Сибирь / Точка зрения 21 декабря 2011 г. 16:08

В погоне за убегающим верблюдом

Interfax-Russia.ru – Премьер-министр РФ Владимир Путин положил начало строительству железной дороги "Кызыл-Курагино", которая значительно изменит жизнь Тувы.

Значительно удаленные от федерального центра регионы России решают похожие задачи. Вслед за Якутией на железнодорожную инфраструктуру, как важный инструмент развития, делают ставку другие субъекты федерации.

В Республике Тува, развивая железнодорожную инфраструктуру, намерены "убить" сразу двух зайцев. Строящаяся железнодорожная ветка "Кызыл-Курагино" сможет не только устранить транспортную оторванность региона от остальной России, но и станет серьезным подспорьем в освоении одного из крупнейших в стране угольных месторождений – Элегестского. Его разведанные запасы составляют 855,2 млн тонн коксующегося угля. Добытый уголь и его концентраты можно будет продавать как на внутреннем, так и на внешнем рынке (Европа, Япония).

Неслучайно, что в церемонии начала строительства железной дороги, несмотря на 40-градусный мороз, принял участие премьер-министр РФ Владимир Путин. Именно он забил серебряный костыль в первое звено железнодорожной трассы, которая свяжет столицу республики, разрабатываемое угольное месторождение и Красноярский край.

"Работа вам предстоит большая, года на четыре уж точно", - пообещал строителям будущей магистрали Владимир Путин.

Рабочие принимали премьер-министра тепло, пожимали ему руки и просили сфотографироваться на память. Многие приглашали Путина приезжать к ним в гости почаще. Но премьер-министр был вынужден уйти поближе к кортежу "греться".

Перед торжественной церемонией начала строительства генеральный директор ЗАО "Енисейская промышленная компания" (ЕПК), которой принадлежат права на разработку Элегестского месторождения, Руслан Байсаров рассказал премьер-министру об особенностях проекта железной дороги.

На специальном макете руководитель ЕПК продемонстрировал, по какому маршруту пройдет железнодорожное полотно. "Общая протяженность железной дороги 402 км", - сообщил Руслан Байсаров.

Трасса по всем параметрам может стать уникальной, заявил он. Так, в некоторых местах железная дорога пройдет под Саянским хребтом, а вдоль всего полотна будет находиться до 70 лавиноопасных участков и 17 камнепадов.

В ходе строительства дороги будет сооружено 7 станций, 13 разъездов, 117 мостов и 7 тоннелей. Строительство будут вести в сложных географических условиях - горы, расщелины, вечная мерзлота, а также при отсутствии на большей части трассы инфраструктуры.

Дорога должна пройти по территориям Республики Тува и Красноярского края. Участок со 110 по 200 километр расположен в "суперсложных инженерно-географических условиях".

Разработкой проекта трассы занимался Северо-Западный институт проектирования транспортных объектов (Севзаптранспроект), а всего в разработке проекта участвовало 650 специалистов из Красноярска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

По данным ЕПК, на стоимость проекта сильно повлияли требования инженерной защиты (в частности, необходимо было исключить возможность схода на железную дорогу лавин и каменных осыпей). Сложность представляли и другие особенности рельефа: так длина всех возводимых для железнодорожной ветки мостов составит более 12 километров. Опоры некоторых из них будут достигать высоты 50 метров (высота 16-этажного дома).

Это все сделало проект очень дорогостоящим. Как отметил Руслан Байсаров, общий объем инвестиций в строительство железной дороги составит около 134,9 млрд рублей, большую часть из них (85,7 млрд) вложит ЕПК.

Поскольку строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино тесно увязано с освоением минерально-сырьевой базы Тувы, то стоимость всего проекта (с разработкой месторождения) достигнет суммы в 159,5 млрд рублей.

Общие инвестиции ЕПК при этом составят более 110,2 млрд рублей. Уже известно, что для финансирования проекта будет создан консорциум банков. "Мы ведем переговоры со Сбербанком и ВЭБом", - пояснил ситуацию Байсаров.

Оставшуюся сумму в 49,3 млрд рублей предоставит государство в лице Инвестиционного фонда РФ.

По словам гендиректора ЕПК, правительство оказывает "очень серьезную поддержку".

"Строительство железнодорожной ветки "Кызыл-Курагино" имеет все шансы стать примером удачного частно-государственного партнерства. Без тесного взаимодействия бизнеса и государства осуществить столь масштабный проект в принципе невозможно", - пояснил Байсаров взаимодействие ЕПК с госструктурами.

Проект будет реализован стахановскими темпами. Так, по нормативам, на строительство подобной ветки необходимо 7,5 лет, а ЕПК обещают успеть сделать все за 4 года.

