Interfax-Russia.ru – Предприятие "Росатома" выпустило пробную партию инновационного ядерного топлива для реакторов на быстрых нейтронах.
Первую промышленную партию МОКС-топлива (от английского mixed-oxide fuel), состоящего из оксидов урана и плутония, выпустил ФГУП "Горно-химический комбинат" (предприятие Госкорпорации "Росатом", Железногорск, Красноярского края). Как пояснили на предприятии, данный продукт предназначен для реакторов на быстрых нейтронах – установок, способных реализовать замкнутый ядерный топливный цикл.
"Полученная 10 килограммовая партия МОКС-топлива полностью соответствует заданным техническим условиям по плотности. Таблетки переданы в исследовательский центр для анализа на другие технологические параметры", - сообщила пресс-служба предприятия.
Теперь комбинат готовится к производству второй промышленной партии уран-плутониевых таблеток уже в объеме 20 кг. Кроме того, по информации пресс-службы, в декабре текущего года предприятие планирует запустить целый завод по производству МОКС-топлива. Новое производство разместят в подгорной части комбината, на территории радиохимического завода. Месторасположение позволит существенно сократить стоимость проекта за счет использования имеющейся инженерной инфраструктуры, отлаженных систем очистки воздуха и сточных вод, а также обеспечить защиту от любых внешних природных и техногенных угроз.
"Для того чтобы заблаговременно обеспечить работоспособность основной технологии, на ГХК был создан специальный участок, скомплектованный из уже поставленного технологического оборудования. Одновременно с этим, в цехе будущей установки этого оборудования завершаются строительные и монтажные работы. Но уже сейчас специалисты предприятия провели настройку и стыковку уникальных агрегатов по всем параметрам. Применение этой схемы позволяет не только заметно сократить время на самый трудоемкий этап – пусконаладку завода, но существенно повышает безопасность всего алгоритма создания производства", - отметили в компании.
В пресс-службе напомнили, что промышленное производство МОКС-топлива создается в рамках федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года". Проект предполагает строительство в Железногорске производственного комплекса по выпуску уран-плутониевого оксидного топлива в объеме 400 ТВЭЛ (тепловыделяющих сборок) в год. На эти цели предусмотрено финансирование в размере 5,1 млрд рублей в год.
Первым же "потребителем" инновационного топлива станет Белоярская АЭС, расположенная неподалеку от города Заречный в Свердловской области. На сегодняшний день это единственная в России атомная электростанция с реактором на быстрых нейтронах.
"Сейчас в эксплуатации находится единственный в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах промышленного уровня мощности - БН-600. Также к пуску готовится энергоблок нового поколения БН-800", - сообщили в пресс-службе предприятия.
Как пояснили специалисты Белоярской АЭС, данный энергоблок является техническим продолжением реактора БН-600, который более 30 лет находится в опытно-промышленной эксплуатации.
Предполагается, что после включения в энергосистему БН-800 проработает до первой плановой перегрузки топлива именно со сформированной на данном этапе стартовой активной зоной реактора. Она включает в себя пусковой источник нейтронов, 648 тепловыделяющих сборок, а также 36 сборок, участвующих в различных системах управления и защиты.
Сейчас же на Белоярской АЭС проводятся необходимые испытания и измерения для подтверждения расчетных нейтронно-физических характеристик активной зоны реактора БН-800. Энергетический пуск энергоблока, согласно плану, произойдет уже в конце текущего месяца.
"На этапе энергетического пуска мощность энергоблока составит 25% от номинальной. Далее будут осуществляться этапы постепенного подъема и освоения мощности до 100%. Сдача энергоблока в промышленную эксплуатацию произойдет в 2015 году", - уточнили в пресс-службе предприятия.
Как полагают специалисты, энергоблоки на быстрых нейтронах смогут существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерного топливного цикла. Также ученые уверены, что развитие данной технологии поможет решить проблему глобального энергетического дефицита, который грозит человечеству уже в самом ближайшем будущем.
"Когда мы используем уран в виде ядерного топлива, то, как правило, используется только один его изотоп – уран-235, которого в топливе всего 0,7%. И использование только урана в тепловых реакторах или в быстрых реакторах не решает проблему ресурсообеспечения деятельности атомной энергетики. Если же ввести в топливный цикл уран-238, то мы резко, раз в 100, расширяем потенциал ядерной энергетики, тем самым получая источник энергии не на ближайшие 50-150, а на тысячи лет вперед. Поэтому движение в сторону замкнутого ядерного топливного цикла, как и быстрой энергетики, я считаю, нужно приветствовать", - сообщил Interfax-Russia.ru и.о. декана физико-технического факультета Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Георгий Тихомиров.
Кроме того, как рассказал специалист, ставка на плутониевое топливо делается в еще одном крупном проекте Росатома под названием "Прорыв", также предусматривающего создание ядерных энерготехнологий нового поколения на базе замкнутого ядерного топливного цикла с реакторами на быстрых нейтронах.
"В рамках данного проекта панируется строительство еще трех реакторов на быстрых нейтронах нового поколения. Это реактор со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300, реактор БН-1200 и реактор СВБР-100. Все они, так или иначе, нацелены на новое топливо. Причем не только на диоксид, но и более плотное, нитридное топливо", - пояснил эксперт.
Говоря о рисках применения данной технологии, эксперт отметил, что они не выше, чем при эксплуатации традиционных АЭС на тепловых нейтронах.
"Отработанное ядерное топливо опасно само по себе. Использование МОКС-топлива практически не повышает эту опасность. Конечно, его производство дороже и трудозатратнее получения обычного уранового топлива, но тут речь идет именно о более сложных технологиях, а не о повышенных рисках", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Также, по словам Тихомирова, не стоит бояться и отходов данного вида топлива.
"В отходах есть продукты деления, которые мы в принципе научились консолидировать. Ну и конечно, повторное использование плутония уменьшает количество накапливаемых отходов", - добавил специалист.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"