Interfax-Russia.ru - Виноделы РФ считают, что повышение пошлин на импорт вина из "недружественных" стран до 30-50% (с нынешних 25%), возможность которого обсуждалась на Всероссийском винодельческом форуме в ноябре, положительно отразится на отрасли. При этом они указывают на риски реэкспорта этого вина через "дружественные" страны.
Виноделы, опрошенные "Интерфаксом", отмечают, что достигнутый за последние годы уровень развития уже позволяет российскому вину конкурировать с зарубежной продукцией.
Пошлины повыше
Генеральный директор винодельни "Фанагория" Петр Романишин полагает, что рынку необходимы меры, дающие преимущество отечественным производителям.
"Повышение пошлин - одна из таких мер. Российские вина уже сейчас ничем не уступают винам зарубежным в любой нише. И, безусловно, у российского виноделия есть все шансы заместить продукцию из других стран. Для этого нужно время, помощь со стороны государства и формирование культуры потребления вина в стране", - считает Романишин.
По его словам, отечественные виноделы производят вина разных стилей и ценовых категорий, активно развивая, в том числе, и премиальное направление. В целом для успешного развития российского виноделия необходимо создать условия для опережающего развития, роста площадей виноградников и объема производства продукции из российского винограда. А для этого нужны системные меры с горизонтом в десятилетия.
Как сообщили на Дербентском коньячном комбинате (АО "ДКК" - один из старейших производителей алкогольной продукции в Дагестане), с повышением пошлин продажи и конкурентоспособность российских вин увеличатся. Но для замещения импортных вин российскими необходимо не менее 5 лет.
Генеральный директор ПАО "Абрау-Дюрсо" Елена Зарицкая считает, что повышение пошлин должно сопровождаться усилиями по популяризации российского вина среди потребителей.
"Важно, что отечественные производители смогут предложить качественный продукт, это укрепит их позиции на рынке и повысит доверие к национальному бренду. Внутренний рынок на подъеме, поэтому инициатива выглядит перспективной, но требует комплексного подхода и стратегического планирования со стороны всех российских производителей", - убеждена Зарицкая.
В свою очередь, директор по глобальным продажам ООО "Алвиса" Дмитрий Морозов отмечает, что повышение пошлин разведет в разные ценовые сегменты импортные и российские вина, повысит конкурентоспособность последних.
"При этом наш потребитель стал уже очень разборчив в вине, он хорошо понимает импорт, хорошо помнит недорогой импорт, который долгое время был на нашем рынке, и это заставит нашего производителя работать над качеством продукции, повышать его внешние характеристики, больше усиливать сортовые позиции, потому что раньше производитель делал фокус на ординарные вина. Пока еще мы ощущаем вакуум как раз по сортовым позициям, которыми необходимо заниматься. В совокупности эти факторы будут способствовать расширению линейки российского вина", - пояснил Морозов.
Он подчеркнул, что в РФ есть все предпосылки для производства хорошего вина.
Тотальный контроль
Управляющий директор винодельческого проекта AYA (Севастополь) Александр Шилин сообщил, что с осени 2022 года виноматериал, который фактически был запрещен к ввозу в РФ, импортируется в виде дешевого бутилированного вина из "недружественных" стран Европы.
"Цена закупки такого вина с учетом дотаций, которые выделяет Евросоюз производителям вина при экспорте за пределы Евросоюза иногда ниже 1 евро за литр. В результате торговые сети стали отдавать предпочтение дешевым импортным винам, вытесняя с полок вина отечественных производителей, что ожидаемо привело к снижению продаж российских вин", - отметил Шилин.
По его словам, это продолжилось в 2023 году и привело к негативным последствиям для отрасли.
"Также не стоит забывать о строгом надзоре и об ограничениях в реализации и продвижении алкогольной продукции, которые действуют в РФ и не актуальны для большинства стран, из которых импортируется продукция. Это заведомо создает неравные условия для отечественных производителей и их конкурентов из "недружественных" стран", - добавил Шилин.
Он отмечает, что только введенные в августе 2023 года ограничительные меры в виде ввозных пошлин на импортное вино в размере 20%, но не менее $1,5 за 1 литр позволили говорить о здоровой конкуренции.
"К следующему увеличению ввозных пошлин в августе 2024 года - с 20% до 25% рынок РФ уже был готов и показал, что российский покупатель готов рублем доказать, что российское виноделие готово конкурировать с импортными аналогами. Таким образом, позиция (вице-премьера РФ - ИФ) Дмитрия Патрушева за повышение пошлин на импорт вина до 30-50% воспринимается, не только как необходимая реальность, но и возможно (предлагаемые пошлины - ИФ) даже занижены, чтобы привести рынок к равным условиям по реализации", - сказал он.
