Interfax-Russia.ru - Кемеровские школьники станут участниками эксперимента по внедрению электронных учебников.
Кемеровским школьникам уже в нынешнем учебном году посчастливится лично протестировать электронные учебники, внедрить которые планируется в будущем во всех российских школах.
"Продвинутый" учебник
"Участвовать в эксперименте будут шестиклассники и семиклассники трех школ города Кемерово. 1 сентября, они, правда, начали заниматься по стандартным бумажным учебникам, поскольку электронные в школы пока не поступили, это произойдет не раньше второй четверти. Сейчас идет подготовка к эксперименту – необходимо отработать все технические детали и соответствующим образом подготовить и педагогов", - рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе департамента образования и науки Кемеровской области.
Инициатива внедрить электронные учебники в российские школы принадлежит президенту РФ Дмитрию Медведеву. По его распоряжению тестировать высокотехнологичные учебники в 2011-2012 гг. будут школьники сразу в нескольких регионах страны.
Электронную книгу, призванную заменить увесистую стопку учебников, которую сейчас вынужден носить в своем портфеле российский школьник, разработала госкорпорация "Роснано". Один из первых ее экземпляров в августе этого года глава корпорации Анатолий Чубайс лично продемонстрировал премьер-министру Владимиру Путину.
"Используется "электронная бумага", нет света, идущего сзади, как у обычного компьютера: то, что видят школьники, это просто отраженный свет, как на бумаге", - рассказал он премьеру, подчеркнув, что "ридер" создан не на кремниевой, а на пластиковой основе.
"Эта технология дает травмобезопасность, он легче, тут нет стекла даже на экране, и даже если школьники решат подраться друг с другом с помощью компьютера, он абсолютно травмобезопасен", - добавил Чубайс.
Он также заявил, что в нынешнем году "Роснано" направит в школы для "обкатки" около тысячи таких "планшетников".
"Если эксперимент удастся, а он займет год, и если Минобразования подтвердит, то мы выходим на очень крупную серию", - сказал Анатолий Чубайс.
Для массового производства электронных учебников в нашей стране действительно уже все готово. В декабре в Зеленограде начнется строительство завода по производству "ридеров" аналогичных тому, что презентовал накануне Анатолий Чубайс. Это совместный проект "Роснано" и британской Plastic Logic. Планируется, что в 2013-2014 году новая фабрика уже начнет производство и сможет выпускать сотни тысяч пластиковых электронных дисплеев в месяц.
Естественно, что разработанный специально для школьников "планшетник", как и любая новинка, сейчас вызывает большой интерес. Глава "Роснано", который ведет в интернете личный блог, уже ответил на некоторые вопросы любопытствующих относительно особенностей нестандартного "гаджета".
"Что собой представляет электронный учебник Plastic Logic? Это устройство с монохромным сенсорным экраном диагональю 10,7 дюйма. Изображение на экране формируется по технологии "электронной бумаги", которой управляет активная матрица из пластиковых транзисторов на полимерной подложке. Отсутствие кремния и стеклянной подложки позволяет сделать экран гибким и устойчивым к внешним воздействиям", - поясняет, в частности, Анатолий Чубайс.
"Сразу же сниму вопросы о том, что там пластиковое, а что нет: по технологии пластиковой электроники в устройстве сделан только экран. Но при дальнейшем совершенствовании технологии в будущем будет происходить постепенное замещение ряда других компонентов на пластиковые (вероятно, прежде всего - памяти)", - пишет он. Работать без подзарядки, как отмечает глава госкорпорации в своем посте, "ридер" может около недели.
"Планшетник", по его словам, можно будет использовать только для учебы. В него закачено такое программное обеспечение, которое просто не позволит школьнику установить никакие дополнительные программы, скачать фильмы, игры или музыку. Единственным контентом электронного "ридера" будут электронные версии учебников, одобренных министерством образования.
Пока стоимость такого электронного учебника около 12 тыс. рублей. Но, как утверждает Анатолий Чубайс, она ощутимо снизиться после того, как в Зеленограде выйдет на полную мощность серийное производство. По расчетам специалистов "Роснано", электронный учебник будет использоваться в среднем три года, и он сможет сэкономить за это время около 30% стоимости бумажных учебников.
