Interfax-Russia.ru – Томские психологи создали устройство для диагностики и развития математических способностей человека.
Устройство, предназначенное для диагностики и развития математических способностей человека, создали сотрудники Международной лаборатории когнитивных исследований и психогенетики факультета психологии Томского государственного университета (ТГУ).
"Внешне прибор выглядит достаточно просто. Это два стержня, способные свободно вращаться вокруг общего центра в нескольких направлениях. На каждом стержне располагается ряд подвижных маркеров – отметок, с помощью которых можно задавать различные отрезки (геометрические величины), которые должен сравнить между собой испытуемый", - сообщил Interfax-Russia.ru доцент кафедры общей и педагогической психологии, кандидат психологических наук Дмитрий Баланев.
Как пояснил ученый, выводы относительно математических способностей человека делаются на основании того, насколько успешно он способен решать вот такие задачи с числами.
"Такой тест показывает, есть ли у человека так называемое "чувство числа", которое как раз и определяет его способности к математике. Однако стоит отметить, что это только одно из нескольких направление диагностики. Сейчас мы работаем над целым спектром такого рода устройств. Поэтому этот прибор трудно воспринимать в отдельности, как полностью независимое и самостоятельное устройство. Это часть большой работы по изучению математических способностей человека", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Впрочем, как отметил Баланев, если у человека при тестировании "чувство числа" так и не обнаружилось, его всегда можно развить, причем при помощи этого же прибора.
"Основная наша задача – создать простые технологии, которые сделают доступными для непосредственного воздействия базальные способности человека. Несмотря на их неочевидность, они являются основой для других математических способностей, и их развитие может быть очень эффективным в математическом образовании", - считает психолог.
Вместе с тем, он заметил, что для разных категорий испытуемых устройство используется по-разному.
"Прибор может существовать в двух ипостасях. Во-первых, он может использоваться в виде отдельно взятого устройства. Это нужно для того, чтобы можно было работать с детьми, которые пока не могут воспринимать модели, представляемые на экране, а знакомятся с миром вещей через прикосновения. Самое интересное, что в процессе решения задачи ребенок, вращая и перемещая отдельные части этого устройства, может сделать заключения не тем путем, который доступен для взрослого", - сказал Дмитрий Баланев.
Также устройство может представлять задания в виде компьютерной модели.
"Это полноценная 3d-модель, которую можно использовать в специальных пакетах, можно легко переносить в компьютерные программы, можно, в конце концов, распечатать на 3D-принтере", - добавил психолог.
Как отметил ученый, несмотря на кажущуюся незамысловатость задания, сравнить два разных отрезка, продуцируемых данным устройством, не так-то просто.
"Это не простое сравнение двух каких-то палочек. Отрезков много, и все они представляются разными способами. К примеру, отрезок даже можно повернуть – есть 2 степени свободы. Кстати, тут же проверяется, способен ли человек на так называемое "ментальное вращение", то есть может ли он мысленно вращать предметы. Это как раз показывает, насколько у испытуемого развито абстрактное мышление", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Говоря о применении своей разработки, ученый отметил, что, в первую очередь, прибор может быть полезен в работе педагогов, методистов, а также психологов-исследователей.
"Устройство может как раз применяться для формирования "чувства числа", способности "ментального вращения". Его даже можно использовать для подготовительных групп в детском саду", - сказал доцент кафедры общей и педагогической психологии ТГУ.
Кстати, на этом возможности прибора не заканчиваются. Как признался собеседник Interfax-Russia.ru, по завершению первого цикла испытаний ученые решили усовершенствовать свою разработку. Но уже сейчас изобретение можно использовать, например, для обучения будущих психологов.
"Наша лаборатория была открыта три года назад благодаря победе университета в конкурсе мегагрантов по постановлению правительства N220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования". Все это время мы изучаем то, как обучаются дети и взрослые. Однако устройства, которые мы тут создаем, интересны не только как результат работы исследовательской лаборатории. Дело в том, что в эту работу вовлечены и наши магистры и аспиранты, которые видят, что сделать вот такую модель на самом деле не так уж и сложно. Поэтому помимо научной работы, здесь есть и учебная составляющая", - сообщил Дмитрий Баланев.
Кроме того, по словам ученого, параллельно с исследовательской и изобретательской деятельностью магистры и аспиранты Факультета психологии ТГУ учатся также оформлять патенты на свои разработки.
"У нас в университете есть патентный отдел. Они нас консультируют, продвигают наши разработки уже непосредственно в Российский институт интеллектуальной собственности, который как раз выдает патенты на изобретения", - сказал он.
К слову, по информации пресс-службы вуза, в 2013 году университет получил 52 патента, а также зарегистрировал 19 ноу-хау и получил 32 охранных документа на программные продукты.
Перед тем как отпустить свое изобретение "в мир" томские психологи обязательно проверяют его на себе.
"Конечно, мы применяем свои изобретения в своей работе. К примеру, при помощи такого вот прибора тестируем на интеллектуальные способности студентов-первокурсников. Таким способом в самом начале пути мы можем показать молодым людям какие-то очень простые, но незаметные для обыденного мышления способности, которые позволяют им себя оценить, поверить в свои силы и, в конце концов, увидеть, что можно сделать для того, чтобы стать лучше, чем они есть в данный момент", - подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru.
Впрочем, такая диагностика, по мнению ученого, будет не менее полезна и старшему поколению.
"Аналогичными методиками мы пользовались, чтобы увидеть, как мыслительная функция развивается у человека на протяжении всей жизни, начиная с самого детства и заканчивая преклонным возрастом. Для нас это бесценная информация. К примеру, ни для кого не секрет, что в пожилом возрасте люди утрачивают какие-то качества, доступные им в юности. В тоже время, как выяснилось, они приобретают новые, которые все равно позволяют им успешно решать поставленные задачи. То есть такая диагностика позволяет понять, как пожилому человеку сохранить трудоспособность, обнаружить какие-то скрытые способности", - рассказал психолог.
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".