Сибирь / Точка зрения 22 октября 2020 г. 09:28 обновлено 22 октября 2020 г. 09:44

Ясли для медвежат

Interfax-Russia.ru — Алтайский заповедник займется реабилитацией медвежат-сирот и выпуском их в дикую природу.

Пункт реабилитации для медвежат, оставшихся без матери, планируют создать при Алтайском государственном биосферном заповеднике. Специалисты помогут маленьким мишкам стать самостоятельными, а затем выпустят их в дикую природу.

"В течение последних пяти лет нам периодически (раз в год - полтора) поступают предложения взять к себе медвежонка. К людям мишки попадают по разным причинам, и потом они не знают, что с ними делать. В связи с этим у нас возникла необходимость в очной консультации Сергея и Екатерины Пажетновых. С ними мы знакомы давно, это очень известная во всем мире семья, которая еще в 70-х годах разработала уникальную методику реабилитации медвежат-сирот, которые попали к людям и которых еще можно вернуть в дикую природу, и создала Центр спасения медвежат-сирот в Тверской области", — рассказала Interfax-Russia.ru заместитель директора по развитию биосферной территории и научно-исследовательской работе ФГБУ "Алтайский государственный биосферный заповедник" Татьяна Акимова.

По ее словам, сотрудники заповедника уже ни раз консультировались с экспертами по телефону и электронной почте, а затем, в октябре, пригласили их приехать на Алтай, чтобы уже на месте обсудить все вопросы, связанные с организацией нового пункта реабилитации медвежат-сирот, и подобрать для него подходящую территорию.

"Вместе с ними мы посмотрели несколько участков заповедника по берегам залива Камга и в окрестностях села Яйлю, которые могли бы подойти для этих целей. Строить здесь мы ничего не будем. Пункт реабилитации — это просто огороженная территория, где у медвежат есть доступ к воде и к корму, который им будут выкладывать по определенной методике", — уточнила Акимова.

Специалист отметила, что медведи — животные всеядные, но их рацион зависит от возраста. Так, если новорожденным медвежатам дают только молоко, то уже подросшим мишкам можно предложить молочные каши, овощи и фрукты.

"Вообще медвежата как дети. К совсем маленьким надо вставать каждые два часа, греть им молоко, поить через соску. Это очень большой, серьезный труд, важно делать все правильно. У Пажетновых в этом плане громадный опыт, и мы всецело им доверяем", —-добавила собеседница Interfax-Russia.ru.

Как рассказала замдиректора Алтайского заповедника, в идеале на реабилитацию осиротевший медвежонок должен попасть ранней или хотя бы поздней весной, чтобы у специалистов было достаточно времени на его подготовку к самостоятельной жизни.

"Все медведицы рожают зимой. В этот период медвежата еще голые, слепые, сосут у мамы молочко в берлоге. Весной, когда медведица выходит весной из берлоги, они уже могут самостоятельно передвигаться и всюду следуют за своей матерью. Медведица при этом занимается своими делами: разрывает муравейники, ест муравьев, находит какие-то коренья, травы, медвежата все за ней повторяют. И так продолжается все лето. К осени любой медвежонок должен быть готов к самостоятельному добыванию пищи", — пояснила специалист.

Ясли для медвежат
Фото С. Усик, Алтайский биосферный заповедник

Вместе с тем, как отметила Акимова, даже не имея примера матери перед глазами, медвежонок все равно будет есть муравьев, находить съедобные коренья, ягоды и травы — это природный инстинкт.

"Медвежонок способен выжить без матери, но для этого его нужно подкармливать, постепенно вводить в рацион подходящие травы, коренья, где-то тухлятинку. Это и есть задача человека. За лето медвежата должны нагулять подкожный жир, он понадобится им для долгой спячки в берлоге зимой. Если подкожного жира будет достаточно, то осенью их уже можно будет выпускать в дикую природу", — пояснила она.

Может ли другая медведица приютить осиротевшего медвежонка — эксперт ответить затруднилась, однако отметила, что слышала о подобных случаях.

"Бурый медведь у нас в России очень распространенное животное, но при этом довольно слабо изученное. О буром медведе мы знаем какие-то общие вещи, о его биологии, поведении, но не о каких-то более тонких моментах. К примеру, ни один специалист вам не ответит, способна ли медведица принять чужих медвежат, потому что для этого нужно годы или даже десятки лет наблюдать за медведицами в дикой природе, их поведением, изучать подобные случаи", — сказала собеседница Interfax-Russia.ru.

В тоже время, как отметила она, медведицы очень чувствительны к безопасности своего жилища.

"Если медведицу спугнули на берлоге зимой — собаки, охотники, даже если они просто мимо прошли, она убежит и больше никогда туда не вернется, и медвежата 100% погибнут. Вот к Пажетновым, кстати, как раз порой и попадают такие медвежата — новорожденные, совсем малютки, которых нужно выкармливать", — сказала Акимова.

В остальных случаях, по ее словам, медвежата, как правило, остаются сиротами из-за охотников.

"Охотники не знают, кто на берлоге — медведь-самец или самка. Если это самка, то она, скорее всего, с детенышами. И вот потом остаются эти медвежата, люди берут их к себе, какое-то время играются с ними, но медвежата растут, становятся опасными. Это дикий зверь, который не приручается, как кошки или собаки", — добавила представитель заповедника.

Первым делом хозяева медвежат обычно начинают обзванивать зоопарки, однако спрос на бурых медведей там не велик. Потом обращаются в заповедники и национальные парки.

"Если медвежонка сразу взять из рук человека, у которого он жил, и выпустить куда-то в тайгу, он неизбежно погибнет. Более того, если это подрощенный медвежонок, который уже привык к людям, и не рассматривает человека, как врага, он может выйти куда-то в село, наделать переполох. Поэтому очень важно вовремя принять медвежонка, пока его еще можно реабилитировать", — отметила Татьяна Акимова.

Поэтому, по ее словам, в основе методики семьи Пажетновых лежит минимальный контакт человека с медвежонком.

"Медвежата людей почти не видят, ухаживают за ними минимальное количество сотрудников — максимум один или два человека, чтобы они знали запах только этих двух людей. Медведи — животные очень чуткие, они нас "видят" по нашему запаху. Правильно подготовленный медвежонок должен бояться человека, воспринимать его как опасность, убегать от него. Вот тогда есть гарантия, что он выживет в тайге", — пояснила заместитель директора Алтайского заповедника.

https://www.youtube.com/watch?v=ViPFMWk67Z0&feature=emb_logo

После выпуска в дикую природу специалисты продолжают наблюдать за своими подопечными. Для этого к уху каждого медвежонка крепится специальная бирка, с помощью которой через фотоловушки можно идентифицировать животное и отследить его перемещения. Такие метки также помогают уберечь животное от охотников.

"Медведи — очень подвижные животные, они уходят на дальние расстояния, ищут себе территорию, где будут питаться, устраивать берлогу. Могут в день пройти почти 100 км. И вот эти ушные метки помогают потом отслеживать их судьбу. Вообще адаптация считается успешной, если медвежонок хотя бы год прожил в дикой среде, залег на зиму в берлогу, проснулся и где-то был замечен", — уточнила собеседница Interfax-Russia.ru.

Алтайский заповедник уже помог вернуться в дикую природу двум осиротевшим медвежатам. Первого из них — медвежонка Машку — нашли в очень плохом состоянии на дне оврага в Онгудайском районе Республики Алтай в 2018 году. Сначала по советам зоологов люди, приютившие малышку, построили для нее просторный вольер у себя на участке. Кормил Машку только один человек в темном плаще с капюшоном и в перчатках, все происходило в полной тишине (чтобы зверь не знал человеческой речи). Когда медвежонок окреп, его перевезли на территорию заповедника. Здесь Машка продолжала расти и набираться сил. Затем, уже ближе к осени, териолог заповедника Юрий Калинкин подобрал оптимальный участок для выпуска медведицы, где она могла бы найти себе достаточно корма и встретить минимум взрослых хищников — волков и других медведей. Затем Машку осмотрел ветеринар, ей поставили желтую бирку и выпустили в лес.

Второго осиротевшего медвежонка нашли в 2020 году. Заботы по кормлению и выхаживанию малыша взяла на себя та же семья, что занималась спасением Машки, а сотрудники заповедника со своей стороны нашли и подготовили наиболее подходящий участок для выпуска животного.

Обозреватель Наталья Пономарева