Interfax-Russia.ru – В России официально заработала система взимания платы за проезд большегрузов по федеральным автотрассам. Ряд перевозчиков решили временно отказаться от рейсов.
"Платон" в действии
С 15 ноября в России заработала система "Платон", созданная для взимания платы с владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным автотрассам страны. Как уверяют в Минтрансе РФ, средства, вырученные таким образом, направят на ликвидацию вреда, который фуры регулярно наносят дорогам.
"С 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега транспортных средств по тарифу 1,52 руб./км. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф составит уже 3,06 руб./км. Средства, полученные в результате функционирования системы, будут направляться в федеральный дорожный фонд, что позволит к 2019 году привести автотрассы страны в нормативное состояние", - пояснили в пресс-службе министерства.
Помимо этого, по данным ведомства, в настоящее время правительство РФ также рассматривает возможность использовать часть этих денег при поддержке различных региональных проектов государственно-частного партнерства.
"Для удобства пользователей в системе "Платон" возможны два способа оплаты: с помощью маршрутной карты или бесплатного бортового устройства. Маршрутную карту владелец транспортного средства может оформить в одном из офисов компании-оператора (ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы") или же на сайте lk.platon.ru, указав не только начало и конец пути, но и от 3 до 10 промежуточных остановок. Бортовое устройство в свою очередь ведет учет пройденных автомобилем километров на основе данных ГЛОНАСС/GPS и рассчитывает фактический пробег по федеральной дорожной сети транспортного средства", - уточнили в Минтрансе РФ.
Как добавили в ведомстве, в системе также предусмотрены и другие популярные сегодня способы оплаты: через мобильный телефон и интернет, банковской картой или через терминал.
Наряду с порядком оплаты проезда 12-тонников по федеральным дорогам страны власти также разработали и систему штрафов для тех, кто откажется пользоваться "Платоном". В частности, если ГИБДД выяснит, что бортового устройства в кабине грузовика нет или же что собственник грузовика не приобрел маршрутную карту, владельцу автомобиля - индивидуальному предпринимателю - придется заплатить штраф 40 тыс. рублей при первом нарушении и 50 тыс. рублей при повторном; для юрлиц - штраф составит 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект о введении плоской шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тыс. рублей.
"При этом на платных автомобильных дорогах общего пользования федерального значения плата с большегрузов в счет возмещения вреда взиматься не будет. Кроме того, транспортные средства иностранных перевозчиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в целях исключения дублирования платежей с 15 ноября 2015 года освобождаются от сбора, предусмотренного постановлением правительства РФ от 24 декабря 2008 года N1007", - сообщили в министерстве транспорта РФ.
По данным ведомства, в настоящее время в системе "Платон" зарегистрировались более 400 тыс. транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих на территории нашей страны (включая крупные предприятия с автопарком от 50 автомобилей). Ее действие распространяется почти на 50,8 тыс. км федеральных автомобильных дорог. Как известно, система "Платон" была создана исключительно на средства инвесторов, при этом она полностью находится в государственной собственности.
Первые трудности
Потенциальные пользователи системы уже столкнулись с некоторыми техническими сложностями.
"Система "Платон" не готова к работе. В настоящий момент только три компании из 43, входящих в ассоциацию, получили бортовые трэкеры – а это только 10% от всех наших перевозчиков", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
Также он сообщил, что водители, находящиеся в пути, не смогли активировать маршрутные карты.
"Водители, находящиеся на подходе к Москве, где штрафы будут взиматься, не смогли активировать маршрутные карты, чтобы не налететь на штраф, система зависает", - отметил собеседник агентства.
Трунаев напомнил, что ранее автоперевозчики уже не раз предлагали на несколько месяцев запустить систему в тестовом режиме - выдать маршрутные карты с нулевым балансом и постепенно выдать необходимое количество трекеров и отладить систему.
Впрочем, как отметил представитель ассоциации, несмотря на все существующие неполадки, протестовать против нововведения представители организации не собираются.
"Мы не идем на конфронтацию и свыклись с тем, что за проезд по дорогам придется платить. Наша организация выступает за исключительно конструктивный диалог с "Платоном". Более того, мы сами специально обратились в РТИТС (оператору системы) с просьбой оснастить все наши машины бортовыми трекерами. Полноценная готовность системы к работе - залог того, что мы станем с ней сотрудничать", - сказал он.
Между тем, как сообщили сами перевозчики, в день подключения системы в Омской и Томской области на рейс не вышли около 400 машин, а ряд транспортных компаний и вовсе пока отказался принимать какие-либо заказы.
