Сибирь / Точка зрения 18 апреля 2011 г. 13:31

Огненный бунт

Interfax-Russia.ru - Взбунтовавшиеся заключенные сожгли колонию в Краснокаменске (Забайкальский край).

Заключенные исправительной колонии, расположенной в городе Краснокаменске (Забайкальский край), в ночь на 17 апреля устроили акцию протеста. Бунтуя против действий тюремного начальства, они практически дотла сожги несколько знаний на территории исправительного учреждения.

Пожар начался около 3 часов ночи: более 20 заключенных вышли из бараков, сломали ограждения и принялись поджигать все подряд. По данным Следственного управления СК по Забайкальскому краю, они использовали заранее приготовленные факелы и воспламеняющуюся жидкость. При этом они не только поджигали, но и крушили металлическими трубами и ломами все, что попадалось под руку.

"Этой группой также были уничтожены и повреждены внутренние ограждения колонии, взломан и подожжен штрафной изолятор, разграблен магазин колонии, уничтожены библиотека и клуб учреждения. Предпринимались попытки поджога пекарни, однако осужденные, работающие в ней, отстояли помещение. Преступники пытались сломать котлы, в которых готовится пища, изрубили столовый инвентарь", - сообщает прокуратура Краснокаменского района.

В итоге выгорели все жилые корпуса колонии, несколько хозяйственных и административных зданий. Ситуацию усугубил сильный порывистый ветер и сухая погода. Пожарным удалось отстоять столовую, дежурную и медицинскую часть колонии, производственные помещения, а также ШИЗО. Сгоревшие здания уже начали восстанавливать.

Человеческих жертв, к счастью, удалось избежать. Заключенных во время пожара выстроили на плацу под охраной, а потом разместили на ночлег в уцелевших помещениях и палатках. В общей сложности в этой колонии отбывают наказание около 1,1 тыс. осужденных. Большинство из их - примерно 700 человек - теперь придется на время перевести в другие тюрьмы. Их уже этапируют - преимущественно в Читу.

По факту беспорядков возбуждено уголовное дело по ч.1, ч.2 ст.212 УК РФ (организация массовых беспорядков и участие в них). Следователям уже удалось установить всех 25 участников бунта. Теперь им грозит до 10 лет лишения свободы.

"К настоящему времени установлены и изолированы все организаторы поджога и осужденные, оказавшие им активное содействие в его совершении. Органы следствия под контролем прокуратуры расследуют уголовное дело", - говорится в сообщении на сайте Генпрокуратуры РФ.

По предварительной оценке ведомства, заключенные организовали поджог, чтобы "дезорганизовать деятельность администрации исправительного учреждения по обеспечению неукоснительного режима отбывания уголовного наказания". Проще говоря, осужденные, скорее всего, таким образом выражали свой протест против действий тюремной администрации. Каких именно – пока неизвестно. Оценивать работу сотрудников забайкальской ФСИН теперь будет специально созданная комиссия. Провести проверку распорядился глава Федеральной службы исполнения наказаний РФ Александр Реймер, который незамедлительно выехал в Краснокаменск.

"Александр Реймер поставил задачу представителю управления кадров ФСИН провести служебную проверку по данному инциденту, в ходе которой дать оценку действиям сотрудников уголовно-исполнительной системы", - сказал "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Александр Кромин.

Между тем правозащитники уже сейчас заявляют, что заключенные отважились на столь отчаянные действия из-за произвола администрации.

"Разом вспыхнувший пожар во всех спальных помещениях, отделенных друг от друга локальными участками - это шаг отчаяния большинства осужденных, не имеющих других способов обратить внимание на свое бедственное положение общественности и надзорных органов ", - заявил, в частности, руководитель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.

Он предположил, что причиной бунта в колонии могло стать появление там некоего "особого" отряда.

"Якобы в колонии есть отряд, где руками лояльных зеков "ломают" тех непокорных, кто отказывался сотрудничать с администрацией. Попасть в этот отряд опасались многие, так как выйти оттуда они могли уже в статусе изгоя", - пояснил правозащитник.

По его словам, проверить эту информацию официальным путем правозащитники не могли, поскольку "УФСИН - самая закрытая и непрозрачная структура в крае". С начала 2011 года, по утверждению правозащитников, от заключенных разных тюрем Забайкалья и их родственников поступают жалобы на "бесчинства персонала и тюремного спецназа", но насколько они достоверны, никто не знает.

В Забайкальском правозащитном центре заявляют, что руководство тюрем отказалось от любых контактов с общественностью еще в 2005 году, когда в Краснокаменскую колонию этапировали известного российского предпринимателя, бывшего владельца нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, который отбыл в этой колонии часть своего срока.

В свою очередь в прокуратуре уверены, что по факту беспорядков необходимо провести тщательное расследование.

"В 2010 и 2011 гг. они (заключенные - ИФ) уже предпринимали подобные попытки в виде применения насилия к некоторым осужденным и персоналу, объявления голодовки и членовредительства. По всем фактам прокуратура проводила тщательные проверки, виновные привлекались к ответственности. Также принимались меры прокурорского реагирования в целях устранения нарушений законодательства в деятельности должностных лиц исправительной колонии", - говорится в сообщении на сайте Генпрокуратуры России.

Между тем, Виталий Черкасов предполагает, что обстановка в забайкальских тюрьмах накалилась после того, как главой краевого УФСИН назначили Владимира Никитеева, который пытается изменить порядки, сложившиеся в колониях за много лет. Сейчас правозащитники настаивают на том, чтобы в расследовании инцидента в Краснокаменской колонии наряду с правоохранителями участвовала и общественность.

"Директор Забайкальского правозащитного центра Черкасов сомневается в объективности прокуроров и следователей, которым поручено выявить причины бунта осужденных в этой колонии", - говорится в сообщении, распространенном пресс-службой Забайкальского правозащитного центра.

Правозащитники опасаются, что следствие может пойти по легкому пути – выявят и привлекут к ответственности только устроивших бунт заключенных, а виновато или нет руководство УФСИН, никто разбираться не будет.

Обозреватель Вера Широкова