский детский центр отмечает в этом году. Какие мероприятия будут приурочены к этой дате?
- Мы подготовили и разработали интересную смену и назвали ее "Юбилейная смена" – это своего рода фотография года. То есть, все самое интересное, знаковое, что мы делаем в течение года, мы представим в течение 3 недель этой смены: 15 фестивалей- 15 смен года, где есть и спортивный фестиваль, IT-фестиваль, фестивали профессий и робототехники, все самые яркие мероприятия года, но сжатые до одного дня. Для этого мы мобилизуем все наши кадровые ресурсы, а также ресурсы наших партнеров. Мы уже прорабатываем все эти мероприятия, чтобы провести эту смену насыщенно, красиво и показательно. Так, как этого не делал никто.
Для нас этот год вообще богат на события: 30-летие "Смены", 70 лет Победы в Великой Отечественной войне, Год литературы в России, который тоже для нас важен, потому что мы занимаемся образованием. Мы трепетно относимся к годовщине Победы, и многие смены в этом году будут связаны именно с этим событием. В мае у нас запланирован интересный проект, связанный с молодыми журналистами. Я хочу сделать так, чтобы мы посадили ребят в автобусы и отправили в города-герои вести репортажи с места событий. Для кого-то может быть это будет одно из главных событий – попасть в Новороссийск или Анапу, увидеть парад Победы, живых ветеранов. Я рассчитываю, что нас поддержат, и мы сможем отправить детей в Керчь и Севастополь. И самое главное, чтобы они написали об этом в социальных сетях, в газетах, сняли ролики, подготовили аудиосюжеты. То есть, оставили свой маленький и очень важный вклад.
- На территории ВДЦ "Смена" ведется строительство спорткомплекса международного уровня с плавательным бассейном. Как планируется использовать данный объект?
- Я являюсь региональным координатором проекта "500 бассейнов", который реализуется "Единой Россией" в партнерстве с разными министерствами. Суть проекта заключается в том, чтобы в 500 ВУЗах построить бассейны, где ребята будут заниматься спортом, но из 500 бассейнов есть один, который строится не в ВУЗе. Именно о нем идет речь. Для нас важно, чтобы этот бассейн на берегу моря в экологически чистой зоне появился именно на территории детского центра. Он, в частности, будет использоваться нашей Федерацией плавания, и мне бы хотелось, чтобы наша олимпийская сборная переехала к нам тренироваться, готовиться к соревнованиям. Мы же сделаем так, чтобы им хотелось к нам приезжать, чтобы здесь могли проходить не только учебно-тренировочные сборы, но всероссийские соревнования и, возможно, международные состязания по плаванию.
- Евгений Алексеевич, по сути, можно говорить о том, что за последнее время в России существенно развивается своего рода детский туризм. Сейчас у родителей есть большой выбор, куда отправить ребенка летом: просто в лагерь, в образовательный центр, в санаторий, наконец, за границу. Как вы оцениваете этот туристический рынок, и какие у него перспективы?
- Сейчас у родителей есть понимание, что детский лагерь или центр – это не просто отдых, а еще и важный элемент воспитательного и образовательного процесса. И я вижу, как молодые родители сейчас занимаются детьми, понимая, что это будущее, что нужно вкладывать в это деньги и силы. Многие дети ходят на разные секции по несколько раз в день: иностранный язык, спорт, дополнительное образование. Есть детские лагеря вполне хорошие, у которых главная цель – организация летнего отдыха: море, купание, экскурсии, культурно-развлекательные программы.
Это очень важные направления, потому что невозможно все время учиться, важно находится в разных коллективах, обмениваться информацией. Если человек через это проходит, у него появляется навык общения, поведенческие установки, навык поведения в коллективе. Но при этом важно уделять внимание тому, какие программы, какой коллектив в каждом из этих лагерей. Сейчас неспроста стали появляться организации, которые готовят для лагерей специалистов( вожатых, аниматоров, преподавателей), потому что этот рынок востребован. В нашей стране появились сильные языковые курсы.
Это очень интересно, потому что 5-7 лет подобные курсы можно было пройти только за рубежом. Появились сильные профильные лагеря - маленькие, связанные с компьютерами, IT-сферой, экологией и другими направлениями. Мне кажется, что за последние годы этот рынок существенно вырос как туристический блок, как в нашей стране, так и за рубежом. В том числе социальные предприниматели, которые занимаются образованием, арендуют различные территории в Европе и организовывают выездные лагеря там. Это очередной виток развития остановился в связи с кризисом, потому что стоимость проживания и питания, прочие расходы почти в два раза выросли. Зато весь этот сегмент перешел в Россию.
Детские центры загружены почти на 100%. Родители стали очень требовательны к отдыху детей, и это очень хорошо. Каждый родитель ставит свой приоритет в выборе детского отдыха. Но нужно уделять внимание тому, насколько хороши специалисты в таких учреждениях, насколько современное оборудование в них используется. Потому что очень часто надпись "санаторно-курортное лечение" является формальностью, а по факту это все сводится к двум прогреваниям уха и спортивной ходьбе по закрытой территории.
Выбирая детский лагерь, родители должны понимать, какая образовательная программа там, какой педагогический состав, какая спортивная база имеется на территории, насколько насыщена культурно-досуговая часть. Потому что очень плохо, когда ребенок не занят и занимается разными делами, не вовлекаясь в организованные процессы. Такая картина тоже часто встречается. Недостаточно, чтобы дети просто бегали по площадке целый день сами с собой.