Interfax-Russia.ru - Суд оставил в силе приговор, вынесенный ранее дочери экс-главы иркутского облизбиркома Анне Шавенковой, по вине которой одна девушка погибла, а другая стала инвалидом.
Иркутский областной суд отказался пересматривать приговор, вынесенный в марте 2011 года Анне Шавенковой – дочери экс-главы иркутского облизбиркома, которая, не справившись с управлением автомобиля, сбила на тротуаре двух женщин. Защитники потерпевших в свою очередь сдаваться не собираются – они готовят очередную жалобу в надзорную инстанцию. Скандальное "дело Шавенковой", похоже, рискует стать бесконечной судебной тяжбой.
Напомним, громкое ДТП в Иркутске произошло в декабре 2009 года. Анна Шавенкова, находясь за рулем своего личного автомобиля "Тойота-Королла", сбила двух молодых женщин – сестер Юлию и Елену Пятковых. Ее машина внезапно вылетела на тротуар, по которому они шли, и в буквальном смысле "впечатала" девушек в стену ближайшего здания. Елена Пяткова скончалась в больнице спустя несколько часов после аварии, а Юлия получила серьезные травмы и стала инвалидом.
Возможно, эта история не вызвала бы столь серьезного общественного резонанса, если бы не запись с уличных камер видеонаблюдения, которые запечатлели аварию и то, что происходило сразу после столкновения. А события развивались так: виновница аварии вышла из машины и вместо того, чтобы подойти к лежащим на асфальте, истекающим кровью девушкам, начала внимательно осматривать повреждения своего автомобиля и разговаривать по мобильному телефону. Как оказалось, звонила она отнюдь не в "скорую".
Это видео, между тем, показали десятки российских телеканалов и растиражировали интернет-пользователи. Страшные кадры вызвали в обществе бурную реакцию – людей шокировал невероятный цинизм "автоледи". Вдобавок ко всему, выяснилось, что виновница аварии является дочерью высокопоставленной чиновницы – председателя иркутского облизбиркома Людмилы Шавенковой (она, надо отметить, уже оставила этот пост по собственному желанию, и скандальное ДТП было одной из главной причин увольнения). Анна и сама занимала на тот момент солидную должность – работала в аппарате фракции "Единая Россия" областного Заксобрания.
Анна Шавенкова продолжила демонстрировать полное равнодушие по отношению к пострадавшим и во время следствия. Он не интересовалась состоянием Юлии Пятковой, которая находилась в больнице, и не пыталась предложить помощь ее семье. Это стало поводом для разговоров о том, что виновница аварии уверена в своей безнаказанности и может избежать справедливого наказания в силу высокого статуса своей матери.
Приговор, который ей вынес Кировский районный суд города Иркутска в августе 2010 года, действительно, оказался довольно странным – три года лишения свободы в колонии-поселении с 14-летней отсрочкой. Отсрочку подсудимая получила как мать малолетнего ребенка: когда произошло ДТП, она была беременна и, уже находясь под следствием, родила сына. Потерпевшую сторону решение суда, как и следовало ожидать, не устроило, и дело после подачи кассации отправили на повторное рассмотрение. Адвокат семьи Пятковых заявил, что его подзащитные намерены добиваться того, чтобы Анне Шавенковой назначили другое наказание – лишение свободы без каких бы то ни было отсрочек.
Впрочем, итоги второго судебного процесса оказались совсем не такими, каких хотелось бы Юлии Пятковой, ставшей по вине Шавенковой инвалидом, и ее родителям, навсегда потерявшим дочь. 11 марта 2001 года Кировский районный суд Иркутска приговорил Анну Шавенкову к 2,5 годам колонии-поселения, опять же с отсрочкой наказания до 6 марта 2024 года. Ей не просто не ужесточили наказание, а еще и "скостили" полгода. Так вышло, потому что суд при вынесении приговора учел многочисленные смягчающие обстоятельства: во-первых, Шавенкова никогда раньше не привлекалась к уголовной ответственности, во-вторых, у нее есть маленький ребенок, в-третьих – она снова беременна. О том, что Анна снова находится "в интересном положении", стало известно уже в ходе судебных слушаний.
Сразу после оглашения приговора семья Пятковых решила, что будет оспаривать и этот приговор и подала кассационную жалобу. "Мы не жаждем крови, мы просто хотим справедливости", - заявила тогда Юлия Пяткова.
Но Судебная коллегия Иркутского областного суда, которая рассмотрела 6 мая кассацию потерпевших, оставила последний приговор в силе. Впрочем, станет ли он последним в прямом смысле этого слова, еще неизвестно. Адвокат Пятковых Виктор Григоров сразу после заседания Судебной коллегии сообщил журналистам, что "потерпевшие продолжат борьбу за справедливость" и подадут жалобу на вынесенное решение в надзорную инстанцию.
"Сегодня оставленным приговором создана порочная практика. Теперь женщины-преступницы знают, как избежать наказания. Подсудимая Анна Шавенкова с этим приговором не отсидит ни одного дня", - сказал адвокат.
По мнению Григорова, Шавенкова в силу огромной отсрочки она в итоге будет полностью освобождена от наказания. "Мы прошли только два круга юридического ада. Сколько нам еще предстоит, не знает никто", - заявил адвокат.
Правозащитники, надо отметить, считают, что приговор, вынесенный Анне Шавенковой, не соответствует общепринятой судебной практике.
"Я не сторонница того, чтобы виновным в преступлениях вроде этого или, например, в экономических преступлениях, где иногда даже пострадавших нет, всегда выносили наказание в виде реального лишения свободы. Виновница этого ДТП не представляет опасности для общества, и, я считаю, лучше было бы не лишать ее свободы, а обязать выплатить пострадавшим большую сумму. Но с другой стороны, приходится констатировать несправедливость суда по отношению к защите жертв. Вынесенный Шавенковой приговор, на мой взгляд, не соответствует общепринятой практике судов", - сообщила Interfax-Russia.ru исполнительный директор Московской Хельсинской Группы Нина Таганкина.
По ее словам, приговоры с длительными отсрочками преступникам, виновным в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью, российские суды выносят очень редко. "Причем в отношении матерей-одиночек и беременных женщин тоже", - подчеркнула собеседница Interfax-Russia.ru.
"Подобных приговоров очень немного, и если проследить, то можно заметить тенденцию – зачастую отсрочки получают именно те люди, у которых есть высокопоставленные родственники или те, которые сами обладают определенным статусом", - добавила Нина Таганкина.
Обозреватель Вера Широкова