Сибирь / Точка зрения 12 июля 2011 г. 11:59

Водно-посадочная полоса

Interfax-Russia – Из-за экстренного "приводнения" самолета Ан-24 на Оби погибло 7 человек, еще 30 госпитализировано. Причина трагедии – пожар в левом двигателе.

Экстренно приводнившийся на Оби самолет Ан-24 авиакомпании "Ангара" выполнял рейс по маршруту "Томск-Сургут". До границы Томской области с Ханты-Мансийским автономным округом (ХМАО) ему не хватило считанных километров. На борту, по данным МЧС, находились 37 человек: 33 пассажира и 4 члена экипажа.

Самолет аварийно сел в протоку реки Обь в одном километре от поселка Медведево Томской области. Произошло это около полудня по местному времени (8:55 мск). Приводнение было похожим на чудо. Его свидетелями стали члены экипажа парома, двигавшегося по реке.

"Самолет спланировал очень плавно прямо над нашим судном в сторону берега, у него горел левый двигатель. Когда он упал на воду, то от корпуса отломились хвост, горящий двигатель и винт", - рассказал очевидец происшествия.

После возникшего пожара и экстренной посадки самолет, несмотря на повреждения, большей частью своего корпуса оставался на плаву. Поэтому первые сообщения об аварии оказались довольно оптимистичными - по предварительным данным, пострадавших не было. Но повторения благополучной посадки в Ижме не произошло.

Сведения о погибших с самого начала довольно сильно разнились. В МЧС сообщили о трех жертвах аварийной посадки, в это же время в СК РФ говорили о пяти погибших, а в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте и вовсе заявили о том, что точно найдены два тела. Спустя пять часов после аварии глава МЧС Сергей Шойгу на встрече с президентом сообщил о пяти погибших.

Тогда же стало ясно, что число жертв авиапроисшествия может возрасти. Четыре человека, по данным следственного управления, пропали без вести. Их принадлежность к пассажирам или к членам экипажа оставалась под вопросом. Позже Шойгу сообщил о том, что неизвестна судьба всего двух человек. Глава МЧС предположил, что, скорее всего, пропавшие без вести могут находиться под притопленными обломками самолета. К вечеру того же дня тело шестого погибшего удалось обнаружить. А на следующий день после крушения водолазы нашли тело седьмой жертвы авиационного происшествия.

К счастью, большинство летевших злополучным рейсом удалось спасти. Эвакуировали людей с привлечением техники, в эвакуации участвовало три вертолета и четыре теплохода. Позднее поиском пропавших без вести занимались водолазы.

В больницу города Стрежевой, находящегося примерно в 10 километрах от места аварии, поступило 26 человек. Об этом сообщила начальник отдела безопасности проживания и гражданской обороны городской администрации Ярослава Карпенко. Однако ее данные о погибших также отличались от уже озвученных.

"Пока что у нас есть информация о четырех погибших", - сообщила Карпенко. Позже представители МЧС поправили число госпитализированных в больницы. Так в ведомстве сообщили о 29 пострадавших в результате авиакатастрофы. Дело в том, что помимо доставленных в больницу Стрежевого еще трех человек эвакуировали в больницу Нижневартовска.

Причиной вынужденного приводнения самолета на Оби называют технические неполадки.

"По нашим данным, возник пожар двигателя, и командир судна принял решение о срочной посадке", - сообщила "Интерфаксу" помощник западно-сибирского транспортного прокурора Наталья Криницкая.

В Росавиации сообщили, что пожар произошел в левом двигателе. Источник в ведомстве подчеркнул, что левый двигатель самолета разрушился еще в воздухе.

Как сообщили "Интерфаксу" в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте, по факту аварийной посадки Ан-24 уже возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее за собой смерть двух и более лиц). Если виновным будет признан конкретный человек, то ему грозит наказание до 7 лишения свободы.

А пока власти и соответствующие службы ликвидируют последствия ЧС. Губернатор Томской области Виктор Кресс заявил, что предстоит серьезно разобраться в причинах произошедшей трагедии. Он также пообещал помочь пострадавшим и семьям погибших. В течение дня в Стрежевой направили группу медицинских работников, представителей региональных служб ГО и ЧС, полиции, психологов.

В самолете помимо томичей летели также жители ХМАО. Из них в аварии погибло 3 человека, еще 14 попали в больницу Стрежевого. Власти ХМАО пообещали помочь пострадавшим и семьям погибших. Для пострадавших, получивших травмы тяжелой степени тяжести, размер компенсации составит 300 тыс. рублей, средней степени тяжести - 100 тыс. рублей, легкой степени тяжести - 50 тыс. рублей. Семьям погибших власти ХМАО пообещали выплатить по 1 млн рублей.

Пообещал выплатить все соответствующие компенсации и авиаперевозчик. Ранее авиакомпания "Ангара" открыла "горячую линию" по номеру 8 (3952) 28-78-32, по которой можно получить информацию о погибших и пострадавших в результате аварийного приводнения. Аналогичная линия заработала также в МЧС РФ по Томской области по номеру 8 (3822) 69-99-99, сообщила пресс-служба МЧС.

Несмотря на то, что катастрофы удалось избежать, случившаяся авария может неблагоприятно отразиться на судьбе всей линейки самолетов Ан-24. Сейчас в небе над Россией летают около сотни таких лайнеров. Выпускавшиеся с 1962 года до начала 1980-х годов Ан-24 будут, скорее всего, выведены из эксплуатации. Именно это предложил сделать глава государства Дмитрий Медведев.

"Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, не в меньшей степени относится к Ан-24, - заявил глава государства, напоминая о своем предложении Минтрансу проанализировать вывод Ту-134 из эксплуатации после авиакатастрофы в Карелии. - С учетом того, что мы меняем парк самолетов, такие же подходы (как к Ту-134) предлагаю распространить на Ан-24".

Вместе с тем, президент отметил, что экипажу пришлось действовать в сложной ситуации.

"Надо оценить действие экипажа. Если экипаж действовал грамотно, это скорее повод отметить экипаж за то, что смогли приводнить самолет и спасти значительное число жизней", - заявил глава государства.

Какое решение примут в Минтранспорта, пока неизвестно. Как сообщили представители министерства, возможно, произойдет отказ от использования Ан-24 в регулярных рейсах. А те воздушные судна, что используются, системами оповещений - в частности, системой предупреждения о столкновении землей.

Вообще же инциденты с самолетами Ан-24, возраст каждого из которых исчисляется 3-4 десятками лет, случаются регулярно. Так за последние два года в одной только России (а самолет Ан-24 активно эксплуатируется странами третьего мира) произошли, как минимум, четыре авиационных происшествия с данным классом самолетов.

Так 17 февраля вынужденную аварийную посадку на севере Сахалина совершил Ан-24 "Якутских авиалиний", летевший по маршруту "Хабаровск – Оха - Хабаровск". Причиной инцидента стал отказ одного из двигателей практически сразу же после взлета из города Оха. Самолет благополучно приземлился на аэродроме вылета. Из 4 членов экипажа и 7 пассажиров никто не пострадал.

Случившаяся 15 декабря 2010 года авария в аэропорту поселка Мыс Шмидта (Чукотский АО) произошла уже по вине экипажа. Он начал приземление, не долетев до взлетно-посадочной полосы, в результате Ан-24 начал "спотыкаться" о неровности, и у него подломились шасси. В результате инцидента из 39 человек, находившихся на борту, также никто не пострадал.

Куда печальнее закончилась авиакатастрофа с Ан-24 в аэропорту города Игарка Красноярского края. В ночь на 3 августа 2010 года в тумане и также из-за ошибки экипажа самолет при заходе на посадку столкнулся с деревьями, упал и загорелся. Погибли 11 пассажиров и бортпроводница, три члена экипажа получили серьезные травмы.

А 2 февраля 2010 года в аэропорту Тюмени экстренно приземлился Ан-24 с 14 пассажирами и 3 членами экипажа на борту. Причиной экстренной посадки, как и в случае с самолетом, приводнившимся на Оби, были неполадки в левом двигателе. Тогда никто не пострадал.

Погибшим под Медведово повезло меньше. Кроме того, неясно, станут ли после возможного отказа от Ан-24 полеты между регионами более безопасными, и сколько жизней сбережет такое решение. Ведь авиапарк многих областей и так оставляет желать лучшего.

Обозреватель Алексей Дружников