Interfax-Russia.ru – Самолет Ил-76 МЧС РФ разбился в Иркутской области о сопку, которую экипаж не заметил из-за сильного задымления.
Эксперты международного авиационного комитета (МАК) закончили расшифровку речевых самописцев Ил-76 МЧС России, разбившегося 1 июля в Иркутской области. Оказалось, что экипаж не ожидал столкновения с землей. Судя по записи "черных ящиков", спасители до последнего момента вели спокойную, размеренную беседу, ни о каких отказах техники не говорили.
"Криков и обычных в таких случаях эмоций пленка "черного ящика" не зафиксировала. Столкновение с землей произошло внезапно, пилоты до последней секунды не подозревали о скорой гибели", - рассказал представитель МАК "Вести.ру" (ВГТРК).
Как предположил специалист, скорее всего, из-за сильного задымления пилоты просто не заметили приближение сопки, которую самолет, очевидно, и задел.
В тоже время, как в свою очередь сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом расследования авиакатастрофы, помимо сложных метеоусловий причиной трагедии в какой-то степени мог стать и человеческий фактор.
"Предварительно, рассматривается версия о том, что пилоты допустили снижение до чрезмерно низких высот для того, чтобы напрямую с большей эффективностью воздействовать на очаги лесных пожаров. Однако полет проходил вне трасс, в местности со сложным географическим рельефом, в условиях сильного задымления и практически полного отсутствия видимости. Совокупность этих факторов могла привести к катастрофе", - сказал собеседник агентства.
При этом он сообщил, что пилоты до последнего пытались выйти из опасной ситуации и спасти воздушное судно.
"Тем не менее, несмотря на попытки экипажа до последних минут полета удержать воздушное судно в воздухе, установить визуальный контакт с местностью для того, чтобы определить рельеф и точное местоположение воздушного судна, из-за сильнейшего задымления, скорее всего, пилотам не удалось", - сказал источник.
Запись последнего разговора диспетчера с экипажем разбившегося самолета Ил-76 уже успела просочиться в интернет: командир самолета доложил, что собирается сбросить на огонь воду с предельно низкой высоты - 50 метров. После этого экипаж на связь больше не выходил.
По факту авиакатастрофы Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте (ВСУНТ) СКР возбудило уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Изначально в качестве основных версий произошедшего специалисты рассматривали техническую неисправность воздушного судна и ошибку пилотирования.
"Следственной группой завершен осмотр места происшествия – небольшого участка общей площадью около 7 тыс. кв. м, расположенного на склоне сопки в труднопроходимой лесистой местности. Установлено, что самолет практически полностью разрушился вследствие контакта с деревьями, удара о землю и последующего возгорания", - сообщила пресс-служба ведомства.
В рамках расследования уголовного дела следователи изъяли в аэропорту Иркутска всю необходимую документацию по техническому обслуживанию Ил-76 перед вылетом и по медицинскому предполетному осмотру членов экипажа самолета, магнитные носители с записями их переговоров с диспетчерами и с показателями радиолокационного контроля движения воздушного судна.
Также специалисты допросили лиц, причастных к заправке авиасудна, сотрудников регионального филиала Росавиации и диспетчеров, осуществлявших контроль за организацией воздушного движения.
"Следствием изымается документация о прохождении технического осмотра и капитального ремонта самолета Ил-76, проводятся допросы руководства и сотрудников Аварийно-спасательной компании МЧС России, которой принадлежит воздушное судно, лиц, причастных к организации его полета 1 июля, сотрудников аэродрома "Раменское", осуществлявших техническое обслуживание воздушного судна до его участия в операции по ликвидации лесных пожаров в Иркутской области", - добавили в Восточно-Сибирском следственном управлении на транспорте СКР.
Также работу на месте авиакатастрофы завершила и основная группировка МЧС РФ, прибывшая в Иркутскую область из Москвы.
"Мы выполнили все основные мероприятия на месте крушения. В настоящее время организован вывод группировки, состоящей из спасателей отряда "Центроспас" и Центра "Лидер" МЧС России", - сказал глава ведомства Владимир Пучков.
Все эти специалисты прибыли в Иркутскую область из Москвы и были задействованы как в поиске самолета, так и в работах на месте его крушения.
"После вывода сил центрального подчинения на месте будут работать спасатели Сибирского поисково-спасательного отряда и ГУ МЧС по Иркутской области", - уточнил в свою очередь начальник Сибирского регионального центра МЧС России Сергей Диденко.
Сибирские спасатели, оставшиеся работать в районе ЧП, на месте крушения Ил-76 установят памятный крест.
"На девять дней (с момента гибели пилотов - ИФ) мы поставим в зоне катастрофы памятный крест", - сказал Владимир Пучков.
Прощание с экипажем Ил-76 состоялось 5 июля в аэропорту Иркутска, в ближайшее время тела доставят в столицу.
"С родственниками погибших говорит губернатор Московской области, решаются вопросы по местам захоронений. Самое дальнее место - Волгоград. Все остальные девять будут захоронены в Москве", - сказал директор Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Виктор Яцуценко.
По линии МЧС России родственники погибших в авиакатастрофе получат по 1 млн рублей. Еще 1,7 млн рублей им выплатит страхования компания, в которой спасатели были застрахованы. Также семьи погибших получат по 1 млн рублей от правительства Подмосковья, где проживала большая часть авиаторов, а также Фонда социального страхования (ФСС).
"После проведения процедуры опознания и предоставления пакета документов, всем лицам, имеющим право на страховое обеспечение в связи с гибелью застрахованных членов экипажа, будут назначены единовременные страховые выплаты в размере 1 млн рублей и ежемесячные выплаты, размер которых определяется исходя из среднего заработка погибшего", - сообщила пресс-служба фонда.
Как сообщалось, самолет Ил-76 МЧС России разбился утром 1 июля во время тушения пожара в Качугском районе Иркутской области. На месте крушения спасатели обнаружили останки десяти членов экипажа и два бортовых самописца (так называемых "черных ящика"). Сам самолет был практически полностью разрушен.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook