Interfax-Russia.ru – Разгорается скандал вокруг социальной рекламы о вреде пьянства и наркомании, снятой по заказу красноярского правительства. Шокирующие ролики вызвали неоднозначную реакцию.
Значимость социальной рекламы признана уже давно. Особую роль, утверждают эксперты, она играет в профилактике пьянства и наркомании. Только вот какой должна быть эта реклама? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. А потому в Красноярске набирает обороты скандал вокруг антинаркотических роликов, выложенных в интернете.
Причиной бурной дискуссии стало содержание видеосюжетов. Дело в том, что эти ролики не просто рассказывают о вреде пьянства и наркомании, а вызывают отвращение и шок. Они изобилуют натуралистическими подробностями, жестокими сценами, нецензурными выражениями.
Например, в одном из них показаны младенцы-уроды, якобы родившиеся у девушки-наркоманки. В другом – повешенный мальчик. На глазах у зрителей он набрасывает веревку себе на шею и прыгает со стула, а затем хрипит и болтается в петле. Наркотики затягивают также крепко, как удавка – вот главная мысль этого ролика.
Еще один сюжет: малыши хвастаются друг перед другом фотографиями. На каждой фотографии их родственники. Одного зарезали во время семейного застолья, другой пьяный замерз на улице, третьего убили из-за наркотиков. Есть также ролик, в котором маленький мальчик рассказывает, что когда он вырастет, то тоже обязательно станет алкоголиком и наркоманом, потому что такими были его родители. А он их очень любит и хочет во всем походить на них.
В сети сейчас доступно 12 роликов, и все они, что называется, "не для слабонервных". Многие пользователи Рунета после просмотра видео оставляют возмущенные отзывы и требуют запретить тиражирование этой неприятной социальной рекламы. Другие рекламу хвалят, апеллируя к тому, что чем жестче, тем эффективнее. В общем, обсуждение развернулось активное.
Как выяснилось, шокирующая социальная реклама была снята по заказу красноярского правительства в рамках долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма в Красноярском крае на 2010-2012 годы".
"Эта программа предполагает целый комплекс мероприятий: создание телевизионной социальной рекламы, показ фильмов о вреде наркотиков в кинотеатрах, проведение семинаров и многое другое. Те ролики, о которых сейчас идет речь – неэфирные, они предназначены для размещения в интернете и изначально планировались как очень жесткие и в каком-то смысле даже шокирующие. В материалах, предназначенных для широкой трансляции, этой составляющей нет", - сообщил Interfax-Russia.ru начальник управления информационной политики Красноярского края Сергей Попов.
Он также отметил, что "шоковый эффект" в интернет-ролики был заложен сознательно.
"Мы сочли, что это наиболее действенный способ пробить психологическую корку. Что через ощущение неприятного, отвратительного будет проще достучаться до сознания. И это решение взвешенное - ему предшествовал ряд круглых столов с участием рекламистов, психологов, наркологов",- пояснил Попов.
Создала ролики по заказу краевой администрации красноярская продюсерская компания "Линия производства". Ее директор Олег Безруких также убежден в том, что ролики произведут на зрителей должный эффект.
"Перед нами была поставлена задача: сделать социальную интернет-рекламу, которая будет вызывать эмоции, передаваться из уст в уста, говоря компьютерным языком, – с сайта на сайт, с сервера на сервер, с винчестера на винчестер. Создать шокирующий, скандальный материал – один из самых верных способов добиться этого",- сказал он в интервью Interfax-Russia.ru.
Использование в видеосюжетах негативных образов, по мнению Олега Безруких, полностью обосновано.
"Мы же не просто так сняли все это – экскременты, трупы, недоношенных детей. В каждом случае негативный элемент помогает раскрыть проблему, несет смысловую нагрузку", - подчеркнул руководитель продюсерской компании. Он сравнил снятую рекламу с прививкой: она бывает болезненной, но спасает от болезни. Так и ролики, пусть воспринимаются тяжело, но могут в будущем уберечь от беды многих людей.
Будут ли шок и отвращение способствовать неприятию наркомании, тем не менее, вопрос спорный. Не все специалисты согласны с тем, что, показывая ужасы и грязь, можно убедить человека во вреде наркотиков.
"Наркоманией, действительно, можно напугать. Но далеко не всех. Подобная социальная реклама может подействовать на дошкольников и детей младшего школьного возраста. В сознании тех, кто старше, эти кадры вряд ли оставят отпечаток, а реклама в большей степени адресована именно такой аудитории – подросткам, молодежи", - сообщил Interfax-Russia.ru заведующий кафедрой психологии детства Красноярского государственного педагогического университета Валерий Ковалевский.
Он также добавил, что является сторонником социальной рекламы, которая показывает позитивные явления.
"Я все-таки думаю, что уместнее было бы сделать акцент на чем-то позитивном, показать, например, то, чего лишаются наркоманы, – здоровье, красоту и так далее", - заявил Валерий Ковалевский.
Спор о том, должна ли шокировать социальная реклама, в общем-то, ведется уже давно. Красноярские рекламщики не первые, кто заложил в нее "шоковую" составляющую. Не так давно серьезный скандал по этой причине произошел в Москве: на улицах города появились плакаты с изображением младенца, о спину которого затушена сигарета. Эта социальная реклама, казалось бы, преследовала благие цели - призывала не курить в присутствии детей. Но у многих она вызвала возмущение, а детский омбудсмен Павел Астахов даже обвинил авторов плаката в пропаганде детского насилия. Подобных случаев в истории социальной рекламы множество, и вряд ли разногласия по поводу того, насколько жесткой она должна быть, когда-нибудь прекратятся. Разве что это грань будет обозначена законодательно. Но справедливости ради хочется отметить: сегодня в глобальной сети размещено огромное количество материалов, абсолютно безнравственных по своему содержанию – порнография, жуткие фотографии больных или погибших людей и многое другое. Однако к этому пользователи интернета относятся совершенно спокойно - этот информационный "мусор", в отличие от рекламных роликов, которые все-таки созданы для "оздоровления" общества, уже давно никто не обсуждает.
Обозреватель Вера Широкова