Косметические компании Юга России активно развивают бизнес после ухода иностранных конкурентов

Ростов-на-Дону. 25 мая. ИНТЕРФАКС - После ухода ряда иностранных косметических брендов отечественные производители стали активнее развиваться, в том числе на юге России: нарастили производство, стали продавать франшизы, выходить на маркетплейсы и новые рынки. При этом эксперты, опрошенные "Интерфаксом", выделяют и негативные тенденции, которые появились за последние два года: сырье, упаковка и логистика стали дороже, прежние отношения с иностранными партнерами - напряженнее.

Все для покупателя

Рост себестоимости производства отмечают все опрошенные эксперты, однако почти ни одна компания не повысила отпускные цены. Некоторые компании в условиях роста себестоимости поменяли стратегию выпуска продукции. Так, АО "Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод" (Крым, производит сырье - эфирные масла и гидролаты, продукты глубокой переработки - натуральные компоненты растений и конечную продукцию - косметику и продукты питания) с 2023 года начало выпускать товары в упаковках большего объема.

фото. Эфиромасличная роза для производства косметики
Эфиромасличная роза для производства косметики.
Фото Екатерины Ижик

"Вместо 250 граммов теперь на наших полках преимущественно (товары в объеме - ИФ) 500 граммов, что позволяет конечному покупателю даже немного экономить в деньгах, не экономя на качестве", - сообщила заместитель гендиректора "Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода" Ирина Соколова.

ООО "Сила Гор" (Краснодарский край, производит натуральную косметику), в свою очередь, фиксирует рост себестоимости выпускаемой продукции более чем на 11% по отношению к 2022 году. При этом отпускные цены не претерпели такого сильного изменения и остались на уровне 2022 года, что положительно сказалось на росте продаж в 2023 году - они увеличились на 10,5% по отношению к 2022 году.

Генеральный директор АО "Комбинат Крымская Роза" (Крым, производит уходовую косметику и эфирные масла) Иван Гладун отметил, что компании удалось сдержать цены за счет сохранившихся запасов сырья и упаковки, а также за счет полученной ранее прибыли.

"За счет нашей высокой туристической сезонности мы всегда формируем запас в конце года, чтобы к сезону иметь достаточный объем продукции (...) В основном мы скомпенсировали это (рост себестоимости - ИФ) за счет собственной прибыли, так как понимаем, что покупательская способность в России не выросла. Наша задача, напротив, стать ближе к потребителю, чтобы как можно больше людей имели возможность купить нашу косметику", - сказал Гладун.

По его словам, комбинат почувствовал повышение себестоимости в 2023 году, когда из-за санкций поставщики столкнулись с логистическими трудностями.

"На 15-20% по всем позициям пошло удорожание. Этикетка выросла в цене до 100%, флаконы - на 10-15%. При этом в 2023 году мы сохранили цены на уровне 2022 года (...) Незначительный рост цен до 10% планируется к концу текущего года", - добавил Гладун.

(Не)зависимы от других

Производители косметики на юге России продолжают зависеть от иностранных поставок: ООО "Сила Гор" использует до 90% зарубежного сырья (из стран Европы, Восточной Азии), как и ростовский производитель Екатерина Зубкова (зарегистрирована как ИП, производит натуральную косметику) - 90% сырья производится в Европе, Корее, Китае.

Крымские компании в большей степени независимы от иностранных поставок. Так, АО "Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод" - предприятие полного цикла, которое в том числе самостоятельно выращивает сырье. Долю импортного сырья компания оценивает в 7% от общего объема.

Производство косметики. Фото
Производство косметики.
Фото пресс-службы АО "Комбинат Крымская Роза"

"После (введения - ИФ) санкций мы вывели только несколько позиций импортных тропических масел, остальной ассортимент ротируется по жизненному циклу товаров и по мере разработки новых линеек. Сейчас мы вводим новые линейки, которые будут основаны на нашем сырье (...), незначительную часть сырья мы закупаем у российских компаний. (Основные - ИФ) закупные позиции - это преимущественно тара, упаковка: часть упаковки мы закупаем в Белоруссии", - сказала заместитель генерального директора АО.

