Interfax-Russia.ru - Череда авиакатастроф заставила российские власти ужесточить требования к авиаперевозчикам. Эксперты считают, что такие меры могут негативно скажутся на региональной авиации.
Крушения и аварийные посадки с участием самых различных самолетов и вертолетов в этом году происходили в России регулярно, но последней каплей стала масштабная трагедия под Ярославлем, в которой погибли 44 человека - основной состав ярославской хоккейной команды "Локомотив". Теперь гражданскую авиацию ждут серьезные изменения.
В частности, на совещании по расследованию причин катастрофы, унесшей жизни четырех десятков знаменитых на весь мир спортсменов, президент России Дмитрий Медведев утвердил целый перечень поручений по повышению безопасности воздушного транспорта.
Во-первых, как сообщила пресс-служба Кремля, глава государства поручил правительству до 15 ноября 2011 года разработать комплекс мер по прекращению деятельности авиакомпаний, которые неспособны обеспечивать безопасность полетов.
Предполагается, что уже в скором времени в России останется не более десяти крупных авиакомпаний. Закрыть небольшие авиапредприятия, которые не справляются со своей работой, Дмитрий Медведев потребовал накануне в ходе разговора с министром транспорта РФ Игорем Левитиным.
Глава Минтранса заявил, что на сегодняшний день в стране насчитывается порядка 130 авиакомпаний, при этом лишь 10 из них осуществляют 85% всех регулярных перевозок. На что президент заметил, что все летные происшествия этого года случались с теми авиакомпаниями, которые "закрывают" именно оставшиеся 15% перевозок.
"Эта статистика свидетельствует о том, что именно эти небольшие компании хуже всего в силу отсутствия денег, кадровых ресурсов следят за своим парком самолетов", - сказал президент. Поэтому он попросил Минтранс "действовать быстрее, быстрее все объединить и создать современный набор авиакомпаний, которые будут покрывать всю страну".
Игорь Левитин со своей стороны сообщил, что с 2012 года все воздушные суда, которые были произведены 20 и более лет назад, должны быть оснащены системами предупреждения столкновения с землей и предотвращения столкновения в воздухе. Пока, по его словам, это сделали единицы.
"Значит, тех, кто не сделал, закройте и все! А если они нарушили закон, то еще и к ответственности надо привлечь", - потребовал Медведев.
Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, касаясь этого вопроса, в свою очередь предположил, что в ходе грядущих преобразований "выживет" лишь пять-семь авиакомпаний.
"Магистральных компаний нам не нужно много, с 90% объема магистральных перевозок у нас справляются порядка 10 компаний. Все идет к тому, что таких по-настоящему крупных компаний останется пять-семь", - заявил он в интервью программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым", вышедшей в дальневосточном эфире телеканала "Россия".
Наряду с этим, Минтранс вводит и требования относительно минимального количества воздушных судов в парках авиакомпаний. Они коснутся магистральных перевозок емкостью более 50 кресел. С 1 января 2012 года "флот" авиаперевозчиков должен составлять не меньше 10 самолетов, а с 1 января 2013 – не меньше 20.
Кроме того, уже скоро, возможно, появится механизм внесудебного прекращения деятельности авиакомпаний, которые нарушают требования воздушного законодательства. Не исключено также, что повысятся штрафы за нарушение правил подготовки и выполнения полетов. По крайней мере, Дмитрий Медведев поручил разработать проекты соответствующих законов.
Очевидно, что все эти преобразования задуманы, прежде всего, для того, чтобы не допустить повторения страшных трагедий, которые раз за разом уносят десятки человеческих жизней. И это правильно - стремление к безопасности, наверное, должно быть главной ценностью, когда речь идет о воздушном транспорте. Тем не менее, даже имеющие благую цель реформы могут иметь некоторые негативные последствия. В частности, вызывают опасения у экспертов планы властей по сокращению количества участников рынка авиаперевозок. Необдуманные действия, по их мнению, могут поставить крест на развитии региональной авиации, которая и без того сейчас переживает нелегкие времена.
