Всероссийский форум организаторов отдыха и оздоровления детей "Большие смыслы - 2021" начал работу во вторник на базе ВДЦ "Смена" в Анапе (Краснодарский край). Форум собрал около 1,5 тыс. участников в офлайн- и онлайн-режимах, которым предстоит в течение четырех дней обсудить стратегию развития сферы отдыха и оздоровления детей в России. Об основных задачах форума, формировании модели "умного отдыха", современных подходах к профориентации в интервью "Интерфаксу" рассказал директор Всероссийского детского центра "Смена" Игорь Журавлев.
- Игорь Валерьевич, на этой неделе на базе ВДЦ "Смена" проходит Всероссийский форум организаторов отдыха и оздоровления детей "Большие Смыслы – 2021". Расскажите, пожалуйста, подробнее о нем: какие ключевые мероприятия запланированы, кто принимает участие и чему он будет посвящен в этом году?
- Для начала отмечу, что в этом году форум вернулся в "Смену" после шестилетнего перерыва. Самый первый Всероссийский форум организаторов детского отдыха проходил именно здесь, в 2015 году и назывался "Открытые паруса". В 2021 году форум получил название "Большие смыслы" и посвящен выработке стратегии развития сферы отдыха и оздоровления детей через открытый диалог между властью, регионами, родителями и представителями профессионального сообщества. Всего для участия заявились более 1000 человек из 83 регионов страны. Из-за коронавирусных ограничений мы не можем принять всех желающих, поэтому на очный формат аккредитовано 500 человек из 67 регионов, остальные присоединятся к мероприятиям в онлайн-режиме. Всего в деловой программе заявлены свыше 70 встреч и активностей – часть из них уже начались. Это дискуссионные площадки и мастер-классы, стратегические сессии и круглые столы, экскурсии и игротеки. Объединять их и задавать тон каждому дню будут направления: "Смыслы", "Воспитание", "Технологии".
Одним из ключевых событий станет заседание межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, где будут подведены итоги летней оздоровительной кампании – 2021. Среди спикеров представители Государственной думы и Федерального Собрания РФ, Министерства просвещения, Минздрава, МВД, Росгвардии, Роспотребнадзора, Минэкономразвития, МЧС России, Следственного комитета РФ, Ростуризма, Роструда, федеральных детских центров и других ведомств, ответственных за организацию детского отдыха в стране.
На форуме акцентируем внимание на организацию безопасного отдыха и медицинского обеспечения в детских оздоровительных организациях, применение цифровых технологий в детских лагерях, и, конечно, профориентационную деятельность, которой сильна "Смена". Мы с удовольствием поделимся наработанным педагогическим опытом с коллегами.
- Ключевой темой форума станет формирование модели "умного отдыха" детей. Какой Вы видите эту модель и как она реализована сейчас в ВДЦ "Смена"? Какие процессы, на Ваш взгляд, должны быть запущены в системе отдыха и оздоровления детей для того, чтобы отдых действительно стал "умным"?
- Спрос на "умный отдых" сейчас очень высок, так как это, прежде всего, развитие ребенка во всех направлениях. Мы давно отказались только от морских и солнечных ванн. Конечно, они тоже присутствуют в программе пребывания ребенка, но это – сопутствующие компоненты.
Во главе угла "умного отдыха" лежит разносторонняя образовательная программа, которая помогает выявить и раскрыть творческие и интеллектуальные способности ребенка. И это совсем не школьная программа. Здесь не нужно идти к доске и учить "домашку".
Дети развивают главные навыки успешности, так называемые "гибкие" навыки, проходят профессиональные пробы, создают уникальные проекты, общаются с менторами и наставниками, известными, медийными личностями. Идут к своему уникальному личностному образовательному результату.
И форум должен задать тон этому тренду, предложить методологию, и, возможно, готовые решения.
- Смогут ли детские лагеря и родители позволить себе "умный" отдых? Ведь для организаций – это дополнительные затраты и вложения в организацию отдыха, а для родителей – в конечном итоге возможное удорожание путевок?
- "Умный отдых" – не синоним дорогого отдыха. Как я уже говорил, в основе такого отдыха лежит развитие ребенка. Каждый детский лагерь способен и должен предложить свою уникальную программу развития ребенка во время лагерной смены. И это программа должна быть ориентирована на нужды и потребности жителей того муниципалитета, региона, где функционирует лагерь. Программа сильна своим содержанием, а не дорогим антуражем.
Сейчас наша задача совместно с представителями сферы организации детского отдыха, ВУЗов, педагогической и родительской общественности задать тон развитию "умного отдыха", сформировать актуальную повестку, определить содержание и критерии.
- Какой Вы видите воспитательную миссию детского центра? Какие задачи должны стоять перед руководством центра, вожатыми, педагогами и что должно получиться на выходе?
- Если говорить о нашем центре – это формирование успешной жизненной навигации детей, развитие их лидерских компетенций, эффективную профориентацию.
Фактически речь идет о формировании и воспитании сообщества молодых людей, способных принимать эффективные решения в политической, гражданской и деловой сферах на благо общества и государства.
- На базе ВДЦ "Смена" работает Всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий "Парк будущего". Расскажите, пожалуйста, о "Парке будущего" подробнее. Какими возможностями он обладает и какие навыки дети могут в нём получить?
- Парк будущего – это абсолютно уникальный комплекс, аналогов которому на территории России нет. Всероссийский учебно-тренировочный центр профмастерства был создан в "Смене" в 2017 году по поручению президента России Владимира Путина. Его задача – разработка и реализация профориентационных образовательных программ для детей и молодежи. В Парке 24 полигона профессий, на которых дети осваивают 34 компетенции. Среди них: промышленная робототехника, инженерия космических систем, мультимедийная журналистика, прототипирование, инженерный дизайн CUD, ремесленная керамика, технологии фармацевтического производства, флористика и многие другие. Главные павильоны каждого из 6 кластеров – "Промышленность", "Информационные технологии", "Профессии будущего", "Строительство", "Сервис и дизайн", "Транспорт" - оборудованы кинозалом, музеем, коворкинг-зоной, где ребята получают общее представление об отрасли, встречаются с известными и успешными представителями профессий.
Каждый ребенок, который приезжает в "Смену", обязательно проходит профориентационные пробы и может определить для себя то, чем хочет заниматься в будущем. Причем он знакомится с профессией через практическую деятельность на высокотехнологичном оборудовании: может стать машинистом локомотива и управлять поездом в специальной кабине-симуляторе или самостоятельно собрать космический спутник. То есть он все делает своими руками. Это, конечно, имеет потрясающий эффект, и дети в восторге от того, что им удалось попробовать.
- Игорь Валерьевич, как, на Ваш взгляд, в настоящее время обстоит дело с кадрами для сферы отдыха и оздоровления детей? Есть ли дефицит каких-то специальностей? Учитывают ли ВУЗы запросы детских лагерей при разработке программ подготовки студентов?
-Ситуация с кадровым обеспечением сложная. На примере нашего центра скажу, что мы тратим колоссальные усилия для подбора вожатых, способных не только быть поводырями, а стать наставниками для детей. Большое многообразие программ подготовки вожатых – не всегда хорошо. В содержании часто теряется педагогика работы с детьми. Подготовка, бывает, проходит теоретически, без практики. Все это нужно привести к общему методологическому знаменателю. И в этом для отрасли большая поддержка от ведущих педагогических вузов страны.