Interfax-Russia.ru - Омские ученые создали беспилотник для Крайнего Севера.
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) для работы в суровых условиях Арктики разработали специалисты Омского государственного технического университета (ОмГТУ).
"Беспилотник третьего поколения ПП-50 изготовлен из новейших композиционных материалов на основе кевларовых сот и углепластиков, что позволяет ему выдерживать значительные перепады температур - от минус до плюс 40 градусов Цельсия. Благодаря своему пылевлагонепроницаемому корпусу он способен передвигаться в снег, дождь и даже при сильном боковом ветре до 15 м/сек", - сообщил заведующий научно-исследовательской лабораторией "Малые беспилотные аппараты" ОмГТУ Павел Погарский.
ПП-50 может проводить в воздухе около 3 часов и удаляться от базы на расстояние до 100 км. Его предельная скорость - 120 км/час, а максимальная высота подъема – 5 км.
Небольшой вес аппарата позволит размещать на нем различное исследовательское оборудование, что существенно расширит область применения БПЛА. Он сможет заниматься, например, как трехмерной картографией, так и видеонаблюдением с передачей изображения на наземный комплекс.
"Специально под ПП-50 был разработан подвесной патрульно-поисковый комплекс "Взор", способный вести поисковые работы, а также контролировать любые объекты с высоты птичьего полета", - отметил Павел Погарский.
Этот комплекс уже прошел все необходимые испытания, подтвердившие его соответствие международным стандартам. Как полагают разработчики, внедрение их разработки позволит значительно повысить эффективность аэрогеодезических работ и мониторинга стихийных бедствий, а также надежно контролировать северную границу России.
Тем временем, беспилотник для работы в Арктике сейчас разрабатывают и в ОАО "Научно-производственное объединение "Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) имени М.П.Симонова" (Казань). Конструкторы планируют представить первый опытный образец в 2018-2019 году.
"Мы сейчас работаем над созданием так называемого "арктического планера". У нас есть соглашение с министерством образования РФ, и мы получаем соответствующие субсидии", - рассказал генеральный директор ОКБ Александр Гомзин.
Как сообщает сайт компании, разрабатываемый беспилотник сможет лететь без посадки до 48 часов на дальность до 10 тыс. км на высоте до 12 км. Он предназначен для контроля и обеспечения безопасности полетов самолетов и вертолетов в Арктике; наблюдения за ледовой обстановкой, в том числе для обследования районов образования и дрейфа айсбергов, крупномасштабной и детальной съемки ледового покрова; информационного обеспечения судоходства по Северному морскому пути; мониторинга объектов большой протяженности и площади.
Вместе с тем, пока ученые создают новые арктические беспилотники, военные активно используют уже имеющиеся БЛА.
"В настоящее время мы создаем в арктической зоне самую современную и разветвленную систему освещения обстановки, компоненты которой в режиме реального времени производят мониторинг воздушной и надводной обстановки. Беспилотные летательные аппараты как одно из современных и перспективных средств освещения обстановки нами уже активно используются как на побережье, так и на арктических островах", - рассказал журналистам командующий Северным флотом РФ адмирал Владимир Королев.
В свою очередь начальник пресс-службы Северного флота капитан I ранга Вадим Серга уточнил агентству "Интерфакс-АВН", что подразделение беспилотных летательных аппаратов арктической мотострелковой бригады береговых войск Северного флота сформировали в поселке Алакуртти Мурманской области в конце 2014 года. Оно эксплуатирует БЛА "Тахион" и "Элерон-3", предназначенные для воздушной разведки на расстоянии от 10 до 150 км в зависимости от модификации и технических возможностей каждого аппарата.
"Благодаря современному видео- и фотооборудованию эти аппараты способны передавать на пункт управления видеотрансляцию и изображение передвижения войск "противника" как в дневное, так и в ночное время", - сказал Вадим Серга.
Также, по данным Минобороны РФ, беспилотники сегодня активно используют и на Чукотке. Причем не только днем, но и ночью.
"Боевые дроны теперь не только днем, но и в ночное время применяются для наблюдения за прибрежной частью Тихого океана, материковой зоны, полигонами боевой подготовки флота", - сообщил агентству "Интерфакс-АВН" начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Восточного военного округа капитан I ранга Роман Мартов.
Он отметил, что беспилотники "Орлан-10", стоящие на вооружении Елизовской авиабазы камчатской группировки войск, могут находиться в полете до 18 часов и передавать устойчивый сигнал в различных диапазонах с высот до 5 тыс. метров.
"В перспективе они будут использоваться для сопровождения кораблей и судов, а также выполнять задачи по ведению объективного контроля в российской Арктике, за экологической и ледовой обстановкой в ближней морской зоне, в том числе на участке Северного морского пути", - добавил Мартов.
Чукотское подразделение БЛА дислоцируется на аэродроме совместного базирования Анадырь-Угольный.
Впрочем, не только военные, но и некоторые российские нефтяные компании, работающие в северных широтах, намерены использовать беспилотники.
"В интересах разведки ледовой обстановки около строящихся и эксплуатируемых плавучих нефтегазовых платформ планируется использовать беспилотники, оснащенные бортовыми малогабаритными радиолокационными станциями (МБРЛС)", - рассказал агентству "Интерфакс-АВН" директор, главный конструктор научного центра специальных радиоэлектронных систем и менеджмента Московского авиационного института (МАИ) Анатолий Канащенков.
По его словам, радар будет весить 5-7 кг и вести разведку ледовой обстановки на дальность 4-5 км, чего вполне достаточно для обеспечения безопасности платформ.
"МБРЛС позволит осуществлять разведку ледовой обстановки в любых погодных условиях. При этом пульт управления беспилотником можно будет находиться на самой плавучей платформе", - отметил Анатолий Канащенков.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook