Сибирь / Точка зрения 16 ноября 2016 г. 14:12

Вымогательство или абсурд

Interfax-Russia.ru – Главу СУ СКР по Кемеровской области и двух заместителей губернатора региона задержали по подозрению в вымогательстве ценных бумаг.

Вымогательство или абсурд
© РИА Новости. Владимир Федоренко

Правоохранители 14 ноября задержали главного следователя СКР по Кемеровской области Сергея Калинкина и двух заместителей главы региона Александра Данильченко и Алексея Иванова по подозрению в вымогательстве ценных бумаг на 1 млрд рублей.

"По данным следствия, подозреваемые по предварительному сговору вымогали у Антона Цыганкова принадлежащие ему 51% акций АО "Разрез "Инской". Рыночная стоимость этих акций составляет не менее 1 млрд рублей, что в соответствии с законодательством является особо крупным размером", - сообщила "Интерфаксу" официальный представитель СКР Светлана Петренко.

Таким образом, по ее словам, в действиях руководителя следственного управления СК России по Кемеровской области Сергея Калинкина, его подчиненных Сергея Крюкова и Артемия Шевелева, а также двух заместителей губернатора региона Алексея Иванова и Александра Данильченко усматриваются признаки преступления, предусмотренного п."б" ч.3 ст.163 УК РФ (вымогательство в особо крупном размере). Также в этой истории, как полагают в ведомстве, фигурируют начальник департамента административных органов администрации Кузбасса Елена Троицкая, учредитель ООО "ПТК "Уголь" Александр Щукин и его доверенное лицо Геннадий Вернигор.

"В настоящее время следователями совместно с сотрудниками территориальных подразделений ФСБ проводятся обыски по местам жительства и службы подозреваемых", - уточнила Светлана Петренко.

По ее словам, уголовное дело расследует 5-е следственное управление ГСУ СКР с дислокацией в Новосибирске. В настоящее время Центральный районный суд города уже санкционировал арест Калинкина до 13 января 2017 года. Вопрос об избрании меры пресечения другим фигурантам уголовного дела и предъявлении им обвинений будет рассмотрен 18 ноября.

"Это уже не первое громкое уголовное дело в отношении сотрудников СКР и чиновников такого уровня, и, к сожалению, явно не последнее. При этом позиция руководства Следственного комитета России остается неизменной - к уголовной ответственности должны и будут привлекаться все лица, совершившие преступления, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, должности или звания", - подчеркнула представитель ведомства.

Между тем, вину подозреваемые не признают. Так, в частности, глава регионального управления ведомства Сергей Калинкин уже заявил, что просто стал жертвой преступного передела собственности в угольной отрасли Кузбасса. В настоящее время, по его словам, он временно отстранен от должности, но готов подать рапорт об отставке.

"Уверен, что даже не я являюсь объектом этого преследования. Я видел со мной в автозаке ехал Александр Щукин. Уверен, что следствие сейчас с ним будет работать в условиях изоляции. А в условиях того, что ему должно исполниться 66 лет, сам он живет здесь один, а семья за границей - это стопроцентное основание полагать, что он может скрыться. А я, следователи, замгубернатора - просто чтобы создать видимость преступной группы", - заявил он журналистам.

Помимо этого, как считает Калинкин, его действия, "даже если они и имели место быть", СКР классифицирует не по той статье.

"Потому что если исходить из обстоятельств, которые нам вменяют - это максимум 286-я статья УК РФ (превышение полномочий) часть первая, но ущерба нет (...). Это преступление небольшой тяжести, по которому не выходят с ходатайством о заключении под стражу", - пояснил прессе подозреваемый.

Вслед за этим он также публично заявил о своей невиновности и об отсутствии корыстного интереса к шахте ("Разрез Инской"), на которой, по его словам, "было 9 млрд долгов".

"На предприятии с декабря 2015 года не платили зарплату шахтерам, и те грозили перекрыть Транссиб. Мне позвонил губернатор (Тулеев - ИФ) и сказал, Сергей Николаевич, разберись", - сказал Калинкин.

После этого, по его словам, другой обвиняемый - учредитель "ПТК "Уголь" - перечислил в благотворительный антикризисный фонд Кемеровской области 100 млн рублей, половина из которых была направлена на погашение долгов по зарплате в АО "Разрез Инской". По его словам, в настоящее время следствие продолжает расследовать уголовное дело в отношении собственника этой шахты, при этом за самим потерпевшим стоит "неизвестно кто".

