Interfax-Russia.ru — Первый полимер для заполнения поврежденных сосудов разработали в Новосибирске. Состав уже тестируют на минипигах.
Ученые Новосибирского института органической химии (НИОХ) имени Н.Н. Ворожцова Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) совместно с хирургами Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) имени академика Е.Н. Мешалкина Минздрава РФ и специалистами компании медицинских инноваций "Медин" разработали первый отечественный эмболизат.
Эмболизаты (эмбол в переводе с греческого — "клин", "затычка") — это полимеры, которые медики используют для заполнения патологических сосудов и предотвращения образования в них сгустков капиллярных патологических сосудов, которые при разрыве могут привести к внутреннему кровоизлиянию или даже инсульту.
Основными компонентами таких составов вступают тантал либо йод. Тантал — это тяжелый металл, его хорошо видно на рентгеновских снимках, однако он довольно токсичен. Кроме того, препарат на основе этого вещества как правило подходит только для эмболизации средних и крупных сосудов, тонкие сосуды с ним на экране монитора получаются слишком размытыми.
Эмболизаты с йодом считаются более безопасными. На основе этого химического элемента сибирские ученые и разработали свой материал для заполнения сосудов. Кстати, до сих пор на рынке существовало только два эмболизата — оба иностранного производства. Теперь у медиков появилась альтернатива. При этом, как рассказал научный сотрудник лаборатории фармакологических исследований НИОХ СО РАН, директор компании "Медина" Аркадий Брызгалов, в отличие от иностранных эмболизатов российская разработка не содержит лишних примесей.
"В нашем (препарате — ИФ) кроме полимера ничего нет, и даже свободного йода очень мало, он весь связанный", — цитирует слова ученого издание СО РАН "Наука в Сибири"
Полимер синтезировали специалисты лаборатории электрохимически активных соединений и материалов НИОХ СО РАН. Испытания материала проводились на минипигах в лаборатории экспериментальной хирургии и морфологии Института экспериментальной биологии и медицины НМИЦ.
"Эти животные были выбраны благодаря диаметру сосудов, близкому к человеческому", — уточняет "Наука в Сибири".
В некоторых случаях эмболизация является единственным вариантом для лечения поврежденных сосудов.
"У нас так устроена кровеносная система, что всегда есть обходные пути. Поэтому опасный сосуд можно перекрыть, кровь туда поступать не будет, а пойдет по другим сосудам. Так что эмболизация — один из самых удобных способов, так как у хирургов не всегда есть возможность провести операцию по удалению мальформаций. Они могут находиться в труднодоступных местах, быть очень маленького размера, или же у человека будут противопоказания к хирургическим вмешательствам", — пояснила старший научный сотрудник НИОХ СО РАН Инна Шундрина.
Кроме того, по ее словам, таким способом можно купировать раковые опухоли: для этого нужно заклеить сосуд, который снабжает опухоль кровью, а без питания ее рост и дальнейшее деление могут прекратиться.
При этом, как отметила ученый, успех процедуры зависит и от того, правильно ли был подобран эмболизат. Основными характеристиками таких препаратов является их вязкость и светимость.
"Если раствор очень вязкий, его невозможно продавить в тонкий сосуд, он не пройдет туда. И наоборот, очень жидкий будет размываться по всему кровотоку. К тому же из-за густоты он может не дойти до конечной точки, так как длина катетера достигает 180 см", — пояснила Шундрина.
Светимость же помогает хирургу видеть, как вещество проходит в сосуд и двигается по нему.
Как отмечает издание СО РАН, в скором времени ученые планируют завершить доклинические испытания эмболизата (на минипигах). После этого начнутся клинические исследования препарата на людях.
Работа выполняется по гранту Новосибирской области "Создание отечественных полимерных эмболизирующих составов, используемых в сосудистой хирургии".
Предполагается, что уже через год индустриальный партнер НИОХ приступит к выпуску эмболизатов.
Ранее ученые НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина разработали биопротез митрального клапана, предназначенный для транскатетерной доставки в сердце (то есть процедура не требует открытой операции).
По данным пресс-службы учреждения, каркас изделия выполнен из нитиноловой трубки. Он прочен и обладает памятью формы: при охлаждении его можно согнуть и доставить в сердце, а как только устройство достигает температуры тела — оно расправится и приобретет форму, заданную при изготовлении. Биологическая часть клапана шьется вручную из свиного перикарда (околосердечной сумки), консервированного с применением новейших антикальциевых соединений.
Изделие запатентовано и уже вышло на этап доклинических испытаний на животных.
По данным пресс-службы учреждения, летом 2023 года кардиохирурги Центра Мешалкина в рамках эксперимента провели первую успешную установку отечественного протеза митрального клапана гибридным способом овце. Впереди еще не менее 15 экспериментальных имплантаций животным, при успехе которых можно будет говорить о переходе к фазе клинических испытаний.
Тем временем, ученые Научно-исследовательского института (НИИ) Комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (КПССЗ, Кемерово) завершают первый этап испытаний биодеградируемых протезов тонких сосудов.
"Это биодеградируемые полимеры — крайне востребованная задача для сосудистой хирургии, потому что синтетического такого протеза нет, а этот протез крайне востребован для коронарной хирургии, для нейрохирургии. Мы сегодня прошли "доклинику", прошли исследования на крысах, на овцах, сегодня завершаем исследования в Курчатовском центре (Курчатовский комплекс медицинской приматологии НИЦ "Курчатовский институт" в Сочи — ИФ) на приматах", — рассказала директор института, академик РАН Ольга Барбараш.
Также специалисты института завершают работу над протезом, который можно имплантировать в ранее имплантированный, но утративший функциональность биопротез сердечного клапана по технологии "клапан в клапан".
"Сегодня этот протез практически готов к производству, мы передали его на регистрацию. (…) Считаем, что это основа для последующего развития проекта транскатетерного протезирования", — пояснила она.
На сайте НИИ КПССЗ сообщается, что речь идет о сосудистом протезе диаметром 3-3,5 мм. По данным портала, в ходе испытаний на приматах "будет определен оптимальный вид сосудистого протеза, обладающего нужными хирургическими свойствами, тромборезистентностью, долгосрочной проходимостью и устойчивостью к аневризмообразованию".