Сибирь / Точка зрения 12 декабря 2012 г. 19:08

Туда не ходят поезда

Interfax-Russia.ru – Инициатива ОАО "РЖД" об отмене в 2013 году около 20 поездов дальнего следования вызвала большой общественный резонанс.

Приказ об отмене в России 19 поездов дальнего следования вице-президент ОАО "РЖД" Михаил Акулов подписал 7 декабря.

Согласно этому документу, с середины января 2013 года не будут ходить поезда N613/614 "Ярославль - Нижний Новгород", N679/680 "Котлас – Киров", N363/364 "Тында – Комсомольск", N657/658 "Нерюнгри – Тында", N99/100 "Северобайкальск – Анапа", N658/658 "Красноярск – Абакан", N605/606 "Новокузнецк – Новосибирск", N635/636 "Томск - Белый Яр".

Также в черный список попали поезда N651/652 "Омск – Кулунда", N679/680 "Кемерово – Таштагол", N681/682 "Кемерово – Топки" (с вагонами "Кемерово – Кисловодск"), N683/684 "Томск – Тайга", N625/626 "Пенза – Самара", N322/474 "Новороссийск – Адлер – Архангельск", N645/646 "Ростов-на-Дону – Волгоград", N685/686 "Ростов-на-Дону – Грозный", N691/692 "Ставрополь – Кавказская" (с вагонами "Ставрополь - Санкт-Петербург"), N693/694 "Ставрополь – Кавказская" (с вагонами "Ставрополь – Воркута" и "Ставрополь – Архангельск"), N697/698 "Нальчик – Прохладная" (с вагонами "Нальчик – Адлер"). Кроме того, в следующем году исчезнет и поезд N 18/17 "Москва – Пермь". С мая 2013 года его расписание будут использовать для поезда N7/8 "Екатеринбург – Москва".

Решение об отмене почти двух десятков поездов (включая все прицепные и беспересадочные вагоны в этих составах) Российские железные дороги объясняют стремлением своей "дочки" - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) - сократить эксплуатационные затраты.

"Принцип формирования тарифа позволяет вывести поезд на рентабельный уровень только при условии средней составности не менее 14 вагонов и средней загруженности не менее 70%. Для снижения государственной поддержки принято решение о поэтапном сокращении поездов, не удовлетворяющих этим требованиям", - сообщает пресс-служба РЖД.

Ранее представители ФПК уже заявляли, что компании не хватит компенсаций за регулирование тарифов на перевозки в плацкартных и общих вагонах, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год (14,8 млрд руб.). Как уточнили в пресс-службе РЖД, эта сумма вдвое меньше, чем в 2012 году, и на 60% меньше необходимого объема на 2013 год.

В ответ на подобные заявления профильные ведомства рекомендовали компании повышать эффективность работы, а Федеральная служба по тарифам РФ даже утвердила решение о 20% индексации тарифов в этих вагонах в 2013 год вместо ранее предполагавшегося 10% повышения. Однако, по всей видимости, этих мер железнодорожникам оказалось недостаточно.

Так, по данным пресс-служба РЖД, убытки ФПК от курсирования этих 19 поездов только за 9 месяцев 2012 года составили 760,4 млн руб. (даже с учетом полной компенсации со стороны федерального бюджета убытки оцениваются в 543,4 млн руб.) Плохие финансовые показатели работы компания связывает с низкой наполняемостью поездов. Также РЖД учитывает и снижение пассажиропотока зимой.

По мнению руководства компании, оптимизация маршрутной сети позволит расширить пропускные способности ряда участков, где курсируют данные пассажирские поезда.

Тем временем, с такой политикой российского железнодорожного монополиста не согласны как представители региональных властей, так и жители отдаленных районов, для многих из которых поезд - единственный способ связи с внешним миром.

Например, отмененный поезд N635/636 "Томск - Белый Яр" - единственный поезд, связывающий Томск с райцентром Белый Яр и другими поселками Верхнекетского района Томской области.