"Те требования, которые правительство намерено установить к работе авиакомпаний, прежде всего, направлены на повышение безопасности, и это несомненный плюс. В то же время, понятно, что их смогут выполнять только те авиакомпании, которые уверенно чувствуют себя в финансово-экономическом плане. Те, у кого финансовое положение не такое благополучное, скорее всего, пережить этих преобразований не смогут, поскольку утверждены требования и по минимальному количеству самолетов в парке компании, и по их оснащению, а это, конечно, потребует серьезных затрат", - отметил в беседе с Interfax-Russia.ru заместитель директора департамента по транспорту исполнительного комитета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Владимир Бронников.
"Сейчас ведутся разговоры о том, что мелкие компании необходимо закрыть, а крупные оставить. Но что значит "мелкая" или "крупная"? Авиакомпания авиакомпании рознь. Да, есть такие, которые абсолютно не развиваются, которые экономят каждую копейку на техническом оснащении, на профессиональной подготовке. Им, наверное, действительно, не место на рынке. Но ведь есть небольшие авиакомпании, у которых всего несколько самолетов, небольшой набор маршрутов, но при этом большой потенциал развития. Это те организации, которые пытаются расти, повышать качество работы, открывать новые направления. Если и они на волне реформы будут закрыты, то это будет очень большая потеря", - заявил Владимир Бронников.
По его словам, именно на долю небольших авиакомпаний приходится основная часть региональных перевозок в Сибири.
"Их обвиняют, главным образом в том, что они эксплуатируют якобы устаревшие самолеты, в том, что на их долю приходится малая доля рейсов. Но, во-первых, в Сибири, особенно на севере и на востоке, очень много мест, куда большие самолеты просто не могут летать, во-вторых, естественно, что пассажиропоток на таких направлениях на порядки меньше, чем на центральных. В силу этой специфики, крупные авиакомпании, которым планируется отдать на откуп все пассажирские авиаперевозки, в том числе и региональные, могут просто не проявить заинтересованности в такой работе. Тогда транспортная доступность многих территорий может быть нарушена", - считает Владимир Бронников.
Одним из шагов по решению проблемы, по его мнению, может быть предоставление государственных гарантий авиакомпаниям, специализирующимся на региональных авиаперевозках. Владимир Бронников убежден: государству необходимо понять, что любой авиаперевозчик, в том числе и региональный, кроме цели заработать деньги еще и решает государственную задачу по транспортной доступности населения, исполняя конституционное право гражданина России.
"Даже если у какой-то компании, предположим, сейчас нет возможности докупить или дооборудовать самолеты, но при этом она хочет остаться на рынке, государство должно, я считаю, повернуться к ней лицом. Достаточно будет уже предоставления госгарантий. Опираясь на них, региональные авиаперевозчики смелее будут использовать свои собственные ресурсы и резервы и с меньшим опасением привлекать кредиты и займы на развитие, а кредитные учреждения при наличии госгарантий у авиаперевозчика, будут смелее в принятии положительных решений", – пояснил он.
По мнению другого эксперта, выходом в этой ситуации может быть объединение небольших авиакомпаний.
"Решение правительства ужесточить требования к авиакомпаниям, работающим на территории России, несомненно, имеет смысл. Очень много перевозчиков, которые сейчас едва удерживают свои предприятия на грани рентабельности. И, соответственно, экономят на всем – на запчастях, на ремонте, на подготовке летного состава, на горючем. Такие несостоятельные компании нужно закрыть", - заявил Interfax-Russia.ru замдиректора по научной работе Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина Кирилл Белов.
"Но катастрофической нехватки авиарейсов в связи с этим, скорее всего не последует. Вполне вероятно, что мелкие авиакомпании будут объединяться – это реальный шанс для них остаться на рынке", - добавил он.
"Необходимость изменений в авиационной отрасли, безусловно, назрела уже давно. Когда десятилетия назад затевалась реформа авиации и авиастроения, многие специалисты и ученые предупреждали, что нельзя пускать все на самотек, отпускать в свободное плавание. Но правительство к их мнению не прислушалось - поэтому сейчас мы имеем то, что имеем. Очень важно, чтобы нынешний этап реформ был более взвешенным, иначе и он не приведет к улучшениям", - отметил Кирилл Белов.
Обозреватель Вера Широкова