Interfax-Russia.ru – Новый директор Новосибирского театра оперы и балета снял с репертуара оперу "Тангейзер". Эксперты расценили это как первый шаг к цензуре в искусстве.
31 марта новый директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) Владимир Кехман снял с репертуара оперу "Тангейзер", отметив при этом "высокое музыкальное качество спектакля, а также прекрасную работу труппы и дирижера".
"Тангейзер" снимается с репертуара по двум причинам. Первая и главная: режиссер Тимофей Кулябин, с которым я намеревался обсудить ситуацию и пути выхода из нее, скрывается от меня. В течение двух дней я пытался с ним встретиться, но молодой человек так и не появился. От его имени его ассистентка пытается формулировать какие-то предварительные условия этой встречи, которые мне совершенно непонятны", - пояснил руководитель культурного учреждения.
Вторая причина отмены спектакля, по его словам, связана с финансовой задолженностью театра перед дирижером Айнарсом Рубикисом.
"Как выяснилось, театр до сих пор не рассчитался с ним за два спектакля "Тангейзер", которые он провел в марте этого года. По информации от его агентства, контракт дирижера истек 31 декабря 2014 года, и Рубикис отменил все свои выступления в Новосибирске. С его агентством я сейчас веду переговоры", - добавил Кехман.
"Таким образом, интриги больше нет. Предлагаю всем сторонам поставить точку в этом вопросе", - резюмировал он.
Кроме того, как стало известно из сообщения пресс-службы НГАТОиБ, в связи с грядущей реконструкцией театр также отменил показы оперы "Князь Игорь" в постановке Тимофея Кулябина (постановщика скандального "Тангейзера"), "Пульчинеллы" и ряда других спектаклей.
"Новосибирский государственный академический театр оперы и балета завершит юбилейный 70-й сезон 22 мая балетом "Спартак" с Иваном Васильевым и Марией Виноградовой, а также оперой "Травиата", показ которой пройдет 21 мая", - говорится в сообщении культурного учреждения.
Также поставить точку в истории с "Тангейзером", похоже, решили и в городской прокуратуре. Так, в частности, на днях ведомство отозвало свой протест на постановление мирового суда Центрального района Новосибирска, прекратившего административные дела в отношении режиссера Тимофея Кулябина и экс-директора театра Бориса Мездрича.
"Суд постановил: ходатайство удовлетворить, производство по делу прекратить", - огласила решение судья Юлия Близняк.
Напомним, что административное производство в отношении вышеуказанных лиц было возбуждено по ч.2 ст.5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение).
Прокурорская проверка (исследование материалов театра, в том числе буклета, рекламной продукции и видеозаписи спектакля "Тангейзер"), как указано в постановлениях заместителя прокурора города Игоря Стасюлиса, курировавшего данный вопрос, проводилась в ответ на письма митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревшего в данной постановке оскорбление религиозных чувств верующих. Вместе с тем, в Новосибирской епархии Русской православной церкви (РПЦ) признать причастность к возбуждению данных административных дел отказались.
"Епархией не подавались какие-либо заявления о возбуждении административных или уголовных дел в правоохранительные органы, тем более исковые заявления в суд", - говорится в комментарии епархии, переданном порталу "Интерфакс-Религия".
Как подчеркнули авторы сообщения, заявления в органы прокуратуры, СКР и МВД исходили не от представителей РПЦ, а от рядовых граждан, которые требовали "привлечь к ответственности на основании действующего законодательства РФ виновных в оскорблении их религиозных чувств".
"Поэтому призываем всех, кого это касается, не использовать данную ситуацию для провокации конфликта вокруг РПЦ, а также прекратить угрозы физической расправы, поступающие в адрес священнослужителей нашей епархии, за проведенное ими мирное молитвенное стояние", - отметили в епархии, выразив готовность к открытому диалогу с представителями творческой интеллигенции.
Той же позиции, к слову, придерживаются и в руководстве Русской православной церкви.
"Церковь никогда не запрещала те или иные культурные явления и не имеет на это полномочий. Начинается сразу некое жульничество. Слово "запрет" никогда не звучало со стороны церкви. Нас пытаются жульнически заставить оправдываться в том, чего мы не делали", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества протоиерей Всеволод Чаплин на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
По его словам, есть важная грань между вольными интерпретациями евангельского послания и оскорблением священных предметов.
"Недопустимо нигде и никогда в публичном пространстве осквернение почитаемых верующими предметов и символов. Мы знаем, что в одном из спектаклей одного из московских театров употребляется венец в сцене так называемого венчания гомосексуалистов. Я считаю, что это оскорбительное употребление священного предмета", - заявил представитель РПЦ.
Так, в частности, по оценке священника, символ распятия в новосибирской постановке оперы "Тангейзер" "употреблялся в оскорбительном контексте, потому что он сочетался с полупорнографической изобразительной картинкой".
"Долг государства оберегать законность, в том числе неприкосновенность священных символов и предметов в случаях, когда осуществляется посягательство на них", - убежден Всеволод Чаплин.
Он также заявил, что церковь имеет полное право высказываться на любые темы, особенно на те, которые касаются нравственного измерения общественной жизни.
"Церковь - это не только люди в рясах, это режиссеры, актеры, писатели, поэты, военные, политики, государственные деятели, ученые, инженеры, рабочие, землепашцы. Церковь - это большая часть, если не большая, нашего общества", - добавил священник.
Также нравственной составляющей театральных постановок после скандала с оперой "Тангейзер" озаботились и в правительстве Новосибирской области. Власти уже заявили, что намерены выработать механизмы, которые позволят им определять этичность новых спектаклей.
"Я дал задание министерству (культуры региона - ИФ) и соответствующим структурным подразделениям попытаться найти - а где, какие механизмы? Цензура - неправильно, не должна быть. А где определяется та грань - этично или неэтично? Создаем ли мы признаки оскорбления не только верующих, но и других людей? Вот над этим думаем", - сообщил журналистам глава региона Владимир Городецкий.
Так, в частности, по словам губернатора, одним из таких механизмов могло бы стать публичное обсуждение новых театральных постановок.
"Может быть, перед выпуском новой постановки, неважно, театра оперы и балета или других наших театров (пригласить - ИФ) общественность: давайте, выскажите свое мнение. Думаю, надо привлечь людей к нормальному диалогу", - отметил он.
Впрочем, как считает экс-директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич, история с "Тангейзером" на самом деле еще очень далека от завершения.
"Главная причина здесь - это поспешность, с которой митрополит Новосибирский и Бердский Тихон написал в прокуратуру заявление (…) не воспользовался возможностью церкви, уважаемой в обществе, сразу перейти к переговорам, компромиссам с руководством театра. Вот этого он не сделал", - сказал он журналистам.
Он не исключил, что в дискуссию рано или поздно вступит высшее руководство Русской православной церкви.
"Ожидаю, что наступит время, когда церковные иерархи, патриарх Кирилл, прежде всего, скажут об этой позиции. Надо, чтобы он высказался", - отметил Борис Мездрич.
Кроме того, как признался бывший директор театра, его очень беспокоит грядущее введение театральной цензуры.
"Конечно, она не будет так называться, потому что по конституции у нас нет цензуры", - сказал он.
Ее механизм, по его мнению, будет заключаться в уменьшении финансирования театров на сумму, которая была затрачена на спектакль, "не понравившийся некоему кругу лиц".
"Допустим, на сумму, в которую обошелся "Тангейзер", уменьшить субсидию 2015 года новосибирской опере", - пояснил он.
В том, что скандал вокруг "Тангейзера" и последующее увольнение Бориса Мездрича знаменует собой начало цензуры в искусстве, не сомневается и председатель рабочей группы по театральному искусству Общественного совета Министерства культуры РФ, известный театральный критик Григорий Заславский.
"Как бы сегодня ни пытались повторять на разные лады слова об уважении права на свободу художественного творчества, главные слова - о необходимости просматривать репертуар в государственных театрах "на определенном этапе" - уже произнесены. Так что кадровый казус в Новосибирске вовсе не финал, а наоборот - только начало истории", - убежден эксперт.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"