Сибирь / Точка зрения 16 апреля 2009 г. 17:38

Не отвечайте - вас обманывают

Interfax-Russia.ru - Телефонных мошенников все больше, и поймать их все труднее.

Более 10 млн российских пользователей мобильной связи становились жертвами мошенников. Такие оценки приводятся в результатах исследования одного из крупнейших в СНГ оператора мобильной связи ОАО "Вымпелком". Эксперты "Интерфакс-Телеком", между тем отмечают, что в действительности число граждан, обманутых с помощью мобильного телефона, значительно выше.

Так, заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ Сергей Ениколопов подчеркивает, что "полученная цифра, безусловно, меньше (реальной - ИФ). По очень простой причине: по складу своей психологии большая часть людей, которых обманывают, - это люди, которые отрицают и подавляют свой проигрыш. Они не сотрудничают с правоохранительными органами, отказываются говорить, что оказались жертвами мошенников, потому что для них так удобнее".

Эксперты рынка мобильных услуг называют несколько наиболее распространенных схем телефонного мошенничества: sms-сообщение с просьбой перечислить на указанный телефон некоторую сумму денег для пополнения счета, "лжемобильные лотереи", которые якобы проводят радиостанции, телефонные звонки, совершаемые якобы от имени оператора связи. Самыми сложными для раскрытия преступлениями специалисты называют "случаи с родственниками": когда преступники представляются родственником, его другом или сослуживцем и сообщают, что с ним случилась беда. Далее звонящий говорит о необходимости собрать энную сумму денег для урегулирования ситуации. Представители правоохранительных органов отмечают, что, как правило, в таких случаях речь идет о 100-500 тыс. рублей. Но кто-то довольствуется и гораздо меньшими суммами, выманивая у людей буквально все до копейки.

Недавно обозреватель Interfax-Russia тоже стала невольным соучастником мошеннических действий. Безусловно, как пострадавшая сторона. Моим пожилым родителям позвонил якобы их старший сын, и сказал, что, будучи нетрезвым, подрался и попал в милицию. Ну и далее - по вышеуказанной схеме. Расстроенные родители унесли из дома буквально всю наличность, заподозрить неладное их не заставил ни регулярный просмотр телепередач про криминальные происшествия, ни то, что их теперь уже взрослый сын даже в юности не встревал в драки, а уж представить его пьяным поутру и вовсе было невозможно. Перезвонить мне или "ему самому", мошенник запретил.

Уже потом в райотделе милиции отец увидел, что он не одинок: только у одного следователя было около 15 подобных заявлений.

Остается открытым вопрос, как же личные данные абонентов становятся доступны мошенникам?

"Утечка персональных данных абонентов исключена!" - сказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь Барнаульского филиала ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") Яна Малышева. Представитель компании говорит, что так как "большинство абонентов Алтайского края являются абонентами "Билайн", то просто по теории вероятности абоненты превалирующего оператора могли бы чаще попадать в сложные ситуации. Мошенники не разбирают, в какой компании обслуживается человек. Они действуют простыми переборами нумерации, зачастую предпринимая мошеннические действия в отношении абонентов из других регионов страны".

Маркетинговые исследования показывают, что около 78% абонентов российских сотовых операторов знают о проблеме мобильного мошенничества. При этом 40% опрошенных считают, что вести борьбу с такими преступлениями должны операторы связи, 36% - правоохранительные органы, 21% - государство, 13% - сами пользователи услуг связи.

"Уже больше года в "Билайн" существует программа "мобильная грамотность", в рамках которой проводились экспертные советы по озвученной проблематике, и были выпущены рекомендации для абонентов, сотовых операторов, правоохранительных органов и СМИ, - сказал Interfax-Russia.ru директор объединенного Барнаульского филиала ОАО "ВымпелКом" Андрей Семенов. - Кроме того, мы всегда предельно быстро реагируем на обращения абонентов о случаях мошенничества, представленные к нам по запросу правоохранительных органов. Технически мы, как оператор, имеем возможность отслеживать номера мошенников, но делать это мы можем только по представлению органов милиции или прокуратуры. По закону мы не можем заниматься расследованиями. Но мы можем помогать в этом компетентным органам, когда у них есть заявление от пострадавшего".

Но если операторы занимаются в основном пропагандой безопасного мобильного общения, то у правоохранительных органов есть уже результаты работы. В конце марта первый заместитель начальника УВД по Томской области, начальник криминальной милиции Андрей Ларионов на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Томске сообщил, что в настоящее время расследуется около ста фактов телефонных мошенничеств.

"Всего сейчас расследуется около ста преступлений, а заявленных еще больше", - сказал он. Ларионов напомнил, что значительный рост числа телефонных мошенничеств в Томской области был отмечен в конце 2008 года. Томские милиционеры задержали три группы телефонных мошенников, действовавших не только на территории области, но и других сибирских регионов.

Четыре года строго режима получил в Новосибирской области мошенник, который, сидя в колонии, вымогал по телефону деньги у пенсионеров. Он обманул пожилых людей на 79 тыс. рублей. Только один из потерпевших, после передачи 14 тыс. рублей, заподозрив, что его обманули, позвонил сыну. Услышав, что сын не совершал правонарушение и не просил денег, он догнал на личном автомобиле подельника, который по просьбе преступника взял деньги, и силой забрал свои сбережения обратно. Тимофеев свою вину в совершении преступления не признал и обжаловал приговор в кассационном порядке. Однако приговор кассация оставила без изменений, и он вступил в законную силу.

Еще один телефонный мошенник из этой же области был осужден на 7 лет лишения свободы. Этот 24-летний ранее судимый парень похитил у 49 граждан в общей сложности 1 млн 389 тыс. рублей. Сумма ущерба в разных случаях составляла от 7 тыс. до 108 тыс. рублей. Потерпевшими в основном являлись женщины пожилого возраста. Суд установил, что подсудимый действовал в сговоре с неустановленным заключенным исправительной колонии N3 в Новосибирске, который, находясь на ее территории и используя мобильный телефон, звонил незнакомым гражданам, выдавал себя за их родственника. Он сообщал ложные сведения о произошедшем ДТП и просил передать определенную сумму денег, необходимую для решения возникших в связи с этим проблем… Осужденный обжаловал приговор, считая назначенное наказание слишком суровым. Но кассационный суд оставил меру наказания без изменений.

Телефонные мошенники были также выявлены и задержаны в городе Юрга Кемеровской области, в Бийске и Барнауле Алтайского края… Но представители правоохранительных органов отмечают, что для выявления и доведения до суда такого рода мошенников как правило не хватает доказательной базы. Эксперты также отмечают, что зачастую мобильным мошенничеством занимаются отбывающие наказание заключенные, у которых есть несколько сообщников на воле.

Каким образом у зэков оказываются запрещенные в колониях сотовые телефоны, остается загадкой, такое же загадкой, как и то, как мошенники угадывают сотовые номера доверчивых россиян, которых так легко обмануть…

Обозреватель Алла Боброва