Текущее финансирование шахты, как уточнил Калинкин, в виде займов осуществляет крупный бизнесмен Гавриил Юшваев, при этом основным акционером компании АО "Разрез Инской" остается Цыганков, который проходит по делу как потерпевший.

Также о том, что "обвинения в его адрес - полный абсурд", журналистам уже успел заявить заместитель губернатора региона Алексей Иванов.

"Никакого отъема акций не могло быть, потому что это закрытое акционерное общество, и это не делается одномоментно", - сказал он.

Его коллега Александр Данильченко также заявил прессе, что не виновен и "ничего у потерпевшего не вымогал".

"Единственный вопрос - это выплата заработной платы работникам. Шахта имеет 64 млн рублей задолженности по зарплате и 132 млн – по налогам. Это фактически банкрот", - сказал он.

Встал на защиту

С обвинениями в адрес своих подчиненных не согласен и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Глава региона уже заявил, что также считает абсурдным предположение о попытке Иванова и Данильченко "отжать" разрез в пользу бизнесмена Александра Щукина.

"Обвинения я считаю абсурдными, они порядочные люди, у них ничего нет. Ребят подставили", - сказал он.

Глава региона подтвердил, что на разрезе действительно некоторое время назад была тяжелая ситуация с выплатой зарплаты, в связи с чем долги перед его работниками пришлось закрывать из благотворительного фонда.

"Мною было принято решение взять деньги из фонда милосердия и заплатить за собственников 24 или 25 млн рублей зарплаты", - сообщил Тулеев.

После того, как долг по зарплате шахтерам был погашен, как отметил глава региона, работа на предприятии продолжилась, а областные власти в надежде вернуть затраченные средства написали заявление в правоохранительные органы.

"Хотя мы составили график возврата денег от собственника, но нам их до сих пор не вернули. Щукинские специалисты, не сам (Александр - ИФ) Щукин, понимали всю ситуацию и начали выходить из нее. Они обговорили дальнейшие действия (с вице-губернаторами Данильченко и Ивановым). Щукин вернулся из Москвы и сказал, что уходит от шахты. Чем был напуган - непонятно. Закончилось все именно так. Говорят, что хотели "отжать" и отдать Щукину - абсурд", - сказал губернатор.

В то же время, по мнению Тулеева, сам потерпевший - владелец 51% в АО "Разрез Инской" Антон Цыганков является номинальным держателем акций. Об этом, как отметил глава региона, тот сказал на допросе.

В связи с этим, как считает губернатор, происходящее, по всей видимости, является попыткой давления и на него самого.

"Я считаю, и Данильченко, и Иванов, и Троицкая - никому не нужны. Скорее всего, нужен губернатор. Я это давно ощущаю", - сказал Тулеев.

Данная ситуация, как полагает глава региона, связана с тем, что региональные власти перестали выдавать разрешения на горные работы, и начали писать письма, в том числе в правительство, с просьбой навести порядок в экологии региона.

"Я перестал давать разрешения, стал писать заявления, в том числе и в правительство, что вызвало обратную волну. И теперь идет очернение", - заявил Тулеев.

В Следственном комитете России в свою очередь выразили недоумение об абсурдности обвинений.

"Идет кропотливая работа, и мы пока не говорим об окончательной виновности фигурантов, поэтому вызывают недоумение громкие заявления о якобы абсурдности выдвигаемых обвинений, тем более из уст тех, кто абсолютно не знаком с материалами уголовного дела", - сообщила "Интерфаксу" Светлана Петренко.

По ее словам, "при возбуждении дела нами при полном понимании всей ответственности за выдвигаемые подозрения сделаны заявления о причастности фигурантов к противоправным действиям, которые основаны на собранных законным способом материалах, в том числе и оперативно-розыскных материалах, полученных от органа дознания".

Вместе с тем, как заявила Петренко, "вероятнее всего, у нынешних фигурантов найдется еще немало потенциальных защитников".

"Поэтому обращаемся ко всем желающим выступить с громкими заявлениями по этому уголовному делу - дождитесь результатов расследования и не прикрывайте преступные деяния интересами народа либо какими-то другими высокими категориями", - подчеркнула представитель СКР, напомнив, что "только суд может поставить точку в этом деле".

Как известно, разрез Инской был введен в эксплуатацию в 2011 году. С использованием выработок ранее закрытой шахты "Сигнал" в Беловском районе он поставляет 75-80% добытого угля на экспорт в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2015 году добыча на шахте сократилась почти в два раза - до 712 тыс. тонн против 1,363 млн тонн в 2014 году (в 2013 году - 978 тыс. тонн).

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook