Interfax-Russia.ru – Истребитель МиГ-29 ВВС России разбился под Читой. Минобороны приостановило полеты данного типа самолетов до выяснения причин авиакатастрофы.
Авиакатастрофа произошла в районе поселка Домна Забайкальского края в 30 км юго-западнее одноименного военного аэродрома вечером 6 сентября.
"В 17:14 по московскому времени при взлете пропал с радара истребитель МиГ-29. На его поиски срочно отправился вертолет Ми-8", - сообщила пресс-служба министерства обороны России.
Позднее наземная поисковая группа обнаружила место крушения МиГ-29. "Полет выполнялся без боекомплекта. На земле жертв и разрушений нет", - отметили в пресс-службе.
А вот летчика спасатели нашли не сразу. Первоначально сообщалось, что пилот истребителя подполковник Альберт Хаджияров успел катапультироваться, однако впоследствии стало известно, что он погиб - неподалеку от места крушения поисковая группа обнаружила его тело.
В связи со случившимся министр обороны России Анатолий Сердюков принял решение приостановить полеты МиГ-29 до выяснения причин катастрофы.
"Для расследования причин катастрофы из Москвы вылетела комиссия министерства обороны России. До установления причин произошедшего решением министра обороны полеты данного типа самолетов приостановлены", - сообщила пресс-служба ведомства.
Также на место крушения самолета выехали военные прокуроры и следователи. По факту катастрофы истребителя Миг-29 под Читой проводится прокурорская проверка.
Тем временем, военное следствие уже возбудило уголовное дело по факту авиакатастрофы по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним), сообщили агентству "Интерфакс-Сибирь" в военно-следственном управлении Восточного военного округа.
Между тем, уже стали известны первые подробности авиакатастрофы. Как сообщил агентству "Интерфакс-АВН" источник, близкий к комиссии, расследующей причины катастрофы, истребитель разбился при столкновении с сопкой.
"Летчик выполнял сложный пилотаж в зоне полетов. При очередном маневре по невыясненным пока причинам самолет столкнулся с сопкой", - сказал собеседник агентства.
По его словам, комиссия рассматривает все возможные причины катастрофы. Не исключено, что она могла произойти из-за отказа техники.
"Подполковник Хаджияров был очень опытным летчиком. Мала вероятность того, что он допустил в этом полете роковую ошибку", - сказал собеседник агентства.
При этом он отметил, что окончательные выводы о причинах катастрофы можно будет сделать только после расшифровки так называемых "черных ящиков" и анализа других средств объективного контроля.
Вместе с тем, подробности катастрофы уточнила и пресс-служба военно-следственного управления СКР по Восточному военному округу.
"Предварительно установлено, что 6 сентября около 23:07 местного времени командир 2-й авиационной эскадрильи войсковой части 63559 подполковник Хаджияров приступил к выполнению упражнения курсов боевой подготовки истребительной авиации "Полет на простой пилотаж и по маршруту на малых высотах". Во время выполнения упражнения дополнительные команды подполковнику не поступали, на связь с руководителем полетами он не выходил, полет осуществлялся на высоте 400-500 метров", - сообщила пресс-служба.
"На 4-й минуте полета командно-диспетчерский пункт визуально зафиксировал вспышку на земле. Попытки выйти на связь с Хаджияровым результатов не дали. К месту вспышки незамедлительно выехала наземная поисково-спасательная команда. На расстоянии 2100 метров от контрольной точки аэродрома поисковая группа обнаружила воронку с фрагментами воздушного судна и тела пилота", - отмечается в пресс-релизе.
В пресс-службе подчеркнули, что в настоящее время следователи и криминалисты военно-следственного управления СКР по Восточному военному округу осматривают место происшествия, а также изымают документацию, касающуюся организации полетов.
Данный МиГ-29 стал не первым, разбившимся в России за последние годы. Так, в декабре 2008 года в 5 км от этого же аэродрома "Домна" в Читинском районе Забайкалья разбился МиГ-29. Погиб заместитель командира авиационной эскадрильи, военный летчик 2-го класса подполковник Валерьян Кокорев.
В октябре 2008 года в 60 км от аэродрома "Домна" при выполнении плановых полетов разбился еще один МиГ-29. Самолет упал на остров на реке Ингода между селами Черемхово и Хадакта. Летчик успел катапультироваться.
По данным следствия, оба самолета потерпели крушение по техническим причинам. "Черные ящики" МиГ-29, разбившегося в октябре 2008 года, в ходе авиакатастрофы пострадали так сильно, что эксперты не смогли восстановить их записи. И членам комиссии пришлось выносить заключение, основываясь на результатах исследования фрагментов самолета, показаниях летчика и диспетчера.
Последнее чрезвычайное происшествие с самолетами данного типа в России произошло 23 июня 2011 года: при выполнении планового испытательного полета в 43 километрах от аэродрома "Ахтубинск" в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29КУБ. Члены его экипажа - заслуженный летчик России полковник Александр Кружилин и полковник Олег Спичка - погибли. По факту авиакатастрофы следствие возбудило уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).
В то же время в России в этом году произошло несколько ЧП с истребителями других типов. Так, 28 февраля в Хабаровском крае в 140 км от Комсомольска-на-Амуре разбился Су-30МК2. Его экипаж, состоящий из двух человек, успел катапультировался.
28 июня в районе аэродрома "Бесовец" под Петрозаводском разбился самолет Су-27 УБ. Оба летчика успели катапультироваться и серьезных травм не получили. Полеты самолетов данного типа приостановили до особого распоряжения главнокомандующего ВВС. По факту крушения следствие возбудило уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов и подготовки к ним).
Кроме того, как сообщил источник в военном ведомстве, 6 августа в Новосибирске на военном аэродроме "Толмачево" совершил аварийную посадку Су-27. По предварительным данным, у самолета отказал один из двигателей.
Фронтовой истребитель МиГ-29 вместе с Су-27 составляет основу парка российской фронтовой авиации. МиГ-29 считается одним из самых надежных самолетов. Его взлетная масса 19,7 тыс. кг, максимальная скорость полета на большой высоте - 2450 км/ч, у земли - 1500 км/ч, практический потолок - 18 тыс. метров. Дальность полета у земли без подвесных баков - 700 км, на высоте - 1500 км, с подвесными баками - 2900 км. Истребитель МиГ-29 может нести практически всю номенклатуру современного авиационного вооружения, в том числе управляемые ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", а также встроенную 30-миллиметровую пушку.
МиГ-29 серийно производят с 1982 года. Всего было выпущено около 1350 машин различных модификаций. Самолет экспортировали в более чем 20 стран мира. На вооружении российских ВВС, по неофициальным данным, стоят около 400 МиГ-29.
Обозреватель Наталья Пономарева