Основу продукции АО "Комбинат Крымская Роза" составляет гидролат розы, который производится в республике. Высокотехнологичное сырье (гиалуроновая кислота, витамины, которые в России не производятся) компания закупает за границей, в основном в Китае.

"Некоторые продукты, которым до сих не найдено аналогов, приходится покупать в Европе в 2-3 раза дороже, чем, например, в 2022 году", - уточнил Гладун.

kosmetika_krym_roza. Фото
Фото пресс-службы АО "Комбинат Крымская Роза"

Он отметил, что упаковка производится на территории России, а краски, печатные материалы для этикетки, печатные машины - за рубежом и после завершения сотрудничества с Харьковским тубным заводом почти втрое увеличилось время поставки тубы из Европы.

"В сфере упаковки и закупок сырья все-таки остается высокая зависимость от иностранной валюты. Хоть расчет сейчас и переходит на иену и очень большие усилия прилагаются для развития внутреннего производства малотоннажной химии, но это довольно долгосрочный проект, на который, чтобы заместить все высокотехнологичное сырье, которое завозится из-за рубежа, потребуется довольно много времени", - добавил генеральный директор компании.

Тем не менее, отдельные продукты АО на 95% состоят из отечественного сырья и материала.

Кто в Азию, кто по странам Таможенного союза

Большинство опрошенных компаний реализуют свою продукцию в России, Белоруссии, Казахстане и планируют расширять географии поставок, например, в страны Азии. Однако, как отмечает генеральный директор "Комбината Крымская Роза", выход на азиатский рынок усложняется особенностями менталитета потенциальных покупателей и требует отдельной проработки.

"Сейчас очень много говорят о выходе в Китай, Ближний Восток. Но для того чтобы выйти в страну с другим менталитетом, необходимо адаптировать рекламную кампанию бренда. Но пока на это мы инвестиции не запланировали", - подчеркнул Гладун.

Продукция компании сейчас реализуется в странах Таможенного Союза (Киргизия, Армения, Россия, Белоруссия, Казахстан). В ближайших планах - развитие в рамках Таможенного Союза.

"На сегодня мы заключили контракт с дистрибьютором в Казахстане и довольно серьезные объемы продукции будем поставлять в косметические магазины и сети премиум-класса", - сказал Гладун.

При этом на азиатский рынок переориентируется другая крымская компания - "Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод".

"Интерес к нашей продукции был и есть у Франции и Германии, но сегодня мы меняем ориентир наших экспортных поставок на Азию. Интерес есть в Китае, Индии и ОАЭ, которые мы считаем наиболее перспективным регионом сбыта, так как в арабских странах издревле есть культура использования эфирных масел (...) Часть нашей продукции уходит за рубеж и не исключено, что возвращается под другими брендами обратно", - отметила заместитель генерального директора "Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода".

Кроме того, компания расширяет свое присутствие и в России: уже известная в Крыму, она выходит на московский рынок и в другие регионы.

При этом освоение новых рынков, а также нехватка кадров - главные сложности, с которыми сталкивается компания.

"Сегодня практически утеряна отрасль в ее классическом понимании. Отрасль - это не поле и 2-3 предприятия. Это специализированное законодательство, система подготовки кадров (не менее семи специальностей), специализированная техника и оборудование, научно-исследовательская системная работа, меры поддержки государства", - считает Соколова.

При этом нельзя сказать, что выход на новые рынки - проблема для всех косметических компаний юга России. Опрошенные эксперты выделяют и другие сложности: нехватку кадров, удорожание сырья и логистики, перебои в поставках, поиск аналогов импортным компонентам, отказ иностранных компаний от сотрудничества.

Производитель косметики из Ростовской области сейчас сотрудничает только с Россией: из-за невозможности проведения оплаты и сложности с отправками компания приостановила работу с Европой.

"Потеря, как и все потери, была печальна, но переориентируемся, повышая узнаваемость на своём внутреннем рынке России. Расширять географию планируем за счёт дружественных стран - сейчас ведём переговоры с одним из дистрибьюторов в Малайзии", - отметила Зубкова.

Для "Комбината Крымская Роза" уход иностранных компаний положительно сказался на развитии бизнеса: начал поступать запрос на открытие магазинов по франшизе, так как закрывались другие брендовые магазины.

"Для бизнесменов они (магазины "Крымской Розы" по франшизе - ИФ) стали аналогом ушедших (...) С 2022 года было открыто более 10 магазинов по франшизе", - сказал Гладун.

Объемы растут, спрос - не совсем

Представители южных косметических компаний отмечают заметный рост объемов производства в прошлом году по сравнению с показателем 2022 года. Так, производство "Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода" ежегодно увеличивается не менее чем на 20%. По словам заместителя гендиректора компании, наращивать производство удается в том числе за счет увеличения площадей посадок эфиромасличных культур, а также расширения косметических линеек: в 2024 году завод планирует запустить мужскую и детскую линейки.

ИП из Ростовской области увеличил производство на 30% по сравнению с 2022 годом.

"(Роста - ИФ) удалось достигнуть за счет участия в крупных экопроектах: мы познакомили большое количество аудитории с нашими продуктами. В этом году продолжаем работать в этом же направлении", - сказала Зубкова.

Несмотря на то, что часть ассортимента ООО "Сила Гор" была пересмотрена и снята с производства, в прошлом году компания нарастила производство на 36,1% - до почти 1,8 млн единиц продукции. При этом ООО продолжило выпуск новинок, начало сотрудничество с новыми партнерами, что позволило увеличить объемы производства.

"В текущем году также наращиваем производственные мощности за счет привлечения новых партнеров и каналов сбыта, выпуска новинок, освоения канала HoReCa", - подчеркнула маркетинг-менеджер ООО "Сила Гор".

АО "Комбинат Крымская Роза", в свою очередь, в прошлом году сократило производство на 20%, однако в текущем году планирует увеличить объем производимой продукции почти вдвое.

uhodovaya_kosmetika_krym. Фото
Фото пресс-службы АО "Комбинат Крымская Роза"

"В 2023 году мы выпустили 800 тыс. штук продукции, а в 2022 году - около 1 млн. Планируемый объем в 2024 году - не менее 1,5 млн единиц. В основном наращиваем показатели за счет новых каналов сбыта. Мы начали работать как контрактное производство, в частности, заключили договоры с крупными отелями России об изготовлении косметической продукции для номерного фонда", - отметил генеральный директор компании.

Он добавил, что производство находится в регионе, который сильно зависит от туристического потока, и если он падает, то вместе с ним сокращается и спрос на крымскую продукцию.

"Спрос на нашу продукцию в 2023 году снизился в сравнении с 2022 годом за счет снижения туристического потока. Но мы переориентировали в 2023 году свою бизнес-модель и уже в этом году сможем нарастить показатели производства", - подытожил Гладун.

О стабильном спросе на свою продукцию говорит другой крымский производитель - АО "Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод".

"Мы ощущаем, что спрос на российском рынке стабилен, но существенные проблемы возникают при экспорте и продвижении продукции, особенно той, где в качестве места производства указан Крым", - считает заместитель генерального директора завода.

По ее словам, на российском рынке стабильным спросом пользуются эфирные масла и гидролаты из пяти основных крымских культур: розы, лаванды, розмарина, шалфея, иссопа.

Маркетинг-менеджер ООО "Сила Гор" отмечает, что уход некоторых иностранных косметических брендов привел к росту спроса на 15-20%, и он продолжает расти в связи с тем что кончаются старые запасы и остатки импортной продукции на складах.

В свою очередь, "Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод" уход иностранных партнеров "никак не затронул", так как завод преимущественно работает с отечественными компаниями и странами-партнерами.

Маркетплейсы - наше все

Опрошенные эксперты считают маркетплейсы самым эффективным каналом продаж.

"На сегодня по динамике лидируют маркетплейсы - прирост составляет от 80% до 100% в год. Ни один канал сбыта не показывает такой активный прирост, при том что потенциал этой площадки для нас еще больше", - считает генеральный директор АО "Комбинат Крымская Роза".

В качестве других каналов продаж представители отрасли выделяют собственные розничные и интернет-магазины, отели, санатории, спа-салоны, а также сетевой магазин "Золотое яблоко". Помимо собственной косметики, АО "Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод" также поставляет сырье для других производителей косметики и парфюмерии.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще