Сибирь / Точка зрения 13 марта 2014 г. 10:50

Нацелились на развитие

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ расширило список видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкала.

В конце февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкала.

"Документ снимает ограничения на строительство в центральной экологической зоне зданий и сооружений, предприятий по розливу питьевой воды из озера Байкал, переработке дикорастущих растений, овощной, плодово-ягодной продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также по производству лекарственных растительных препаратов", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства РФ.

Как поспешили заверить в Минприроды РФ, подготовившем данное постановление, снятие запретов на данные виды бизнеса не повлечет за собой увеличение антропогенной нагрузки на уникальный водный объект и его экосистемы.

"Создание производства по бутилированию байкальской воды предусматривает использование готовой тары из полиэтилентерефталата, энергообеспечение за счет подключения к имеющимся сетям. Выбросы от таких предприятий отсутствуют, сброс коммунальных сточных вод осуществляется в канализацию", - отметили в пресс-службе ведомства.

Также, как считают чиновники, никаких негативных последствий для экосистем Байкала не повлечет за собой и организация производств по переработке дикорастущих растений, овощной и плодово-ягодной продукции, а также выпуску лекарственных растительных препаратов, которое основано на механическом измельчении природного сырья, его фасовке и хранении.

В министерстве подчеркнули, что принятое решение направлено на создание экологически чистых производств, обеспечивающих занятость населения Иркутской области в связи с ликвидацией экологически опасных предприятий, в частности Байкальского ЦБК, а также на формирование благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса по приоритетным направлениям социально-экономического развития Байкальской природной территории.

"Из-за ограничения разрешенных видов деятельности Байкальская природная территория имеет низкую инвестиционную привлекательность, что сдерживает создание новых рабочих мест и развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала", - пояснили в свою очередь пресс-службе российского правительства.

Того же мнения придерживается и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Как считает глава региона, сокращение перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне озера Байкал, даст толчок к развитию как Байкальска, так и всего Слюдянского района.

"Снятие ограничений даст толчок к развитию территории, инфраструктуры, возможность привлечь инвестиции. Уже сегодня есть компании, желающие создавать здесь производства. Есть идеи о размещении производств, в том числе по розливу воды и созданию фармкластера", - сказал он.

Что касается промышленной площадки БЦБК, то, по слова Ерощенко, в ближайшее время там начнется утилизация цехов, однако размещать там новые производства пока не планируется.

Экологи же к новому постановлению правительства РФ относятся весьма настороженно.

"Нам не очень понятен смысл данного постановления, подобные предприятия там (в центральной экологической зоне Байкала – ИФ) уже есть. О последствиях же от деятельности каких-то новых производств можно будет говорить только после проведения экологической экспертизы по конкретным проектам. Только тогда будет понятно, насколько они безобидны для Байкала", - сообщила Interfax-Russia.ru сопредседатель иркутской региональной общественной организации "Байкальская экологическая волна" Марина Рихванова.

Опасения у экологов вызывает текущее состояние байкальской природы. По мнению специалистов, прежде чем отдать эту территорию под туристический кластер с организацией различных, пусть даже и экологически чистых производств, неплохо сначала привести ее в порядок.

"Появились признаки увеличения вредных выбросов в атмосферу на Байкальской природной территории - их количество переваливает за 480 тыс. тонн в год. Особенно тревожное положение на полигонах бывшего БЦБК", - рассказал в январе "Российской газете" заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов.

По его словам, оставляет желать лучшего и чистота прибрежных бурятских деревень, которые могли бы привлекать туристов не только своей близостью со "священным" озером, но и своей самобытностью.

"Ни единого проекта, ни единой программы, ни единого генплана, архитектурного замысла, хотя бы в виде традиционно сибирских рубленых изб. Но мусора много. Банку консервов открыли, кинули - и там горы этих банок. Годами накапливаются в мусорные свалки. И рубероидная архитектура, как я ее называю. Это, видимо, общая ситуация. Чем дальше на север, тем больше подобного рода проблемы", - сетует чиновник.

По его мнению, проблема Байкала заключается и в том, что нет административно-территориального образования под названием Байкал.

"У нас есть два субъекта, даже три, которые имеют отношение к Байкалу. Вообще Байкал распилен по частям на губернии. Отсутствует согласованная взаимоувязанная политика сбережения на Байкальской природной территории. Это реальная проблема. Ее надо отрегулировать", - считает Амирханов.

По его словам, единый координирующий орган, ответственный за Байкал и прилегающие территории, общественность предлагала создать еще в 1960-70 годах. У этой идеи было много сторонников среди ученых, интеллигенции, писателей, журналистов, рядовых читателей газет.

"Ученые предлагали даже Лимнологический институт АН СССР в качестве дирекции, а его руководителя, академика в качестве директора Байкала. Тогда ЦК КПСС "посоветовал" нам "не подменять принцип единоначалия фантазиями на тему ...", и обсуждение идеи скисло и затихло", - сказал заместитель руководителя Росприроднадзора.

Полвека спустя про эту идею вспомнили. Современным чиновникам она пришлась по вкусу. Возложить функцию по контролю за Байкальской природной территории решили на специально создаваемую на базе БЦБК автономную некоммерческую организацию "Заповедники России", которая, как обещают российские власти, появится здесь "после ликвидации накопленного экологического ущерба от деятельности предприятия".

Впрочем, сможет ли новая организация справиться с поставленной задачей, покажет время.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"