Сибирь / Точка зрения 6 июля 2012 г. 16:18

Особо опасное усыновление

Interfax-Russia.ru – Депутаты Кемеровской области запретили американцам усыновлять кузбасских детей. В Госдуме, между тем, считают, что этот закон может быть оспорен.

Областной закон, согласно которому граждане США не имеют права усыновлять детей на территории Кемеровской области, местные парламентарии приняли на сессии 5 июля.

Законом запрещается усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами Соединенных Штатов Америки и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории США, за исключением близких родственников (бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди и тети) при условии документального подтверждения родства.

"Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что в последнее время от населения стали поступать обращения, касающиеся нарушения прав ребенка и свидетельствующие о жестоком обращении с детьми. Лидером в нарушении прав детей и жестокого с ними обращения являются США", - заявила "Интерфакс-Сибирь" заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области Нина Зинкевич.

В этой стране, по ее словам, остро стоит проблема насилия в отношении усыновленных детей из России, а также отсутствия должного наказания для приемных родителей.

По данным совета, с 1990 года в иностранных семьях погибли трое детей из Кемеровской области, в том числе двое - в США.

Кроме того, в 2011 году стало известно еще об одном резонансном случае, связанном с усыновлением несовершеннолетней девочки из Кузбасса. Тогда выяснилось, что американский отец систематически насиловал свою приемную дочь.

В приемную семью Ксения попала в августе 2001 года. Ее забрала из новокузнецкого детского дома американка Марта-Аннета Бленфорд. Девочка была очень рада, что наконец-то у нее появилась семья, притом большая - к тому моменту у ее новой матери было уже четверо детей (один свой и трое приемных). Однако семейной идиллии почему-то не получилось: в 2009 году усыновившая Ксению женщина внезапно от нее отказалась. Так девочке довелось осиротеть дважды: сначала ее сдала в дом ребенка родная мать в России, а потом и приемная из США бросила на произвол судьбы.

Впрочем, после этого в американский детдом девочка не попала. Ее усыновила родная сестра Марты-Анетты - Мэри Бленфорд. Вроде бы здесь уже должен был быть "хэппи энд", но нет – в 2010 году выяснилось, что приемный отец девочки, муж ее третьей матери Майкл Гризмор систематически насилует Ксению. Девочка сама рассказала об этом школьному психологу. Руководство школы сразу обратилось в полицию. После этого Ксюшу поместили в закрытый центр для несовершеннолетних жертв насилия, а Гризмора арестовали. ДНК-тест подтвердил его причастность к изнасилованию приемной дочери.

Еще одна громкая история с участием усыновленного гражданкой США мальчика из Приморья произошла в 2010 году: американка Тори Хансон отправила своего приемного ребенка из России обратно на родину, "чтобы не разрушать свою жизнь". Семилетний Артем Савельев возвращался из США совершенно один. В аэропорту мальчика встретил мужчина по некоторым данным, это был знакомый приемной бабушки Артема. Из Домодедова он повез его не домой, а… в министерство образования и науки РФ. После чего загадочный сопровождающий ретировался, а ребенка увезли в ближайшее ОВД. Там при "выяснении личности" открылись удивительные подробности. Сопроводительная записка, которую нашли у Артема, шокировала своим содержанием: "Тем, кого это может касаться: я сделала ошибку, я была введена в заблуждение. Чтобы не разрушать свою жизнь, жизнь моих друзей, моих близких, я возвращаю ребенка и отказываюсь от усыновления".

Как выяснилось, за свою пока еще короткую жизнь мальчик стал сиротой уже дважды. Ранее он был воспитанником детского дома в приморском городе Партизанске.

"Артем родился в Лесозаводске в неполной семье", - сообщила агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель органов опеки Лесозаводска. Она также добавила, что "мать Артема злоупотребляла алкоголем".

"Из Лесозаводска она переехала в Партизанск, где и была лишена родительских прав. Ребенок был помещен в один из местных детских домов. Потом его усыновила американская семья", - рассказала собеседница агентства.

В отличие от Ксении, Артем от рук приемных родителей не пострадал.

К сожалению, другим российским сиротам, попавшим в американские семьи, повезло меньше. Вспомнить хотя бы историю семилетнего Вани Скоробогатова из Челябинской области, скончавшегося в августе 2009 года от черепно-мозговой травмы. Тогда усыновители – супружеская чета Крейверов – заявили, что ребенок получил травму, ударившись о камин. Но медицинское освидетельствование показало: на теле Вани более 80 ушибов, из них 20 – на голове. Кроме того, приемный ребенок из России был истощен, как если бы хронически голодал. В ноябре 2011 года приемных родителей признали виновными в непредумышленном убийстве. За смерть российского ребенка они получили всего по 16 месяцев тюрьмы.

В 2008 году в США погиб полуторагодовалый Дима Яковлев. Приемный отец мальчика Майлс Харрисон оставил его закрытым в машине на девять часов при 50-градусной жаре, и мальчик задохнулся. Американский суд оправдал Харрисона, которого обвиняли в непредумышленном убийстве.

Также по вине приемных родителей в 2005 году в США погиб Илья Коргинцев, правда, об этом стало известно лишь в 2011 году. Мальчику был всего год и восемь месяцев.

В умышленном убийстве обвинялся приемный американский отец малыша Брайан Дикстра. Однако его освободили под залог в $15 тыс., и он ни дня не пробыл в изоляции.

"Все пять лет расследования и суда приемный отец ссылался на некие заболевания малыша, которые и привели к его гибели от удара по голове", - рассказывает уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. А 3 ноября 2011 года 35-летнего Брайана Дикстра вообще оправдал суд округа Джонсон штата Айова.

Летом 2011 года после серии скандалов, связанных с гибелью российских детей, между Россией и США было подписано соглашение, обязывающее американскую сторону отчитываться за усыновленного ребенка. Данное соглашение предусматривает, что ребенок может быть передан на усыновление в иностранное государство (в частности, в США) только в том случае, если для него не нашлись приемные родители в России.

Как считает спикер Совета депутатов Кемеровской области Николай Шатилов, возможно, именно "кузбасский" закон и сдвинул дело с мертвой точки. Он напомнил, что у регионального парламента уже есть опыт принятия законов, задающих вектор развития федерального законодательства.

"У нас есть опыт подобных законодательных инициатив, в частности, с законом о "тихом часе". Мы не должны допустить, чтобы кузбасские дети попадали в такие опасные сложные ситуации, подвергались жестокому обращению, издевательствам и насилию", - сказал Шатилов.

Принятие данного закона, по мнению депутатов, позволит защитить интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Между тем, против "кузбасского" закона об усыновлении высказалась глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина (фракция "Справедливая Россия").

"Принятие такого закона ограничивает конституционное право ребенка на семью. Это противоречит Конституции РФ", - сказала "Интерфаксу" Мизулина.

По ее словам, принятие такого закона может быть понятно только в том случае, если в Кемеровской области нет детских домов и количество россиян, желающих усыновить детей в этом регионе, настолько велико, что как только дети становятся сиротами, тут же передаются в семью.

"Но возникает вопрос, а что на территории Кемеровской области нет детских домов? Каким бы хорошим не был детский дом, воспитание в семье предпочтительнее, и это признают в правительстве. Мы не можем отказать ребенку в праве жить в семье иностранного гражданина, если в России не нашлось для него усыновителей", - подчеркнула глава комитета.

По мнению Мизулиной, закон, принятый Советом народных депутатов Кемеровской области, вообще может быть оспорен и отменен.

Обозреватель Наталья Пономарева