Книга с загадками
Пока электронные учебники еще не оказались на партах, объективно судить о достоинствах и недостатках этой новинки невозможно. Сейчас, пожалуй, можно говорить лишь об очевидных их плюсах и минусах.
Во-первых, налицо, что называется, разница в весе. Кипа учебников и тетрадей, которую пока приходится носить школярам в своих ранцах, может весить несколько килограммов, в то время как вес "планшетника", разработанного "Роснано" – 475 грамм. Это самый явный, но далеко не единственный аргумент в пользу электронной новинки. "Электронному учебнику свойственна так называема интерактивность - дети смогут, во-первых, выполнять прямо на этом мини-компьютере различные тесты и задания, во-вторых, они смогут делать в тексте выделения, пометки, менять размер шрифта, выполнять поиск. Мало того, что это удобно, так это еще и будет интересно для них. Интерес со стороны учеников - это ведь тоже очень важное условие успешного образовательного процесса", - сообщил Interfax-Russia.ru завкафедрой информационных технологий в образовании Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования Олег Колпаков.
"Возможность использования дополнительных, по сравнению с печатным изданием, средств воздействия, в любом случае, ускорит освоение материала", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.
Между тем, некоторые особенности электронных учебников заставляют относиться к ним с настороженностью.
"То, что принято обозначать сейчас в качестве минусов электронных пособий, я бы назвал скорее, нерешенными вопросами. Есть вещи, которые сейчас вызывают вопросы. Но именно для того и проводится сначала эксперимент, чтобы все эти нюансы отработать. Например, есть опасения, что использование "ридеров" может оказывать негативное влияние на зрение. Во-первых, нужны исследования, которые покажут, какое время школьник может проводить за электронным учебником, а во-вторых, нужно отработать механизм контроля – как сделать так, чтобы дети этот лимит времени не превышали", - считает Олег Колпаков.
"Электронный учебник – это материальная ценность. Неясно сейчас и то, каким образом будет обеспечиваться его сохранность. Производитель утверждает, что ребенку будет сложно его испортить, сломать, и это хорошо. А если он его, к примеру, потеряет? В некоторых школах, где будет проводиться эксперимент, я знаю, рассматривают такой вариант, что дети будут оставлять учебники в школах. Но какой механизм будет в конечном итоге, неизвестно", - сказал Олег Колпаков.
Есть и другой вопрос – что будет с бумажными учебниками, если их вскоре полностью вытеснят электронные "ридеры"? Один из экспериментов по внедрению электронных учебников, который должен был стартовать в 2010 году в нескольких столичных школах, не удался, по утверждению организаторов, именно из-за протестов издателей и полиграфистов.
"В 2010 году мы сделали попытку опробовать электронные "ридеры" в четырех московских школах. Мы очень основательно готовили свой эксперимент: работа велась совместно с департаментом образования Москвы, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, педагогической общественностью. Но когда до его начала оставалось всего пара месяцев, в администрации города неожиданно дали задний ход. Мы убеждены, что одной из главных причин этого стало именно недовольство представителей книжного бизнеса, главным образом, полиграфистов. У них, очевидно, было очень сильное лобби", - рассказала Interfax-Russia.ru директор программы "Внедрение новой технологии чтения" фонда поддержки культурных и образовательных проектов "Русский глобус" Юлия Софронова.
А некоторые эксперты и вовсе не верят в то, что попытка внедрить электронные учебники может иметь какой-либо положительный результат.
"Нельзя забывать о том, что содержание определяет форму, а не наоборот. Необходимо уделять больше внимания содержанию учебников, а тому, в какой форме оно преподносится – вопрос второстепенный. Более того, попытки продвинуть эти учебники, которые предпринимает сейчас министерство образования, вряд ли вообще можно назвать экспериментом. Понятия научного эксперимента, многофакторного анализа сейчас вообще не существует как такового. Поэтому это лишь очередное "технократическое" стремление, в которых погрязло наше правительство", - заявил Interfax-Russia.ru эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.
По его словам, эксперимент с "ридерами" для школьников может оказаться не менее проблемным, чем попытка внедрения в России ЕГЭ.
Неоднозначное отношение к "продвинутым" учебникам, в общем-то, понятно. Любое новшество, каким бы необходимым или напротив бесполезным оно ни было, всегда имеет и противников, и сторонников. Остается надеяться, что время действительно расставит все по своим местам.
Обозреватель Вера Широкова