Район этот расположен на северо-востоке области, в его недрах содержатся большие запасы нефти и газа, но все они трудноизвлекаемые, поэтому компании к разработке обширной Восточно-Пайдугинской зоны пока не приступали. Зато эти места богаты другим природным ресурсом - лесом. Собственно, ради выполнения планов по заготовке леса и был в 1930-х годах создан и район, и райцентр, и многочисленные поселки вокруг него. Железная дорога "Томск - Белый Яр" также была построена для вывоза леса, правда, позже - в 1973 году.

"Территория депрессивная, заработки у людей низкие. Без железной дороги для нас это будет транспортный коллапс. Территория просто должна отмирать", - сообщил Interfax-Russia.ru глава поселка Сайга Юрий Кальсин.

Поселок Сайга расположен посреди тайги в 220 км от Томска, не доезжая по железной дороге 50 км до Белого Яра. Из автодорог здесь есть только зимник, промышленность - только лесная. Население - чуть больше 1 тыс. человек.

"Все, кто проживают в поселке, каким-то образом связаны с лесом. Занимаются либо транспортировкой, либо заготовкой, либо разделкой древесины. Другого производства на нашей территории нет и быть не может, здесь же нет сельхозугодий", - пояснил Кальсин.

Раньше было проще, считает он. Если строился поселок - за ним закреплялась лесосырьевая база. Сейчас, при новом Лесном кодексе, этой базы у поселка нет. Люди и так живут тяжело, так их еще и лишают транспортного сообщения с внешним миром.

"Такое ощущение, что эта территория никому не нужна", - разводит руками глава поселка.

Современная история тупиковой железной дороги в Белый Яр - это история регулярных намерений ее закрыть. Железнодорожники традиционно считают данную ж/д ветку убыточной - дескать, и грузов мало, и пассажиров.

К новенькому, недавно построенному зданию вокзала Белый Яр один раз в сутки ходит поезд, на котором и держится связь района с внешним миром. Есть еще один путь на "большую землю" - по автодороге через город Колпашево, но альтернативным назвать его язык не поворачивается.

Гравийная дорога "Колпашево - Белый Яр" находится в очень плохом состоянии, а чтобы добраться до Томска, требуется преодолеть еще одну преграду - реку Обь. Летом здесь работает паром, а зимой открыта ледовая переправа. Однако в межсезонье - весной и в начале зимы - этот путь закрыт.

Между тем, как сообщил вице-губернатор Томской области Леонид Резников, решение РЖД отменить единственный поезд в Белый Яр оказалось для властей региона полной неожиданностью.

"Я не могу поверить в то, что это окончательное решение. Как минимум, это непорядочно - о том, что состоялось такое решение, мы узнали позавчера", - сказал он на экстренном брифинге 6 декабря.

По мнению чиновника, названная РЖД причина отмены поезда - "в связи со снижением пассажиропотока в зимний период" - просто надуманная. Поток пассажиров на этом направлении стабильный и высокий. Так, по его данным, с января по ноябрь 2012 года поезд перевез более 67 тыс. пассажиров – а это очень большая нагрузка для данной линии, отмечает Резник. При этом составность поезда в зависимости от дня недели составляет от 4 до 10 вагонов, а их "населенность" варьируется от 62% до 102%.

"Дай бог каждой железнодорожной компании мечтать о такой загрузке на коммерческих рейсах", - восклицает вице-губернатор.

По мнению Кальсина, причина низкой рентабельности поезда кроется в недобросовестности проводников.

"Четыре-пять лет назад ситуация вокруг железной дороги была примерно такая же. Начали разбираться. Выяснилось, что проводники в поезде, пользуясь нищетой людей, везут их за полцены без обилечивания. То есть это коррупционная схема. И получается, по отчетам в вагоне едет 30 человек, а на самом деле - по 9 человек в купе, люди сидят друг на друге", - пояснил чиновник.

Казалось бы, железнодорожники должны были сделать выводы и навести порядок на своей кухне, но, по словам Кальсина, ситуация за прошедшие годы мало изменилась.

"Сейчас это тоже присутствует. Я такие факты могу подтвердить. У нас есть граждане, кто сам ездил за полцены, или кто-то присутствовал, когда проводник, не стесняясь, предлагал такую схему", - сказал чиновник.

Между тем, есть и другие предположения относительно причин отмены поезда "Томск - Белый Яр". Так, по мнению блогера Вадима Андрианова, РЖД просто не желает подстраиваться под нужды пассажиров.

"Чудо-компания гоняет в Белый Яр монстрообразную конструкцию из отдельного тепловоза и четырех вагонов - купейного, плацкартного и двух общих. Соответственно, обслуживать поезд должны два человека в кабине тепловоза плюс четыре проводника, еще обязательный начальник поезда есть. Это еще не считая расхода солярки, который у тепловозов серии ТЭ10 просто фантастический", - отмечает он.

Пользователь пишет, что в европейских странах уже давно на малодеятельных линиях работают рельсовые автобусы, экипаж каждого из которых - один-два человека.

Между тем, Юрий Кальсин видит проблему отмены поездов в более глобальном масштабе. Например, глава поселка считает, что, те, кто инициирует отмену поезда в Москве, "проводят антинародную и антигосударственную политику, разрушая единое транспортное пространство".

"Взяли бы в Москве закрыли бы метрополитен - он же тоже подкрепляется бюджетными деньгами. И все. Там будет транспортный коллапс, только москвичи будут ездить в переполненном наземном транспорте, а здесь в принципе никто никуда не сможет уехать", - констатирует он.

Глава поселка добавляет, что пока "нерентабельные" люди к инициативе РЖД относятся сдержанно, между собой называя все происходящее издевательством. Все ждут реакции областных властей. Власть же начала заваливать письмами все инстанции, начиная от начальника Западно-Сибирской железной дороги, заканчивая министром транспорта.

Резников в свою очередь признает, что прямых реальных инструментов давления на РЖД у области нет, однако заверяет: "Не мытьем, так катанием мы эти вопросы будем решать".

Между тем, как пишет "Российская газета", вопросом отмены поездов обеспокоены не только томские чиновники. Правительство Амурской области также считает недопустимым отмену поездов дальнего следования из Тынды в Комсомольск-на-Амуре и Нерюнгри.

"Дело в том, что поезд "Тында - Комсомольск-на-Амуре" для северных районов области имеет принципиальное значение. Он проходил по 11 населенным пунктам региона. Теперь жители поселков Верхнезейск, Горный, Дугда, Иса, Огорон, Тунгала, Тутаул и Февральск не смогут добираться ни до Тынды, ни до Благовещенска. Ситуацию осложняет еще и то, что здесь нет автомобильных дорог", - сообщает пресс-служба областной администрации.

С просьбой разобраться в сложившейся ситуации региональные власти уже обратились к заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу. Соответствующие письма чиновники направили также руководителям ОАО "РЖД" Владимиру Якунину и ОАО "ФПК" Михаилу Акулову. Кроме того, губернатор Олег Кожемяко подготовил обращение к руководству страны о выделении субсидии на погашение выпадающих доходов перевозчикам.

"С учетом сложившейся ситуации мы предлагаем главам муниципальных образований при защите бюджетов предусмотреть в рамках тех средств, которые будут планироваться для субсидирования по линии дорожного фонда, выделение средств на проектно-сметную документацию на искусственные сооружения и ремонт дорог в притрассовой зоне", - сказал глава региона.

Кроме того, чтобы не оказываться заложниками ситуации, в области планируется создать собственную пассажирскую компанию, не зависящую от компаний из других регионов.

"Мы планируем привлечь на этом направлении новые компании-перевозчики. Власти региона ведут переговоры с пассажирской компанией "Экспресс-Приморье", чтобы она пересмотрела маршрут движения пригородных поездов и продлила их. Решается сейчас и вопрос о финансировании этого проекта", - сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников.

Обозреватели Дмитрий Афонин, Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".