"Отказ от любых перевозок планируется до 20 ноября. Мы, конечно, понесем некоторые убытки за эти дни, но в целом пара недель для нас - не критична", - сказал агентству "Интерфакс-Сибирь" предприниматель в сфере грузоперевозок в Красноярском крае Ян Шикин.
Он отметил, что, в целом, в этих регионах грузоперевозчики "ведут себя спокойно и не устраивают никаких забастовок или других акций на дорогах".
Аналогичная ситуация возникла 15 ноября и в Алтайском крае. "Часть заказов не выполняем. Но, к сожалению, далеко не от всех контрактов мы можем отказаться в силу того, что это социально значимые перевозки и их невыполнение может повлечь серьезные штрафные санкции", - сказал "Интерфаксу" юрист компании "Алт Авто" Руслан Ищенко.
Неоднозначно нововведения Минтранса РФ восприняли и на Дальнем Востоке страны. "Мы активно поддерживаем решение коллег опротестовать данное решение. Что касается платы за каждый пройденный километр пути по федеральным трассам, то непонятно, как перераспределять эти затраты. Одно дело, когда везешь груз одного получателя из пункта А в пункт В, совсем другое - сборный груз, что наиболее характерно для нашего региона", - рассказал агентству руководитель автомобильного направления Амурской региональной транспортной компании (АРТК) Максим Столяров.
По его словам, компания уже проанализировала затраты, связанные с "платными километрами", по приблизительным подсчетам они возрастут на 25% в зависимости от маршрутов.
"Сейчас всерьез думаем, стоит ли вообще этим заниматься. Будем делать акцент на внутригородские маршруты, на вывоз контейнеров, чтобы миновать федеральные трассы. Это становится абсолютно невыгодным, особенно в условиях Дальнего Востока. Здесь нет обилия крупных градообразующих предприятий - потенциальных клиентов транспортных компаний. Нынешние условия не позволят дальше развивать это направление", - считает Столяров.
Удар по кошельку
Удорожание грузоперевозок, как предупреждают эксперты, может перерасти и в повышение розничных цен.
"Установленный переходный период в три месяца не позволит отработать вновь вводимую систему сборов, а увеличение тарифа до 3,06 рубля за 1 км уже с 1 марта следующего года повысит себестоимость грузоперевозок на 15-20%. Это приведет к ускорению инфляции на 2 п.п. (ЦБ прогнозирует на будущий год 5,5-6,5%)", - заявили "Интерфаксу" в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко).
Аналогичного мнения придерживается и представитель Auchan Russia Мария Курносова.
"Участниками рынка, включая "Ашан", ведется активная работа, в том числе через Координационный совет по оптимизации движения грузопотоков при комитете Госдумы по транспорту и АКОРТ, по внесению изменений в систему взимания платы", - сообщила Курносова.
Представитель российского подразделения Coca-Cola Hellenic Bottling Company (эксклюзивный боттлер Coca-Cola) в свою очередь прогнозирует временный, до конца декабря, уход с рынка примерно 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. По его словам, это произойдет из-за неготовности системы "Платон" и нехватки бортовых устройств фиксации маршрута. Такой дефицит предложения по перевозке вкупе с затратами на сам сбор увеличит операционные затраты Coca-Cola HBC на 100-150 млн рублей в год, ожидает представитель компании.
"Введение сбора повлечет рост тарифов на автоперевозки на 5-10%, что негативно скажется на общем уровне инфляции в стране. Также увеличение тарифов может коснуться и малотоннажного транспорта в связи с замещением дефицита транспорта большей грузоподъемности", - полагает он.
Общий рост себестоимости грузовых перевозок для ритейла может составить 14%, прогнозирует, между тем, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). По мнению специалистов, новый дорожный сбор затронет весь товарный спектр грузовых автоперевозок, особенно перевозки продовольственных товаров и товаров первой необходимости, а также сырья для их производства, где доля грузоперевозок крупнотоннажным автотранспортом достигает 85%. Перераспределение же даже части перевозок с большегрузного на малотоннажный или другие виды транспорта приведет к значительному удорожанию конечного продукта, полагает АКОРТ.
"Неизбежен рост цен и на социально значимые продовольственные товары отечественного производства - в среднем на 5%", - считают в ассоциации.
Что касается Минсельхоза, то ведомство пока не видит угрозы возникновения перебоев с поставками продуктов питания в торговые сети, а также предпосылок к значительному увеличению их стоимости, отметил представитель министерства.
"Остальное будет зависеть от того, насколько оперативно компании-перевозчики намерены выполнять новые нормы и оснастить свои автомобили необходимым оборудованием", - сказал он.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook