Interfax-Russia.ru — Приложение для запуска речи разработали в Красноярском крае. Его будут использовать в 17 соцучреждениях региона.
Приложение для запуска речи у детей разработали в Красноярском крае. Сервис уже протестировали специалисты ряда региональных центров соцобслуживания населения, центров социальной помощи семьям и детям, а также психоневрологических интернатов для детей (всего 17 учреждений) и теперь готовы внедрить его в свою работу.
"По итогам тестирования приложение "Привет, логопед!" получило положительную оценку. Специалисты учреждений готовы использовать инновационный сервис в работе, а также рекомендовать его родителям, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, в том числе нарушение речи", — сообщила министр социальной политики Красноярского края Ирина Пастухова.
Игровые упражнения построены по специальной системе с нарастающей сложностью и соответствуют обязательным стадиям развития речи. Можно выбрать русский и английский языки. У программы простой интерфейс, так что заниматься с ее помощью можно и дома.
"Приложение существует как пособие для запуска речи у неговорящих детей с нарушениями речи, интеллекта, с различными патологиями. Также сервис можно использовать для работы с детьми, чья речь является неразборчивой", — сообщила Interfax-Russia.ru разработчик приложения, резидент Красноярского регионального бизнес-инкубатора (КРИТБИ), специалист психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, логопед-дефектолог Анна Русских.
По ее словам, сервис подходит для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста (от 1,5 лет до 9 лет).
"Регулярные занятия с логопедом обычно начинают проводить с ребенком с 4-5 лет, и часто это слишком поздно. Потому что, к примеру, с детьми с тяжелыми нарушениями речи очень важно начать заниматься до 3 лет, а с теми, кому поставили такой диагноз до 1 года, — еще и до 1 года. Иначе результатов может не быть", — сказала логопед.
При этом, по ее словам, в Красноярском крае, как и в целом по России, наблюдается серьезный дефицит логопедов со специализацией "запуск речи".
"Специалиста найти очень сложно, особенно, в небольших населенных пунктах, где нет даже обычного логопеда. Кроме того, занятия по запуску речи стоят на порядок дороже обычных логопедических занятий. Не все родители могут себе это позволить", — отметила собеседница Interfax-Russia.ru.
С похожими трудностями, по ее словам, сталкиваются и родители русскоязычных детей, которые проживают за границей.
"Они могут начать заниматься с помощью логопедических онлайн-школ, но туда берут только говорящих детей не младше 4 лет. То есть неговорящего ребенка онлайн-школа не возьмет. А таких детей тоже достаточно много. Поэтому приложение такого рода для них будет очень полезно", — добавила специалист.
Кроме того, в настоящее время "Привет, логопед!" — единственный в России мобильный сервис, где работа с ребенком проходит в игровой форме.
"Там содержатся мои авторские упражнения, авторская логоритмика, иллюстрации, специально адаптированные для неговорящих детей, адаптированная скорость речи, интонации — то есть, все необходимое для поэтапного построения слоговой структуры слова у неговорящих детей", — уточнила логопед.
Приложение можно использовать в качестве тренажера для взрослых пациентов с афазией, имеющих расстройство ранее сформированной речевой функции — например, после инсульта.
Русских рассказала, что идея создать подобный сервис родилась у нее после жалоб многих родителей на плохую успеваемость их детей в начальных классах.
"Как оказалось, большинство детей, у которых была проблема с успеваемостью в школе, которые имели дисграфию, дислексию, кто не понимал учителя, поздно заговорили, после 3 лет. Позже я нашла статистику, согласно которой 78% неуспевающих школьников имеют речевые расстройства в той или иной степени и 25% четырехлетних детей имеют те или иные нарушения речи", — сказала она.
По ее словам, речевые расстройства у ребенка чаще всего вызваны либо патологиями беременности и родов у его матери, гипоксией и асфиксией у плода, а также различными нейроинфекциями, либо детскими болезнями и травмами, которые малыш получил в возрасте до 3 лет.
"За речь отвечает наша нервная система, и все, что оказывает влияние на кору головного мозга, влияет и на речь. Также мы сейчас обладаем технологиями, которые помогают выжить недоношенным детям, это также увеличивает статистику речевой патологии. Кроме того, у детей до трех лет подобные проблемы могут быть связаны с токсическим воздействием антибиотиков", — пояснила эксперт.
Вместе с тем, свою роль в возникновении речевых расстройств у ребенка могут играть нервные перегрузки у его матери во время беременности или ее работа в этот период на вредном производстве, добавила специалист.
"Есть, конечно, и педагогические причины, но очень редко можно встретить семьи, где с ребенком совсем не разговаривают. В моей практике был только один такой случай. В статистике его не стоит учитывать", — сказала Русских.
В норме к 2-3 месяцам у ребенка возникает гуление, к 6 месяцам — лепет, а в 1 год малыш начинает произносить первые слова. С года до двух лет дети накапливают фразы, осваивают элементарные падежи, учатся произносить слова во множественном числе. К двум годам ребенок уже пользуется фразовой речью — общается простыми, короткими, упрощенными фразами. А к трем годам малыш должен уже иметь развернутую, связную речь. Также к этому возрасту у детей должно быть уже достаточно развито вербальное мышление.
Согласно данным из открытых источников, в 1 год словарный запас ребенка должен составлять около 10 облегченных слов, при этом малыш должен знать название порядка 200 предметов и действий, понимать обращенную к нему речь и реагировать на нее.
К 1,5-2 годам словарный запас уже увеличивается до 50 слов. Малыш должен уметь строить короткие фразы и предложения, использовать прилагательные и местоимения.
В 3 года ребенок уже должен говорить предложениями, объединенными по смыслу. Он должен уметь вести диалог, монолог, сюжетно-ролевую игру. В этом возрасте дети, как правило, без труда могут рассказать о себе — назвать имя, пол, возраст и количество лет. В этом возрасте ребенок впитывает информацию как губка, поэтому очень важно постоянно пополнять словарный запас малыша новыми словами.
По данным краевого правительства, сервис "Привет, логопед!" занял второе место в номинации "Здравоохранение" на X Всероссийском конкурсе проектов региональной и муниципальной информатизации "ПРОФ-IT.2022". Также приложение стало победителем трека "Информационные технологии" красноярского этапа Startup Tour 2023 от Фонда "Сколково".