Interfax-Russia.ru – Вертолет Ми-8 с 12 пассажирами на борту пропал в Туве. В поисках воздушного судна задействовано более 350 спасателей.
Вертолет Ми-8 авиакомпании "Тува авиа" пропал днем 10 октября. На борту воздушного судна находилось 12 человек - 6 членов экипажа и столько же сотрудников компании "Стройлайн" (Саяногорск, Хакасия), возвращавшихся в Кызыл из Тоджинского района республики.
"Там специалисты проводили работы по установке снегомерных мачт для Саяно-Шушенской ГЭС. Рейс был коммерческим", - сообщила Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы главы республики Долаана Салчак.
В настоящее время, по ее словам, поиски пропавшего вертолета продолжаются. По данным ГУ МЧС по Республике Тува, в них задействовано 365 человек (в том числе 95 профессиональных спасателей) и 52 единицы техники. В регионе, согласно распоряжению главы Тувы Шолбана Кара-оола, действует режим ЧС.
"К участию в поисково-спасательной операции привлечено 5 воздушных судов, в том числе 2 вертолета Ми-8 от Сибирского регионального центра МЧС России. Также в поисковых работах задействованы три наземные группировки в количестве 36 человек и 10 единиц техники. Работы ведутся в горно-таежной местности Тоджинского района", - уточнили в Сибирском региональном центре МЧС России.
По данным регионального правительства, к настоящему времени спасатели обследовали уже более 20 тыс. кв. км леса.
"Мы понимаем, что такое Тоджа. Это большие таежные массивы и просто так, наскоком, найти вертолет - это большая проблема", - заявил глава республики Шолбан Кара-оол.
Также к поискам пропавшего вертолета подключилось и Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ. Для этих целей ведомство создало отдельную следственную группу, которая выехала в Кызыл для непосредственного участия в работе оперативного штаба.
"Командир воздушного судна имел налет свыше 8,4 тыс. часов, второй пилот - более 1,3 тыс. часов", - сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова.
Кроме того, по информации региональных властей, командир пропавшего Ми-8 Адар-оол Норбу в 2013 году был награжден медалью за мужество и профессионализм во время поисков подростков, погибших под снежной лавиной в Монгун-Тайгинском районе Тувы.
"В экстремальных условиях, при шквалистом ветре и отсутствии площадки для посадки вертолета, его экипаж смог доставить в горы к месту поисков десантников МЧС и спасательное оборудование", - отметили в пресс-службе правительства республики.
По словам специалистов, ставших очевидцами высадки, Адар-оол Норбу продемонстрировал высочайшую смелость и мастерство пилотажа. Не найдя площадки для приземления, командир Ми-8 принял решение выполнить маневр, который применяли военные летчики при выбросках десантников в горах Афганистана – подводили вертолет вплотную к склону горы и зависали, как бы уцепившись за него одним передним колесом шасси. Тувинские вертолетчики блестяще исполнили этот сложный прием.
Что касается самого воздушного судна, то, по словам Горбуновой, вертолет Ми-8, выпущенный казанским вертолетным заводом в 1981 году, имел сертификат летной годности до 4 июня 2015 года. Последний раз его ремонтировали на Новосибирском авиаремонтном заводе в мае 2011 года. Межремонтный ресурс таких вертолетов составляет 8 лет.
Между тем, если квалификация экипажа и техническое состояние машины особых вопросов у следствия пока что не вызывают, то вот обстоятельства подготовки к полету, по мнению представителей ведомства, напротив, требуют тщательного дальнейшего изучения.
"В документах целью полета заявлена аэрофотосъемка, однако потом появилась информация, что вылет был связан с установкой снегомерных матч для Саяно-Шушенской ГЭС", - отметила Горбунова.
Также в ходе расследования данного происшествия не стоит списывать со счетов и неблагоприятные погодные условия, которые наблюдались в Тоджинском районе республики в день исчезновения воздушного судна.
"В день, когда пропал вертолет, был очень сильный ветер и просто моментально выпал снег. Может быть, это как раз и повлияло на его исчезновение", - предположила собеседница Interfax-Russia.ru.
Плохие метеоусловия действительно порой становятся причиной различных авиакатастроф. Причем, не только осенью или зимой, но и в теплое время года. Примером тому может служить история с вертолетом Ми-8, разбившимся в Мурманской области в июне этого года.
Тогда следователи установили, что воздушное судно упало в Восточное Мунозеро в Терском районе Мурманской области. На поверхности воды Мунозера спасатели обнаружили следы крушения - обломки вертолета и керосиновые пятна. На момент катастрофы на борту находилось 18 человек - 5 членов экипажа и 13 пассажиров.
"В результате авиационного происшествия 16 человек погибло, двое получили травмы", - отмечалось в сообщении Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин в свою очередь сообщил "Интерфаксу", что по факту крушения вертолета следователи Северо-Западного следственного управления СК РФ возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух или более лиц).
"Среди основных версий происшествия следствие рассматривает отказ авиационной техники и то обстоятельство, что летчик попал в сложные метеорологические условия, потерял пространственную ориентировку и столкнулся с поверхностью воды", - сказал Маркин.
Вертолет, по словам источника "Интерфакса" в экстренных службах региона, эксплуатировался компанией "Спарк" в интересах предприятия "Апатит-Фосфор". Ми-8 имел строго пассажирскую компоновку, а вместо лавок там были установлены кресла. Собственно, авиационные кресла и спасли двоих пассажиров вертолета, которых местные рыбаки обнаружили сразу после катастрофы.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"