Директор ТФ "Донские Зори" Г.Николаев: "Качество услуг на продовольственных рынках выросло, и от этого выигрывает только потребитель"

Директор ТФ "Донские Зори" Г.Николаев: "Качество услуг на продовольственных рынках выросло, и от этого выигрывает только потребитель"

            Северный рынок - один из крупнейших продовольственных рынков Ростова-на-Дону - планирует реализовать масштабный проект по строительству 8-этажного торгово-продовольственного центра. К 2020 году площадь рынка, которая сейчас составляет около 14 тыс. квадратных метров, должна вырасти втрое. Там появятся трехуровневый паркинг, блоки общественного питания с кафе и ресторанами и масштабная развлекательная зона для детей. О планах по реализации проекта, развитии розничной торговли и соблюдении требований федерального закона о розничных рынках в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал директор торговой фирмы "Донские Зори" Геннадий Николаев.

            - Геннадий Валентинович, Северный рынок одним из первых в Ростовской области выполнил требования федерального законодательства - торговля на нем осуществляется в капитальном строении. Каким рынок стал сейчас и каковы перспективы его дальнейшего развития?

            - На первом этапе, который предполагал строительство стационарного рыночного комплекса, мы инвестировали в проект около 110 млн рублей. Сейчас рынок оснащен всем необходимым и полностью соответствует требованиям закона. В настоящее время на рынке создано более 400 торговых мест. Если говорить о рабочих местах, то их более 500 - это не только продавцы, но и водители, грузчики, персонал, который обслуживает рынок, осуществляет уборку и охрану территории, а также сотрудники ветеринарной лаборатории, которая следит за качеством продукции.

            Мы решили на этом не останавливаться, и сейчас ведется строительство второй очереди - рядом с рынком появится 8-этажный торговый комплекс. Инвестиции в проект, который мы намерены завершить в 2020 году, составят около 350-400 млн рублей. Пока что в проект еще вносятся коррективы, отдельные элементы проходят стадию согласования. Но, по сути, мы хотим объединить под одной крышей продовольственный рыночный комплекс, который уже построен и функционирует, с торговым центром, где будет представлена как минимум одна крупная торговая сеть, а также магазины, специализирующиеся на непродовольственных товарах. Мы не видим проблемы в таком сочетании и как раз хотим предоставить выбор нашим покупателям. То, что нельзя купить на рынке, можно купить в торговой сети. Чего-то может не быть в магазине, но это обязательно найдется на рынке. В конечном итоге потребитель в одном месте получает возможность самостоятельно сделать выбор, что, где и по какой цене он купит.

            Особое внимание мы уделяем созданию развлекательной зоны, сейчас рассматривается вариант строительства катка, прорабатывается план той части помещения, где будут расположены кафе и рестораны, но точно могу сказать, что мы хотим сделать упор на развлечения для детей. Это для нас такая же приоритетная задача, как и продовольственная составляющая комплекса.

            Также мы позаботимся о том, чтобы посетители центра не испытывали проблем с парковочными местами. Сейчас наша парковка вмещает до 150 автомобилей, проект предполагает еще три уровня паркинга на 330 машиномест. Кроме того, те нестационарные объекты торговли, которые сейчас расположены на территории комплекса, мы со временем уберем, и здесь будет создано еще около 100 парковочных мест.

            Мы ограничены территорией земельного участка, который находится в собственности, однако сделаем все, чтобы создать для жителей максимально комфортную зону, где можно приобрести все необходимое. В общей сложности площадь комплекса составит 45 тыс. квадратных метров, а сейчас Северный рынок функционирует на площади около 14 тыс. квадратных метров.

            - Строительство подобного крупного объекта предполагает наличие всей необходимой инфраструктуры, в том числе для комфортного и безопасного пребывания на нем людей. Подобные проблемы у Северного рынка есть?