"В проектах, которые осуществляются в рамках государственно-частного партнерства, эффективность, а, следовательно, и сроки зависят от работы всех сторон. Мы видим сегодня системную поддержку со стороны правительства и министерств, - сообщил Interfax-Russia Байсаров. – Думаю, для того чтобы сделать процесс открытым, этой весной мы установим первые вэб-камеры на участках проекта, как это делалось при восстановлении населенных пунктов, пострадавших в результате лесных пожаров, осенью прошлого года. Так что все заинтересованные лица смогут следить за ходом строительства и получать отчеты в режиме онлайн".

Свое личное участие в проекте бизнесмен объясняет тем, что главная сложность нового проекта ЕПК - его администрирование. "Проект завязан на планы развития всей инфраструктуры Сибири. В этой связи приходится очень много времени уделять общению с правительством, первыми лицами министерств и ведомств, руководством РЖД, брать очень серьезные обязательства", - признался Байсаров.

Сейчас компания разрабатывает месторождение своими силами. Но уже в январе 2012 года работы начнет вести подрядчик – компания Майнинг Солюшнс (Mining Solutions), являющаяся дистрибьютором горной техники Komatsu. Добывать уголь будут открытым способом с применением комплекса глубокой разработки пластов. Уже в 2012 году компания собирается выйти на уровень добычи 1,2 млн тонн продукции в год.

В 2013 году объем добычи будет доведен до 2,2 млн тонн. Такую же добычу прогнозируют на 2014 год. Параллельно в 2014 году будет вводиться инфраструктура - административно-жилищный бытовой комплекс на 3,5 тыс. человек и пусковой комплекс восточного блока шахты. К этому же сроку должна быть запущена первая очередь обогатительной фабрики.

К 2015 году строители завершат строительство мостового перехода через Верхний Енисей. А к 2016 году, когда строительство железнодорожной ветки подойдет к концу, запланирован выход шахты на проектную мощность в 13,3 млн тонн угля в год.

Технически проект позволяет поэтапно увеличивать пропускную способность железной дороги до 27 млн тонн народно-хозяйственных грузов в год. Также здесь будет организовано пассажирское движение. Туве это даст не только возможность перевозить грузы и свободно добираться до своих соседей.

По предварительным расчетам, ежегодные налоговые отчисления при реализации проекта составят 13 млрд рублей в бюджеты всех уровней, поступления в республиканский бюджет при этом будут на уровне 10 млрд рублей.

"В результате реализации этих проектов республика станет одним из самых обеспеченных по доходам бюджета на душу населения регионов России. Около 15 тысяч тувинцев смогут получить работу и на строительстве дороги, и при разработке месторождения, еще около 10 тысяч человек смогут трудиться в малом бизнесе, который возникнет вокруг и стройки, и новых месторождений", - сообщил Байсаров.

По его словам, проект может доказать, что "мы эффективно умеем созидать и строить, создавая новые инфраструктурные объекты мирового значения".

Проблема с безработицей в Туве действительно серьезная, и она неоднократно привлекала внимание федеральных властей. В этом регионе показатели безработицы одни из самых высоких в стране. По ноябрьским данным Росстата, в республике нет работы у 17,7% местных жителей, при том, что всего в Туве живет чуть более 300 тыс. человек.

По словам Байсарова, из 15 тыс. человек, которых обеспечат работой, 11 тыс. 500 будут работать на железной дороге. Кадры для столь масштабных перемен тувинское правительство уже готовит в профильных вузах страны, ЕПК также взяло на себя обязательство по обучению персонала.

Со временем дорога должна внести свой вклад в развитие туризма в Туве, которая сейчас труднодоступна для обыкновенного туриста.

"Дорога даст мультипликативный эффект. Ее строительство выгодно каждому жителю республики. Например, актуальна тема развития рекреационно-туристического направления. Здесь красивейшие места! Будет дорога – будет туристы!" - считает генеральный директор ЕПК Руслан Байсаров.

Он выразил надежду, что движение по дороге начнется в 2014 году – к 100-летию вхождения республики в состав России.

Строительство железной дороги Кызыл-Курагино позволит существенно нарастить социально-экономические показатели Тувы, соглашается с ним глава республики Шолбан Кара-оол.

Во время рабочей встречи с премьер-министром Владимиром Путиным глава Тувы рассказал, что жители республики ждали железную дорогу с 1926 года. Тогда же была выпущена знаменитая тувинская марка, на которой был нарисован верблюд, бегущий наперегонки с железнодорожным составом. Очевидно, что эта картина становится все менее фантастической.

"То, что вы сегодня сделали, на самом деле имеет историческое значение, - подчеркнул руководитель региона, обращаясь к Путину. - Я не сомневаюсь, что вклад Республики Тува в общую экономику страны будет. Это не за горами".

Обозреватель Алексей Дружников

Фото сайта председателя правительства РФ Владимира Путина