Директор "Артека" А.Каспржак: "Артек" - это мечта, которая достигается собственными усилиями"

Интерес к "Артеку" после воссоединения Крыма с Россией растет сильнее, чем туристический интерес к самому полуострову: нынешние показатели посещаемости заметно выше тех, что были в "украинский период" его работы. О других достижениях детского центра и изменениях в его жизни в интервью рассказал "Интерфаксу" директор международного детского центра "Артек" Алексей Каспржак.

Директор "Артека" А.Каспржак: "Артек" - это мечта, которая достигается собственными усилиями"
© РИА Новости. Александр Натрускин

- Алексей Анатольевич, сколько детей "Артек" принял за летние смены?

- В целом за лето мы приняли более 10 тысяч детей. Но мы являемся круглогодичным лагерем и поэтому не меряем свою работу только летним сезоном. В 2016 году мы примем более 30 тыс. детей. Много это или мало - можно оценить только путем сравнения. В 2014 году после перехода Крыма в российскую юрисдикцию мы приняли чуть меньше 6 тыс. детей, в 2015 году – почти 19 тыс., и в этом году - 30 тыс. Как видите, число артековцев за 2014-2016 годы увеличилось в 5 раз. Кстати, туристический поток в Крым в целом за этот период вырос лишь на треть с 3,8 млн человек в до 6 млн. Если сравнить показатели 2016 года с "украинским" 2013 голом (тогда в "Артеке" отдохнуло чуть более 15 тыс. детей), то видно, что к 2016 году мы увеличили численность приехавших в "Артек" в 2 раза. К слову, общий турпоток в Крым в 2016 году лишь сравняется с показателями 2013 года.

В этом смысле, мы восстанавливаемся быстрее, чем Крым. Для нас это важно, потому что за сухими цифрами стоят конкретные дети с их интересами и стремлениями. Эти дети смогли приехать в "Артек" из разных регионов России и воспользоваться всеми возможностями развития, которые созданы здесь усилиями государства и конкретной работой нашего коллектива.

- Насколько силен был международный интерес к Артеку?

- В прошлом году мы "аккуратно" пробовали приглашать гостей из-за рубежа. В 2016 году занимаемся этим более активно, потому что создали для всех артековцев достойные условия проживания мирового уровня, а также получили полномочия от нашего учредителя - министерства образования и науки РФ по порядку комплектования лагеря.

Мы имеем право бесплатно принимать детей-иностранцев, особенно в учебное время. Речь идет о тех детях из-за рубежа, которые хорошо проявили себя в международных конкурсах, организованных Российской Федерацией. В качестве поощрения они получают возможность приехать в "Артек", и отрадно, что таких детей становится все больше. Еще один способ для иностранцев приехать в "Артек" - коммерческие путевки, которые могут приобрести их родители. К нам хотят приехать многие, и мы каждому предоставляем такую возможность.

На сегодняшний день число иностранных детей, побывавших в "Артеке", составило примерно 550-560, это больше, чем в прошлом году. А к концу года мы намерены принять до 1,5 тыс. иностранцев. У нас нет специальных международных смен. Мы исходим из того, что "Артек" – образ некоего идеального жизнеустройства, к которому мы стремимся, созидательная и бесконфликтная среда. А значит, здесь не может быть разделения: в одну смену иностранцы есть, а в другую их нет. Дети должны учиться жить вместе, понимать друг друга, вместе делать общее дело. Поэтому ребята из разных стран в Артеке есть всегда - в разном качестве и количестве, и нам кажется, что это правильно.

Например, в нынешней смене 80 детей из-за рубежа, они представляют 14 стран мира – Францию, Германию, Англию, Объединенные Арабские Эмираты, Латвию, Ливан, Бахрейн, Сербию и США. Есть представители наших соседей - Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Нас часто спрашивают, приезжают ли в "Артек" дети с Украины. Да, и мы это приветствуем, украинские дети уверенно чувствуют себя здесь частью большой артековской семьи.

- А как российские дети могут попасть в "Артек"? Они могут купить путевку?

- 95% путевок распространяются исключительно бесплатно за заслуги детей в учебе, спорте, творчестве и общественной деятельности. Распределяются они по региональным квотам соответственно тому, сколько детей проживает в том или ином субъекте, а на местах определяются ребята с максимальными достижениями. Еще есть квоты тематических партнеров, которые проводят у нас образовательные программы, в этом случае путевками поощряются дети, проявившие себя в конкурсах отраслевой направленности партнеров, например, в олимпиаде Роскосмоса.

И только 5% путевок поступают в продажу. Причем стоит такая путевка 65 тысяч рублей, что соответствует бюджетной стоимости. Купить ее можно через сайт "Артека": за 10 дней до начала смены в продажу поступают невостребованные в регионах путевки.

Но мы изначально видели своей задачей сокращение пути ребенка до "Артека", мы хотели сделать так, чтобы на этом пути было меньше посредников. Поэтому мы подготовили к внедрению автоматизированную систему распределения путевок и, кстати, ее прототип весной мы представляли на площадке "Интерфакса". С 2017 года все путевки будут распределяться автоматически: ребенок будет загружать на свою страничку на сайте "Артека" портфолио, система будет рассчитывать проходной балл и формировать рейтинг лучших, и победители в итоге будут получать путевку.

- У "Артека" есть собственная программа развития, утвержденная правительством РФ. Каковы объемы финансирования? Достаточен ли для ее выполнения выделяющийся объем бюджетных инвестиций?

- Денег никогда не бывает много. Но если проанализировать цели, которые перед нами ставились, связанные с численностью и пропускной способностью центра, то к 2020 году мы должны принимать ежегодно примерно 45 тыс. человек. Я думаю, что эту задачу мы сможем реализовать на два-три года раньше. Мы приблизимся к планируемой численности в 2017 или 2018 году. Для этого нужно завершить восстановление инфраструктуры. На сегодняшний день реконструировано более 200 тыс. кв. м площадей, том числе 9 лагерей (в будущем их число возрастет до 11). Уже начато проектирование нового лагеря "Солнечный", в котором будет базироваться современная школа-пансион. Мы отремонтировали 7 столовых, 9 спортивных площадок, 3 теннисных корта, физкультурный центр с двумя бассейнами, медицинский корпус, технические помещения. Построены скалодром и веревочный парк, готовится к сдаче центр дополнительного образования площадью 6 тыс. кв. м.

Мы восстанавливаем не только здания, но еще и транспортную инфраструктуру, инженерные сети, систему безопасности, то есть, перед нами стоит комплексная задача по модернизации "Артека".

До 2020 года нам выделен 21 млрд рублей, из них использованы в 2014-15 годах примерно 4,5 млрд рублей. В текущем году расходы достигнут примерно такого же объема.

- Какова стратегическая цель этой программы?

- Когда мы говорим про цели, мы должны сконцентрировать свое внимание на том, кто является благополучателями услуг "Артека". И, мне кажется, что их трое.

Ключевой благополучатель, это, конечно же, ребенок, который приезжает или стремится в "Артек". За счет своих успехов в учебе или спорте он имеет осязаемую перспективу получения путевки в "Артек". Очень важно, чтобы существовали такие инструменты, которые демонстрируют ребенку, что он сам может чего-то достичь. Ведь очень часто мы по привычке полагаемся на кого-нибудь (или что-нибудь): родителей, начальство, либо на случай. Было бы неплохо для развития нашей страны, чтобы было больше людей, ориентирующихся на себя и собственные достижения.

Эта цель достигается огромным числом программ, существующих в "Артеке", которые предоставляют ребенку возможность выбрать, чем ему заниматься в дальнейшем. У нас в этом году 53 партнера по образовательным программам - крупные корпорации, федерации, общественные объединения и даже органы власти.

Мы должны понимать, что система образования - это то место, где дети должны выбирать. В "Артеке" у ребенка есть право на ошибку, ведь он не платит за нее, как платят за ошибки во взрослой жизни. А значит, у него есть возможность новой пробы и поиска себя. Кроме того, здесь он может приобрести полезные навыки, которые помогут в будущем мобилизоваться, ставить задачу и добиться результата.

Еще одним благополучателем я бы назвал саму систему образования. "Артек" должен стать для нее ресурсным центром с точки зрения создания образовательных технологий и моделей функционирования. И здесь у нас уже есть наработки. Эта задача решается несколько дольше, поскольку мы идем от практики. Потом мы должны обобщить результаты этой практики и представить на суд профессиональной общественности.

Третий благополучатель – это общество. "Артек" - это еще и общественный проект. Дети, которые проводят здесь три недели, получают "прививку" "Артека". Сначала это воспоминания и эмоции. Но поскольку за ними стоит серьезное внутреннее развитие, то впоследствии это кристаллизуется в императив успеха, который становится мощным ресурсом во взрослой жизни. Таких людей год от года становится все больше - за 90 лет в "Артеке" побывали почти 1,5 млн человек. Наша активная аудитория насчитывает сейчас примерно 500 тыс. и с каждым годом ее число увеличивается. Это дети, их родители, знакомые и т.д. Наша аудитория - это своеобразная мягкая сила, которая своим трудом может влиять на то, что происходит вокруг. Ведь каждый артековец уезжает домой с уверенностью, что он может изменить мир.

- "Артек" вписывается в российскую систему детского отдыха и образования с 2014 года. Что в первую очередь пришлось менять в детском центре для адаптации к новым реалиям? Что оказалось самым трудным?

- "Артек" исключителен, это подтверждает 90-летняя история образовательного центра, его уникальное место расположения, а также образовательные технологии, которые в нем применялись в 1950-60-е годы прошлого века.

У этой уникальности есть обратная сторона. На многие вещи в "Артеке", которые должны были быть как-то регламентированы, еще в советское время часто закрывали глаза.

А в постсоветское закрыли уже точно. Например, на такую, казалось бы, банальную вещь, как право реализации образовательных программ. Поэтому с 2014 года нам нужно было получить лицензию на все виды образовательное деятельности, аккредитовать образовательные программы в рамках российского законодательства и существующих требований.

Кроме того, нам нужно было привести инфраструктуру в соответствие с российскими требованиями. Мы также должны были учить, доучивать и переучивать персонал, потому что российские требования к его работе отличались от тех, что были прежде. При этом "Артек" для российского законодательства уже не отличался ничем от других федеральных государственных образовательных учреждений. Это порой было не просто, так как в тот момент мы уже принимали детей. Впрочем, изменения продолжаются и по сей день: мы совершенствуемся, не прекращая основной деятельности. К счастью, у нас большая территория. Мы можем одновременно вести стройку, принимать детей, меняя логистику для того, чтобы успевать реализовывать программу и даже немного ее опережать.

- По какому принципу формируется коллектив (педагогов, технических специалистов, пр.) детского центра? Проходят ли они какой-либо специальный отсев, у кого есть возможности попасть в этот коллектив?

- Возможность работать у нас открыта для всех. У нас есть сайт, там есть вкладки "хочу работать в "Артеке", "хочу быть вожатым в "Артеке" (это, кстати, самая востребованная вакансия).

Мы заключали договоры с вузами, не только с педагогическими, но и теми, которые имели давние исторические связи с "Артеком". Их сейчас около 20, и число постоянно растет.

Вожатых мы набираем следующим образом: на уровне вуза проходит внутренний отбор, после которого выбранные кандидаты приезжают к нам. Мы восстановили работу школы педагогических работников, так называемую ШПР, которая существовала в "Артеке" многие годы.

Дальше претенденты учатся у нас, проходят еще одно квалификационное испытание, а затем выходят на работу. Учеба продолжается 1,5 месяца.

Есть несколько типов вожатых: вожатый, воспитатель, старший вожатый. То есть, существует внутренняя карьерная лестница, которая позволяет мотивировать работу сотрудников лагеря на протяжении определенного срока.

В основном мы принимаем людей, у которых есть 3-4 летний стаж учебы в вузе, то есть, это уже люди старше 20 лет. Мы смотрим их портфолио, проводим прямые собеседования. Иногда наши сотрудники ездят на отбор на уровне вуза, чтобы он был более квалифицированным.

Что касается учителей и преподавателей дополнительного образования, то это всегда штучный, "точечный" подбор, которым мы занимаемся все время. Много людей хотят поработать в "Артеке", чтобы с одной стороны, приобщиться к легенде, а с другой - поучаствовать в активно развивающемся образовательном проекте.

Плюс ко всему, это колоссальный профессиональный опыт. У нас, например, восстановлена уже ушедшая практика ответственности учителя за каждого ребенка - то, о чем мы ностальгируем, вспоминая советскую школу. Приобрести эту квалификацию в "Артеке" легче всего. Ее крайне сложно приобрести за партой вуза или в рамках практики в школе. Возможно, даже не приобрести в нынешней школе, потому что там в последнее время произошли определенные организационно-экономические изменения, которые вывели за пределы оцениваемой деятельности понятие ответственности за каждого ребенка.

Есть регионы, которые заинтересованы, чтобы люди, которые в дальнейшем будут работать в образовании, некоторое время поработали у нас для того, чтобы эту квалификацию получить.

Есть случаи, когда люди возвращаются в Крым из других стран и начинают преподавать у нас в системе дополнительного образования. К нам приезжали педагоги из Литвы и Латвии. Иногда претенденты пишут мне в Facebook, прикладывают свое портфолио, рассказывают о том, чем они занимаются. В таких случаях у нас часто складывается совместная работа, так как мы стараемся создать для ребенка возможность выбора деятельности и прикладываем для этого все усилия.

Работа в "Артеке" для большинства сотрудников является временной. То, что касается технического персонала, то здесь проблем меньше. Но и у такой работы есть определенная специфика – надо понимать, что и водитель в "Артеке" отчасти педагог.

- Что это за специфика?

- Работа с детьми, приехавшими из нашей большой страны в качестве поощрения, накладывает определенные дополнительные требования. Нужно всегда быть в хорошем настроении, здороваться, помогать маленьким девочкам и мальчикам класть в автобус вещи, делать все, что связано с хорошим пониманием оказания качественной услуги. Если мы хотим, чтобы ребенок что-нибудь сделал в жизни сам, его нужно уважать, и он сам должен научиться уважать себя. А это проявляется не только и не столько за партой, сколько на улице, в магазине, где угодно.

То, что для педагогов и вожатых работа в нашем центре временная – оправдано самой системой центра. У такого труда слишком большая специфика. Она связана с тем, что человек находится на 100%-ном обеспечении, не заботится о том, где жить, что есть, что носить. Длительная работа в таком месте может сделать человека впоследствии социально неадаптированным. Было бы неверным брать на себя ответственность за дальнейшее жизненное устройство большого количества людей, ведь только сейчас в "Артеке" работает более 600 вожатых.

Это очень успешные активные ребята со всей страны, которые, получая опыт "Артека", не должны в нем увязнуть. Им надо строить свою жизнь, периодически выходя из ситуации комфорта и привычки.

- Какие образовательные программы сейчас предлагает детям детский центр? Сообщалось, что Минобороны и Следственный комитет России будут проводить в нем свои программы. Какие еще министерства, ведомства и организации готовы принять участие в его работе?

- В лагере есть собственные образовательные программы, которые действуют в нем постоянно. Они разнообразны. Но как обогатить образовательный процесс и сделать это максимально быстро? Привлечь новых людей и новые квалификации.

Конечно, можно все развивать самим и внутри центра, но дети, которые приезжают в "Артек", хотят получить разнообразные знания и навыки здесь и сейчас. И им нужны не 10-15 программ, которые были у нас в 2014 году, а те 100, которые есть сегодня в каждой смене, чтобы ребенок выбирал, чем он займется – под парусом пойдет или оседлает лошадь, займется робототехникой, рисованием или мозаикой.

А может он будет юным следователем? Кто знает. Недавно у нас стартовала программа Следственного комитета РФ. Посмотрим, как пойдет, но первые пробы уже достаточно веселые. Оказывается, профессия следователя достаточно широкая – в ней может себя найти и лирик, и физик, а также психолог, филолог, режиссер, оператор-документалист. Вариантов множество.

Есть у нас программы, сделанные совместно с Федерацией парусного спорта, программы, разработанные Университетом имени Баумана, Самарским аэрокосмическим университетом, Роскосмосом. Это наши системные партнеры. Их количество, как я говорил, перевалило за 50. Кроме того, есть еще те, с кем мы проводим какие-то отдельные мероприятия и события. Но это точечные мероприятия, и мы не говорим о них, как о системной деятельности.

Все наши программы полезны детям, прежде всего, тем, что на них приезжают как преподаватели люди, обладающие соответствующими знаниями и квалификацией. Такие эксперты остаются на 1-5 смен максимум. Затем они возвращаются в свою среду и продолжают заниматься своим делом, иначе потом они перестанут быть интересны детям. Кто-то, например, космонавты приезжает разово.

Мы открыты к любым, даже нетипичным примерам сотрудничества. Например, у нас много программ с МЧС, есть конно-кинологический отряд, где дети учатся верховой езде, сами организовывают процессы обеспечения безопасности. Ведь если это сделать в игровой форме, то, во-первых, это будет интересно детям, а во-вторых, даст важный социальный опыт.

- Кстати, к вопросу безопасности. А как она обеспечивается для детей в "Артеке"? Эта проблема особенно актуальна после недавних событий с поимкой диверсантов в Крыму.

- Вопрос безопасности детей для нас первостепенен. Исторически вопросам безопасности в "Артеке" уделяется большое внимание, это часть нашей репутации.

Элементы безопасности "вкраплены" во множество наших технологий. Например, в то, как организовано купание детей в море или поход на традиционное артековское место на гору Аю-Даг.

Инструкции существуют практически на любой случай, и это уже не только письменные указания, они базируются на богатейшем опыте. Важным жизненным вещам наши вожатые обучаются в ШПР.

Конечно, наш центр охраняется в рамках постановления правительства РФ, в том числе и силами Национальной гвардии, вневедомственной охраны, полиции. Есть у нас и патрулирование. Оно заметно глазу, но не милитаризирует среду. Это как с отключением электричества, которое было на полуострове в конце прошлого года. Когда электроэнергия не поступала к нам, мы прикладывали серьезные усилия, чтобы дети в "Артеке" этого не поняли. Подключали дизель-генераторы, которые в пиковую нагрузку потребляли более 20 тонн дизельного топлива в сутки, но отопление работало бесперебойно, горячая вода и свет поступали к детям как обычно.

Так же и с безопасностью. Ребенок не должен ощущать себя внутри милитаризированной среды, но родители должны быть уверены, что их чадо находится в безопасности.

Например, сейчас я из окна наблюдаю, как дети занимаются в морской флотилии. Внутри ялов рядом с детьми взрослые, неподалеку катер государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), наши спасатели. А вот дети вышли под парусом. Рядом с ними тоже спасатели. Это уже традиция. В дальнейшем мы хотим усовершенствовать систему безопасности – например, чтобы конные спасатели сопровождали детей в походах.

- Готовы ли вы делиться опытом с другими детскими центрами и лагерями страны? Есть ли такие программы обмена опытом?

- В некотором смысле мы являемся ресурсным центром для образовательной системы страны. Недавно министерство образования и науки на нашей площадке проводило совещание региональных министров образования, которые могли своими глазами увидеть, как у нас все устроено. Мы за то, чтобы к нам приезжали и учились.

Кстати, многие ребята, которые работали у нас, потом приходят в другие лагеря или в образовательную систему и фактически передают опыт.

Мы описали практику взаимодействия лагеря и школы в методических рекомендациях, которые в настоящий момент находятся на экспертизе, а затем будут распространены в образовательном сообществе, как учебные пособия. А октябре этого года мы планируем провести большую конференцию, и, думаю, сделаем ее регулярной и усилим как площадку по обмену профессиональным опытом.

Конечно, уже есть ежегодное мероприятие, которое организовывает министерство образования для системы дополнительного образования, в которую входим и мы (вместе с лагерями и другими центрами и т.д.). Однако мы считаем, что такое разделение отрасли не всегда на пользу всей образовательной системе, поэтому мы будем приглашать не только лагеря, но и школы регионов, чтобы поговорить о том, как, исходя из нашего опыта, должна быть устроена школа и ее взаимодействие с лагерем.

Мы видим это по-своему. В нашей школе дети проводят не так много времени, как в регулярной образовательной системе. Они изучают то же, что в обычной школе, но только в других условиях. Например, античность они проходят на экскурсии в Херсонесе, - им это интереснее и лучше усваивается. Знаю, что подобная практика применяется и в регионах, но обычно это происходит за пределами образовательного стандарта. Получается, что ребенок сначала отсидит в классе много времени, а потом, может быть, если это будет организовано школой или в этом будут заинтересованы родители, получит экскурсию как факультатив.

А мы находимся на такой территории, где переплетена история, культура и природа, где присутствуют многие объекты, которые описываются в школьных учебниках. В этом смысле грех не воспользоваться возможностью и не провести урок литературы в музее Чехова, а живописи - в музее Коровина, которые располагаются в непосредственной близости от "Артека". Или урок биологии в Никитском ботаническом саду, до которого тоже рукой подать.

А где, как не здесь, в Херсонесе, изучать религию и крещение Руси? Поэтому, пытаясь интегрировать школу и технологии дополнительного образования в образовательный стандарт, в те часы, которые у ребенка традиционно заняты уроками, мы нащупали направление возможного развития образовательной системы в том, чтобы сделать ее интересной.

Мы получили поддержку министерства, являемся федеральной инновационной площадкой и, таким образом, тоже имеем возможность распространять свои результаты. У нас есть ряд поручений правительства по разработке методических рекомендаций, которые мы выполняем.

- В советское время "Артек" был мечтой детей всей страны. Какова его миссия сегодня?

- Наличие мечты отличает человека деятельного, молодого от всех остальных. Мне кажется, что "Артек" - это мечта, которая достигается собственными усилиями. Очень важно, чтобы дети мечтали, но точно знали, что мечта не будет никем подарена или предоставлена, и что ее можно достичь только самому.