Interfax-Russia.ru — Томский госуниверситет обучит более 100 преподавателей вузов для переподготовки кадров в сфере ИИ.
Томский государственный университет (ТГУ) запустил программу повышения квалификации преподавателей вузов по профилю "Искусственный интеллект" (ИИ). Обучение осуществляется в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" и при поддержке национальной программы "Цифровая экономика".
"Обучение включает вариативные модули, в частности, "Введение в интеллектуальный анализ данных", "Статистические методы машинного обучения", "Нейронные сети", "Глубинное обучение", "Высокопроизводительная обработка больших данных", "Разработка заданий в цифровой образовательной среде" и другие. При этом главный фокус программы сделан на адаптацию математики под развитие инструментов ИИ, в создании которых математика играет основополагающую роль", — сообщила один из менеджеров программы, доцент кафедры прикладной математики Института прикладной математики и компьютерных наук (ИПМКН) ТГУ Анна Морозова.
Программа, разработанная специалистами ИПМКН ТГУ совместно с коллегами из Института дистанционного образования (ИДО), рассчитана на четыре года. Обучение по ней пройдут 108 преподавателей из пяти российских вузов: Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) им. Т.Ф. Горбачева, Красноярского государственного медицинского университета (КрасГМУ) им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) имени М.В. Ломоносова, Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) им. Х.М. Бербекова и Тольяттинского государственного университета (ТГУ) (все они являются сетевыми партнерами большого проекта, главным исполнителем которого выступает Томский госуниверситет — ИФ). Каждый участник проекта может выбрать одно из двух направлений — "Искусственный интеллект" или "Цифровая педагогика".
Параллельно повышению уровня квалификации преподавателей ученые ТГУ вместе с коллегами из Тольятти работают над созданием новой программы бакалавриата по профилю ИИ, которая будет запущена на базе Тольяттинского госуниверситета.
Ранее вместе с сетевыми партнерами ТГУ создал четыре магистерские программы, на которые уже проведен первый набор и ведется обучение, и одна программа бакалавриата совместно с КузГТУ. В настоящее время она проходит экспертизу в Минобрнауки РФ.
Ожидается, что к 2024 году количество студентов, поступивших в университеты-партнеры ТГУ на новые программы магистратуры по направлению ИИ, составит 600 человек, на программы бакалавриата — 300 человек.
"Технологии искусственного интеллекта позволяют, с одной стороны, значительно ускорить техническое решение многих задач, с другой — помогают делать это с большей эффективностью", — отметил в свою очередь директор Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ Александр Замятин.
По его словам, в настоящее время спрос на специалистов в сфере ИИ очень высок во всем мире.
"Для России этот вопрос особенно актуален, поэтому подготовка профессионалов, способных не только использовать технологии искусственного интеллекта, но и создавать новые инструменты и сервисы с использованием ИИ, входит в число государственных приоритетов", — подчеркнул руководитель ИПМКН ТГУ.
По оценкам экспертов, экономике РФ в ближайшей и среднесрочной перспективе нужно около 40 тыс. айтишников этого профиля. Именно они должны сыграть особую роль в развитии отечественного военно-промышленного комплекса (ВПК), здравоохранения, образования и других критически важных направлений.
Также Томский госуниверситет совместно с Московским государственным университетом геодезии и картографии (МИИГАиК) сейчас апробируют новую сетевую магистерскую программу для подготовки IT-специалистов в интересах Росреестра. Занятия стартовали в марте. По информации ТГУ, выпускники этой программы будут создавать новые геосервисы и ГИС-технологии для повышения эффективности государственного мониторинга земель, контроля за землеустройством и других видов деятельности, основанных на работе с пространственными данными.
"Использование IT-технологий позволяет вывести на новый уровень работу геодезическими, картографическими и другими пространственными данными, используемыми Росреестром. Специалистов, способных не просто эксплуатировать, но и создавать новые сервисы профильной направленности с учетом особенностей работы Росреестра, очень не хватает, поэтому было принято решение о разработке и запуске специальной магистерской программы "Использование открытого программного обеспечения при разработке геосервисов", — пояснил Александр Замятин.
Основная часть занятий проходит на базе МИИГАиК, в ТГУ же магистранты — сотрудники центрального аппарата Росреестра и его региональных подразделений (более 70 человек) — осваивают разработку программного обеспечения и скриптовые языки, интеллектуальный анализ данных, IT для имитационного моделирования, анализ данных и социальных медиа и другие дисциплины.
"Как отмечают разработчики магистерской программы, объединение усилий двух университетов позволяет каждому из вузов сконцентрироваться на образовательных компонентах, в которых каждый вуз особенно силен, поскольку в одиночку запустить подобную программу — более трудоемкий, долгий и ресурсоемкий процесс", — говорится в сообщении ТГУ.
Вместе с тем, в декабре прошлого года Томский государственный университет обновил и запустил в тестовом режиме образовательные программы для подготовки IT-специалистов вместе с Московским физико-техническим институтом (МФТИ).
"Физтех работал над программами магистратуры и бакалавриата по направлению "Информатика и вычислительная техника", Томский госуниверситет — по направлению "Прикладная информатика". В апробации участвуют более 900 студентов бакалавриата и магистратуры", — уточнили в пресс-службе ТГУ.
Как рассказала Анна Морозова, программы с обновленным содержанием выполнены в виде цифровых образовательных продуктов.
"Это позволит распространить опыт ТГУ и МФТИ на другие университеты России, где ведут подготовку айтишников по схожим направлениям", — сказала доцент.
В ТГУ отмечают, что в настоящее время в рамках проекта "Кадры для цифровой экономики" (входит в нацпрограмму "Цифровая экономика") проводится модернизация и других российских образовательных программ.