Не пошлиной единой
При этом, по мнению участников рынка, важно не только повышать пошлины на импорт и наращивать объемы производства местных вин, но и увеличивать площади виноградников, выращивать новые сорта винограда.
Как пояснил руководитель винодельни "Дом Захарьиных" Валерий Захарьин, правительство РФ занимает позицию, что производители должны правильно заместить импорт вином из винограда, выращенного в России.
"Государство субсидирует посадку винограда, она идет быстрыми темпами. Виноград растет быстро - на четвертый год после высадки уже идет сбор", - добавил Захарьин.
Кроме того, не все виноделы видят выход в повышении пошлин на продукцию "недружественных" стран. Есть риск возникновение реэкспорта импортного вина из "дружественных стран".
"Практика последних лет показала, что, так называемые, "дружественные" страны дружественны, прежде всего, по отношению к самим себе. И первое, что они начнут делать, это реэкспортировать вина под своим флагом", - сказал совладелец винодельни "Студия вина "Галина" Юрий Малик.
Он считает, что помочь российским виноделам сможет устранение многочисленных запретов, например, на изготовление виноградного дистиллята и вин с его использованием.
"Повысит ли увеличение пошлин конкурентоспособность российского вина? На мой взгляд, вряд ли. В идеале, конкурентоспособность, в первую очередь, зависит от качества, а затем уже от ценовой доступности. Качество российских вин постоянно растет по многим причинам, а качество импортируемых, скорее, снижается, также по многим объективным причинам. При этом речь не идет о зарубежных винах вообще, а только о тех, которые попадают на наш рынок. Но и цены на российское вино неизбежно будут расти из-за роста тарифов, инфляции, недоступности кредитов, необходимости повышения зарплат сотрудникам, изменения системы налогообложения и прочего", - пояснил Малик.
Растут виноград и продажи
Российские виноделы в 2025 году ожидают роста продаж отечественной продукции до 30-35%. Но связывают его не только с возможным увеличением ввозных пошлин, но и с повышением конкурентоспособности российского вина, с расширением ассортимента.
"Мы понимаем, что пошлины и конкурентоспособность российских производителей расширяют границы, при этом импорт будет дорожать на полке не менее чем в 2 раза. Освободится ниша для российских вин. И, кстати, еще один фактор повлияет на конкурентоспособность - сокращение количества винных напитков. Правительство работает одновременно над тем, чтобы сократить количество импорта, и улучшить качество российского вина", - сказал директор по глобальным продажам ООО "Алвиса" Морозов.
Рост спроса во всех категориях отмечает генеральный директор винодельни "Фанагория" Романишин. Особенно это заметно в категории игристых и тихих вин.
"На примере предновогодних продаж корпоративным клиентам по всем категориям продуктов за сентябрь и октябрь 2024 года (по сравнению с тремя месяцами прошлого года сентябрь-ноябрь) мы видим практически 2-кратный рост", - сказал Романишин.
Освободится ли рынок?
По мнению участников рынка, несмотря на двукратный рост спроса, речи о полном замещении импорта на отечественном рынке не идет. Шилин из проекта AYA считает, что конкуренция с иностранной продукцией продолжится и в дальнейшем.
"В целом считаем, что конкуренция с иностранными винами продолжается, несмотря на их стоимость. Наша задача убедить покупателя, что наша продукция соответствует его ожиданиям и лучше импортной", - сказал он.
Глава винодельни "Дом Захарьиных" отмечает, что будущий рост продаж трудно оценить, но ниша на российском рынке после повышения импортных пошлин частично освободится.
"Она и сейчас освободилась, у нас даже под конец года не хватает вина. Но в 2025 году будет урожай на винограднике, который мы посадили три года назад, добавится до 3 тыс. тонн винограда. За последние пять лет мы посадили 960 га виноградников, поэтому мы будем готовы произвести в 2 раза больше вина, чем в этом", - пояснил Захарьин.
В свою очередь совладелец "Студии вина "Галина" не видит угрозы дефицита вина в магазинах.
"Время для долгосрочных инвестиций не самое лучшее и никакого дефицита вина не предвидится - винные магазины множатся, как грибы. И нет никаких гарантий, что пошлины, которые введут завтра, не отменят послезавтра", - посетовал Малик.
Расширяем ассортимент
Расширение ассортимента российского вина поможет удовлетворить спрос. Для этого виноделы модернизируют производство, высаживают новые сорта винограда и экспериментируют с видами продукции.
По словам генерального директора винодельни "Фанагория" Романишина, предприятие регулярно расширяет свой ассортимент и обладает всеми ресурсами, необходимыми для роста, в первую очередь, собственными виноградниками, расположенными на территории более чем 4,5 тыс. га.
"Кроме того, "Фанагория" регулярно инвестирует в оборудование для производства. Например, недавно мы инвестировали значительные средства в покупку новой линии для розлива игристых вин, которая заработает к июню следующего года. Это позволит существенно увеличить выпуск игристых вин. Также мы инвестировали и в покупку новых акратофоров. Эти инвестиции позволят нам удовлетворить растущий потребительский спрос", - считает Романишин.
Он отметил, что в 2024 году "Фанагория" продолжала высаживать виноградники и нарастила их площадь чуть более чем на 200 га. Расширяется и сортовая палитра - в этом году получен первый урожай сорта мальбек (около 72 тонн), сорта марселан (около 75 тонн) и сорта аликанте буше (около 183 тонн). По итогам 2024 года предприятие прогнозирует рост производства на 30% по сравнению с прошлым годом. В 2025 году ожидается высадка виноградников еще на 166 га.
"Запуск новинок в новых категориях являлся частью стратегии по диверсификации ассортимента еще до изменений в импортных поставках. На текущем этапе мы планируем заниматься активным продвижением продукции, растить долю рынка в альтернативных категориях. Увеличение площадей виноградников является важной стратегической задачей "Абрау-Дюрсо", работа в этом направлении будет продолжена", - подчеркнула генеральный директор "Абрау-Дюрсо" Зарицкая.
АО "ДКК" в будущем планирует расширение слабоалкогольных категорий. В 2025 году запланирована посадка молодых виноградников на 120-150 га.
Директор по маркетингу ООО "Алвиса" Светлана Ярцева также сообщает о планах по расширению ассортимента бутилированных тихих и игристых вин.
"Категория качественных игристых вин развивается высокими темпами, мы видим растущий интерес потребителей к игристым, а также существенное подорожание импортных игристых вин. Все это делает категорию качественных вин в среднем ценовом сегменте более емкой и привлекательной", - пояснила Ярцева.
По ее словам, стратегия компании направлена на получении качественного виноматериала в больших объемах. У компании долгосрочные контракты с крупнейшими виноградарскими хозяйствами региона.
Управляющий директор винодельческого проекта AYA сообщил, что в 2024 году запущено масштабное производство в Севастополе, а в 2025 году планируется запустить производство в селе Родное.
"Наши площади уже высаженных виноградников - 120 га, наличие сельхозземель в обороте позволяет нам увеличивать площади посадки в 2 раза. Со зрелостью виноградников мы увеличиваем ассортимент выпускаемых нами вин. Тем более, наше вино органическое", - сказал Шилин.
Он уточнил, что, учитывая площадь молодых виноградников, в 2025 году AYA поставит в магазины и рестораны порядка 200 тыс. бутылок органического вина.
"Мощность производства позволяет выпускать до 1 млн бутылок в год, что увеличит общий объем органического вина в РФ сразу на пару процентов", - отметил представитель проекта AYA.
Туристы помогут
Существенно повысить популярность и узнаваемость российского вина, как считают представители отрасли, сможет развитие винного туризма. Как пояснил совладелец винодельни "Студия вина "Галина" большее значение имеет сложившаяся система дистрибуции вина в России.
"Независимо от того, какой процент каких-либо вин находится на полке магазина или в меню ресторана, если там есть хоть несколько позиций вин, за которые продавцы или сомелье получают, так называемый "кешбэк" или "мотивацию", продаваться будут именно они. Быстро реформировать эту систему, скорее всего, не получится и армия винных критиков, экспертов и сомелье будет продолжать не столько информировать любителей вина о реальном состоянии нашего винного рынка, сколько, в меру своего авторитета, склонять их к покупке тех или иных позиций", - убежден Малик.
По его словам, естественным выходом из этой ситуации представляется развитие винного туризма, правительство уже начало действовать в этом направлении.
"Это позволит малым винодельням эффективно продавать свои вина прямо в месте их производства, а не пытаться распределить десятки или даже единицы тысяч выпускаемых ими бутылок по сотням тысяч российских ресторанов и винных магазинов, где они, неизбежно, затеряются на полках", - отметил Малик.
Он подчеркнул, что при этом во всем мире лучшие вина, как правило, делаются именно на маленьких винодельнях.
Руководитель винодельни "Дом Захарьиных" считает, что вместе с повышением пошлин и увеличением виноградников важно проводить работу и с покупателями.
"Параллельно необходимо проводить работу с потребителем, чтобы он понимал, что наше вино не только дешевле импортного, но и ничем не уступает ему по качеству", - отметил Захарьин.