            - У бизнеса всегда проблемы, есть локальные вопросы, например, техусловия, когда за присоединение к эклектическим сетям у нас требуют 50 млн рублей, предлагая прокладку кабеля из Первомайского района, хотя за стеной у нас находится подстанция, к которой мы могли бы присоединиться. Но большинство таких вопросов мы привыкли решать самостоятельно. Однако, на мой взгляд, всегда есть вопросы, которые бизнесу и властям города нужно решать совместно. Моя головная боль - отсутствие безопасного и удобного для людей пешеходного перехода. Когда мы строили комплекс, пешеходный переход был в шаговой доступности, затем его перенесли гораздо дальше, и сейчас многим людям, особенно старшему поколению и тем, кто идет на рынок с детьми, очень неудобно переходить дорогу. Получается, что им нужно делать большой крюк. Это проблема не только моя, это и проблема для жителей района. Я понимаю, что проспект Космонавтов - очень оживленная улица, по сути, он связывает Северный жилой микрорайон с центральной частью города, но у нас последнее время приоритет отдается транспорту, и все, что ему мешает, просто убирается. Однако, на мой взгляд, такие меры позволяют только на время решить проблему пробок на определенном участке, но не убирают проблему транспортного комплекса большого города. В итоге страдают в первую очередь пешеходы.

            Несколько лет назад мы выражали готовность поучаствовать в строительстве подземного перехода в этом районе, если, по мнению властей, другой формы не существует. Однако, как мне кажется, лучшая форма для людей - это привычный наземный регулируемый пешеходный переход. При правильной организации движения он не будет создавать лишних пробок. Здесь можно посмотреть на европейский опыт - там практически везде работают именно такие переходы. Где-то есть подземные, и практически нигде не встретишь надземных переходов, которые начали строить в Ростове и которые практически нигде не прижились. Я очень рад, что новый глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев выступает за комплексный подход в решении транспортных проблем города, который предполагает строительство новых дорог, эстакад и путепроводов. Если это все будет правильно реализовано, то и нам не придется сталкиваться с такими, казалось бы, банальными проблемами, как отсутствие пешеходного перехода в том месте, где дорогу ежедневно переходят тысячи людей.

            Хотелось бы, чтобы подобные проблемы власть видела и помогала их решать. Когда мы построили рынок и были готовы уже ввести его в эксплуатацию, нам сразу не позволили это сделать, потому что вход в рынок на метр пересекал красную линию. Тогда в эту ситуацию вмешался губернатор Ростовской области Василий Голубев, и проблема решилась в одночасье. Но все же такие локальные проблемы - не уровень мэра или губернатора. Для этого есть чиновники, которые отвечают за подобные вопросы и которые должны отдавать себе отчет в том, что бизнес платит налоги, обеспечивает рабочими местами, в нашем случае - еще и решает вопрос обеспечения населения продовольственными товарами. 

            - В последние годы в Ростове-на-Дону активно развиваются крупные торговые сети, открываются небольшие магазины в шаговой доступности, набирают популярность различные фермерские и авторские магазины. Все это влияет на поток посетителей на рынке?

            - Точно могу сказать, что люди становятся более требовательными к процессу приобретения товаров, и всем нам нужно идти в ногу со временем. Но рынки занимают определенную нишу, и спрос на их услуги не становится ниже. Товары на рынках более экологически чистые, представлены в свежем виде, здесь есть выбор и можно поторговаться, сравнить, выбрать что-то получше или подешевле. Опять же - живой контакт с продавцом. Если вам не понравился товар в одной торговой точке, то вы сюда больше не придете. Продавец теряет клиента, он в этом не заинтересован. Точно также для другого продавца вы становитесь постоянным клиентом, соответственно, можете получить скидку. Главное - на рынке всегда можно попробовать продукцию, которую приобретаешь. Соответственно, меньше риск купить некачественный или пропавший товар. Таким образом, каждый наш арендатор создает свою "команду" покупателей. Наверное, минус любого рынка - небольшой выбор бакалейной продукции, у нас, например, запрещена торговля алкоголем, но я не вижу в этом ничего плохого. Прошли те времена, когда человек шел за хлебом и покупал бутылку водки.

            Мы не только выполняем закон о розничных рынках, который требует перевести рынки из некапитальных строений в капитальные, но мы улучшаем и расширяем возможности предоставления услуг конечному потребителю. Комфортное помещение, обеспечение безопасности в нем, ассортимент и контроль качества продаваемой продукции. Таким образом, качество услуг существенно выросло, это обходится дороже предприятию или арендаторам, но выигрывает от такого формата потребитель.

            Кстати, мнение, что основные посетители рынков - люди старшего поколения, тоже не соответствует действительности. На рынок люди приходят семьями, встречается много молодежи, потому что в нынешнем виде это удобно. По нашим оценкам, около 60-70% торговых точек на рынке оснащено системами безналичного расчета. Есть исключения - люди, которые приезжают с сезонной продукцией, огородники и дачники, но в целом практически любую продукцию на рынке вы можете сейчас приобрести так же, как и в любом крупном магазине: за наличные средства или по безналичному расчету.

