Interfax-Russia.ru – Суд в Кемерово приступил к рассмотрению дела о пожаре в "Зимней вишне". Обвинение считает бывшее руководство ТРЦ организованной преступной группой.
О завершении расследования одного из уголовных дел о пожаре в кемеровском торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня", жертвами которого стали 60 человек, Следственный комитет России отчитался в первую годовщину трагедии.
По делу проходят семь человек: гендиректор ООО "Зимняя вишня" Надежда Судденок, руководитель компании "Системный интегратор" Игорь Полозиненко, сотрудник той же компании - инженер противопожарной системы, по образованию повар Александр Никитин, сотрудник частного охранного предприятия Сергей Антюшин, начальник караула пожарно-спасательной части N2 Сергей Генин; технический директор ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" (компания - собственник ТРЦ) Георгий Соболев, генеральный директор комбината Юлия Богданова.
Богдановой, Соболеву, Судденок вменяется оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть, а также нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть (ч.3 ст.238, ч.3 ст.219 УК РФ); Полозиненко и Никитин также обвиняются по ч.3 ст.219 УК РФ; Антюшин - по ч.3 ст.238 УК РФ, а Генин - по ч.3 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая смерть двух и более лиц).
Как полагает следствие, пожар возник в результате замыкания электропроводки на четвертом этаже торгового центра.
Всего по делу о пожаре расследовались три уголовных дела, фигурантами которых являются 15 человек, в том числе экс-начальник главка МЧС по Кузбассу Александр Мамонтов, экс-глава кемеровского стройнадзора Танзиля Комкова, а также задержанный в Польше бывший футболист и руководитель "Кемеровского кондитерского комбината", на базе которого был построен сгоревший ТРЦ, Вячеслав Вишневский.
В апреле Генпрокуратура России утвердила обвинительное заключение по первому уголовному делу и направила его в Заводский районный суд Кемерово для рассмотрения по существу.
Первое судебное заседание по делу о пожаре в торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня" состоялось 16 мая. Выездное заседание проходило в помещении суда Ленинского района, так как у Заводского районного суда нет подходящего зала, способного вместить всех участников и слушателей дела.
Представитель прокуратуры, оглашая обвинение, заявил, что технический директор ТРЦ Георгий Соболев и управляющая центром Надежда Судденок вступили в преступную группу, согласившись на предложения о работе со стороны экс-гендиректора компании-собственника ТРЦ "Зимняя вишня" Юлии Богдановой.
"Богданова как организатор преступной группы распределила обязанности между Судденок и Соболевым, приняв их на руководящие должности. В ее обязанности входило распределение средств в виде зарплаты. Судденок и Соболев должны был игнорировать и скрывать нарушения пожарной безопасности", – утверждал прокурор.
Обвинение также отметило признаки ОПГ: сплоченность группы, наличие руководителя, планирование преступления, распределение ролей, существование группы за счет распределение незаконной прибыли.
"Для придания видимой законности своей деятельности с Судденок и Соболевым были заключены трудовые договора. Для получения прибыли и придания видимости законности деятельности, был заключен договор с компанией "Системный интегратор", которая должна была оказывать консультации по пожарной сигнализации, проводить ее текущий и аварийный ремонт", – пояснил представитель прокуратуры.
Он добавил, что члены ОПГ знали о нарушениях и продолжали оказывать услуги, скрыли от потребителей сведения, что здание не соответствует требованиям безопасности, организовали рекламные кампании по привлечению посетителей.
Что касается других фигурантов дела, то прокурор обвинил охранника "Зимней вишни" и командира пожарных в массовой гибели людей на пожаре. По его словам, охранник Сергей Антюшин во время пожара отключил сигнализацию, и его действия и бездействие привели к гибели людей.
По данным стороны обвинения, Антюшин, находясь на рабочем месте и зная об алгоритмах работы системы пожаротушения, увидел, что сработали пожарные датчики на четвертом этаже здания. Увидев через видеокамеры задымление на этаже и зная о возгорании, "Антюшин отключил индикацию датчика и не запустил ее в ручном режиме". Это замедлило эвакуацию. Кроме того, сообщил представитель обвинения, Антюшин "не обеспечивал эвакуацию посетителей и персонала, зная о закрытых дверях эвакуационных выходов". Также он не вышел встречать пожарных и не отправил спасателей к месту большого скопления людей, зная о их местонахождении.
В результате действий и бездействия Антюшина был причинен моральный и материальный ущерб, а также погибли люди, подчеркнул гособвинитель.
В то же время начальник пожарного караула Сергей Генин, по версии обвинения, знал, что в здании могло находиться более 2 тыс. 500 человек. Их необходимо было вывести из здания кратчайшими путями. Генин получил от очевидца сведения о коротком пути к зрителям в зале кинотеатра, но направил свое звено к дальнему пути. Пробраться к залу они не смогли и только после пошли по пути, предложенному ранее очевидцем.
"Продолжая проявлять небрежность, Генин обнаружил потерпевшего Трусова рядом с эвакуационным выходом. (...) Он безвозвратно потерял время для спасения людей, в том числе детей, находившихся в зале. (...) В результате чего наступила смерть 37 человек", - сказал гособвинитель, отметив, что Генин, спасая потерпевшего, не передал информацию о находящихся в зале детях, которую получил от очевидца.
Между тем четверо из семи фигурантов дела о пожаре в ТРЦ "Зимняя вишня" в ходе первого судебного заседания отказались признавать вину в инкриминируемых им преступлениях. В частности, отрицательно ответили на вопрос судьи о согласии с предъявленным обвинением Никитин и Полозиненко, Генин и Антюшин. Богданова заявила, что не готова выразить свое отношение к предъявленным обвинениям, а Судденок частично признала нарушение правил пожарной безопасности. Соболев заявил, что не понял, в чем его конкретно обвиняют и не согласен с тем, что действовал в составе преступной группы. Отношение к обвинению и своей вине он сформулировать не смог, попросив озвучить ее позже.
На следующем заседании, которое состоится 22 мая, показания будут давать потерпевшие из числа тех, чьи родственники погибли на пожаре в ТРЦ.
При этом детям, которые также являются потерпевшими по делу, суд предложил участвовать в слушаниях, только когда это необходимо для дачи показаний, чтобы избежать стресса от воспоминаний о трагических событиях.
Всего за время процесса участникам судебного процесса предстоит допросить около 600 человек: экспертов, потерпевших, подсудимых и их адвокатов.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax–Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"