Interfax-Russia.ru – ОАО "РЖД" продолжает модернизировать железнодорожные вокзалы. В Сибири первый "умный вокзал" откроется уже в сентябре этого года.
Дирекция железнодорожных вокзалов – филиал ОАО "Российские железные дороги" в 2009 году начала модернизацию крупнейших железнодорожных вокзалов страны, внедряя систему "умный вокзал".
"Умный вокзал" – это комплекс различных инновационных систем, обеспечивающих безопасность, максимальное ресурсосбережение и экологичность как самого здания, так и территории вокруг него", – пояснили в пресс-службе ОАО "РЖД".
Всего комплекс включает пять основных подсистем. Первая отвечает за работу инженерного оборудования, включая кондиционирование, вентиляцию, отопление, электроснабжение, водоснабжение и канализацию.
Вторая – интеллектуальная интегрированная комплексная система безопасности – занимается сбором и обработкой информации, осуществляет видеонаблюдение за объектом, отвечает за инженерно-техническую защиту вокзального комплекса и работу систем пожаротушения, а также проводит экологический мониторинг.
Также в комплекс входит система, объединяющая в себе все виды связи, система мониторинга состояния зданий и сооружений и информационно-справочная система. Примечательно, что управление и контроль всеми вышеуказанными системами происходит с единого диспетчерского пункта.
"Данные системы будут адаптированы к местным условиям, прежде всего, к географическому положению вокзала, климатическим особенностям района, возможности использования различных видов альтернативных возобновляемых источников энергии", - отметили в пресс-службе компании.
К примеру, в регионах со средним и высоким количеством солнечных дней на крышах вокзалов установят солнечные модули, которые помогут объекту вырабатывать собственную электроэнергию. Она будет накапливаться в аккумуляторах, благодаря которым в ночное время вокзал сможет работать в течение 3-4 часов автономно, а если задействовать только основные службы (билетные кассы, пожарная и охранная системы) - электроэнергии хватит на сутки.
Более экономичным "умный вокзал" сделают геотермальные тепловые насосы, которые будут способствовать снижению затрат, связанных с охлаждением или нагревом воздуха в помещениях терминала, и автоматизированные комплексы учета и обработки параметров водо- и теплопотребления, позволяющие точно учитывать количество потребляемой воды. Такие системы в рамках программы модернизации планируется установить на всех крупных железнодорожных вокзалах вне зависимости от региона.
Многое сделают в рамках проекта и для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Для них на вокзалах появятся не только распашные двери, пандусы, поручни и специальный лифт, с помощью которого можно подняться из здания вокзала на посадочную платформу, но и "тактильные полосы" – отдельные пешеходные дорожки для колясочников и слабовидящих людей.
Впрочем, после масштабной реконструкции пользоваться услугами обновленного вокзала станет комфортнее всем категориям граждан. Во-первых, специалисты оптимизируют расположение объектов, связанных с обслуживанием пассажиров. Во-вторых, максимально удобным станет доступ к информации - голосовой, визуальной и тактильной. В-третьих, в помещении вокзала появятся автоматизированные камеры хранения нового поколения. Впервые этот сервис ввели в эксплуатацию в 2010 году на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга и на вокзале Выборга. Позднее такие ячейки появились на Московском вокзале Санкт-Петербурга и на Ленинградском и Казанском вокзалах Москвы.
"Ячейки оснащены тремя индикаторами, сигнализирующими о состоянии хранения. Зеленый индикатор означает, что ячейка свободна; красный - аварийный режим; оранжевый – перерасход времени хранения и необходимость доплаты. Ключом доступа к новой услуге и одновременно средством платежа служит бесконтактная смарт-карта, которую можно приобрести в кассе или специальном автомате", - сообщила пресс-служба Дирекции железнодорожных вокзалов.
Кроме того, после модернизации на территории вокзалов появятся рестораны, кафе, точки доступа к интернету, зоны отдыха, фирменные магазины и даже помещения для проведения культурно-массовых мероприятий. В лучшую сторону изменится и внешний облик вокзалов. Поскольку большинство таких зданий является частью культурно-исторического наследия страны, железнодорожники проводят не просто их реконструкцию, но и реставрацию отдельных элементов вокзалов.
"Мы стараемся найти архивы, стараемся подчеркнуть первозданный исторический облик", - сказал в интервью радиостанции BFM.ru начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов.
По данным дирекции железнодорожных вокзалов, всего программа, разработанная до 2015 года, предусматривает реконструкцию и модернизацию более 348 железнодорожных вокзалов. Общий объем запланированных инвестиций составит порядка 30 млрд рублей.
"На первом этапе будет модернизирован 81 вокзал в городах с населением более 200 тыс. человек, среди них все вокзалы Московского и Сочинского узла, Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге, Выборгский вокзал, а также вокзалы в 54 региональных центрах. Объем инвестиционных затрат составляет оценочно 18,4 млрд. рублей", - пояснила пресс-служба компании.
Первым городом, где ОАО "РЖД" реализовало проект по созданию "умного вокзала", стала Анапа. Место для пилотного проекта компания выбрала не случайно.
"В Анапу, к морю едут отдыхающие из разных регионов России. Многие "детские" поезда в масштабах всей сети курсируют в основном на анапском направлении, так как Анапа является центром детского отдыха и оздоровления. Здесь немало и круглогодичных санаториев, предназначенных для лечения пожилых и людей с ограниченными физическими возможностями. Пассажиропоток ежегодно увеличивается. Реализация проекта позволит повысить качество пассажирских перевозок и уровень сервиса на этом направлении", - пояснили в ОАО "РЖД".
Реконструкция вокзала в Анапе началась в 2011 году. В 2012-ом на крышу обновленного вокзала установили солнечные батареи, а осенью того же года к ним прибавились и ветрогенераторы. В настоящее время, как сообщила Interfax-Russia.ru начальник управления пресс-службы ОАО "РЖД" Екатерина Герасимова, модернизация анапского вокзала уже завершилась.
Вторым городом, где появится умный железнодорожный вокзал, станет Новокузнецк. Здесь обновленный транспортный терминал отроется после капитального ремонта уже в сентябре этого года.
По данным пресс-службы администрации Кемеровской области, пропускная способность обновленного вокзала в Новокузнецке составит 2 тысячи человек в сутки. Для удобства пассажиров прибытие и отправление всех пассажирских поездов будет происходить с первого пути.
Также в ближайшее время при вокзале планируется построить гостиницу на 100 мест для транзитных пассажиров и благоустроить привокзальную площадь, на реконструкцию которой власти Новокузнецка потратят 39 миллионов рублей из городского бюджета.
Благодаря внедрению системы инженерного обеспечения автоматизированного управления и связи частично обновлены и некоторые вокзалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Оренбурге, Тюмени, Красноярске, Хабаровске и Челябинске. Их можно считать прототипами "умных вокзалов" в части автоматизированного управления системами жизнеобеспечения зданий.
"Общий экономический эффект от реализации программы в национальном масштабе на ВВП страны за период с 2009 по 2015 годы составит около 85 млрд рублей. При этом будет создано около 28 тыс. дополнительных рабочих мест в таких отраслях, как строительство, розничная торговля и сфера услуг", – отметили в Дирекции железнодорожных вокзалов.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"