            - Повышенное внимание уделяется несанкционированной и нестационарной торговле, но если в центре Ростова-на-Дону с этим борются, то в спальных районах не всегда получается дотянуться до этой проблемы. Нуждается ли, на Ваш взгляд, город в таком виде торговли?

            - В том, что такая форма торговли еще существует, я вижу некое противоречие. С одной стороны, на уровне федерального законодательства предъявляются повышенные требования к рынкам и магазинам, которые специализируются на продуктах питания. И при этом нестационарные объекты на улицах, во дворах домов продолжают существовать и находятся в более льготных условиях - это касается и стоимости аренды, и коммуникаций, которые, по сути, таким объектам не нужны, и требований к безопасности продукции, которые далеко не каждый соблюдает. У нас есть требования закона, и если мы их не соблюдаем, нас оштрафуют на серьезную сумму, и при этом рядом во дворе ведется торговля продуктами из непонятной палатки или какой-то машины. Платится ли арендная плата и налоги? Проверяется ли каким-то образом эта продукция? Выполняются ли все требования к хранению продукции, если в палатке нет ни канализации, ни электричества? И кто будет нести ответственность за то, что в итоге пострадает потребитель? Я сейчас не говорю про бабушку, которая вышла продать 5 килограммов яблок и три пучка зелени, выращенные на даче, я говорю про тех, у кого это поставлено на поток. Мне кажется, государству нужно определиться: или мы развиваем цивилизованную, стационарную торговлю (рынки, магазины, крупные сети), или продолжаем не обращать внимания на торговлю с земли. Но это - повторюсь - вопрос безопасности потребителя, потому что во втором случае непонятно, кто будет нести ответственность, если что-то случилось.

            Есть и другая проблема, когда 10-15 таких временных объектов объединяются и называют себя ярмаркой, но это те же самые палатки, в которых элементарно отсутствуют коммуникации и контроль за качеством продукции. Но к ярмаркам у нас нет таких жестких требований законодательства. При этом аренда торговой точки на ярмарке и аренда торговой точки на стационарном рынке не сильно отличаются по цене, только рынок закон обязывает предоставлять определенный набор услуг, а здесь этого не требуется.

            - Тем не менее, на уровне области и города продвигаются ярмарки выходного дня, когда фермеры могут приехать, распродать продукцию по более низкой цене, а жители городов - выгодно ее приобрести.

            - Правильно организованные регулярные ярмарки для жителей - это хорошая инициатива, тем более, такой опыт есть практически во всех крупных городах. Но таких мероприятий, организованных именно администрацией города, правительством региона проводится не так уж и много, а вот уличной торговли в формате "ярмарки" встречается все больше, а их просто столько не нужно. Вот у нас было 100 с лишним рынков в Ростове-на-Дону, а сейчас, в связи с законом о рынках, осталось около десяти. Многие были вынуждены перейти в формат небольших торговых центров. Почему? Потому что это становится невыгодным на фоне той же нестационарной торговли. Прибыль падает, а расходы на строительство капитального сооружения велики. И здание рассчитано на 50 лет эксплуатации, а разрешение дается на пять, после чего его нужно еще продлевать. Но мы же понимаем, что здание под рынок уже сложно будет переделать под гостиницу или ресторан. Это специфичное предприятие. Если мы требуем строить рынки, то, по крайней мере, должны помогать им и поддерживать. Соответственно, и предъявлять ко всем объектам торговли, будь то ярмарка или палатка во дворе, схожие требования и к контролю за качеством продукции, и к ее хранению, и к реализации. А сейчас куда пойдет проверяющий - на крупное предприятие, которое официально работает и которое в состоянии заплатить штрафы? Или в палатку у дома, которую можно за ночь демонтировать и перевезти в другое место?

            Хочу подчеркнуть, что сегодня рынок и другие предприятия торговли решают приоритетные вопросы обеспечения и продовольственной безопасности страны. Важно производить качественную, экологически чистую продукцию в нужных объемах, но так же важно донести ее до конечного потребителя. Если у крупных компаний в этом вопросе проблем не возникает, и они могут реализовать продукцию через торговые сети, то у малого и среднего бизнеса, небольших фермерских хозяйств такой возможности зачастую нет. Именно поэтому рынки продолжают быть востребованными и дают возможность конечному потребителю приобрести те продукты, которые он хочет.