Сибирь / Точка зрения 2 июня 2014 г. 13:15

Коляска-вездеход

Interfax-Russia.ru – Новосибирские инженеры разработали инвалидную коляску, которая может подниматься по лестницам.

Инвалидное кресло-вездеход, способное передвигаться как по ступенькам, так и по любой неровной поверхности, разработали выпускники Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Изобретение получило название "Caterwil" – производное от двух английский слов "caterpillar" (гусеница) и "wheel" (колесо).

"Управление нашей инвалидной коляской, как и другими ее электронными аналогами, осуществляется при помощи джойстиков. По ровной поверхности она движется на колесах (приводных и поворотных), а когда нужно заехать на лестницу, спуститься вниз или переехать бордюр, коляска по нажатию кнопки опускается на гусеничную платформу и превращается в вездеход. Причем, поскольку поворот кресла управляется электроникой, сиденье пассажира всегда будет оставаться в горизонтальном положении, даже при уклоне лестницы в 35 градусов", - рассказал Interfax-Russia.ru один из авторов проекта Иван Невзоров.

По его словам, на сегодняшний день единственным прямым аналогом "Caterwil" является коляска-вездеход, представленная несколько лет назад французскими учеными. Впрочем, действительно ли именно европейцы являются авторами данной разработки – вопрос спорный.

По данным некоторых СМИ, первую коляску-вездеход еще вначале 2000-х разработал бывший хирург из села Кокшаровка Приморского края Владимир Локсеев. Не увидев интереса к изобретению на родине, разработчик привез свои идеи во Францию, где хотел представить их Всемирному конгрессу инвалидов. Но мероприятие отметили, а Локсеев продемонстрировал свою разработку лишь узкому кругу людей. Последние изобретение отметили, но проектом всерьез не заинтересовались, а некоторое время спустя презентовали миру уже французскую коляску-вездеход, подозрительно похожую на прототип, который продемонстрировал им изобретать из Приморья.

Впрочем, сегодняшняя коляска-вездеход уже во многом превзошла свою предшественницу.

"Наша коляска имеет более совершенную, поворотную гусеничную платформу. За счет этого, она, во-первых, более устойчива на неровной поверхности, а во-вторых, может преодолевать более высокие, крутые ступени (максимальная высота 23 см, максимальный угол наклона лестницы 40 градусов). Данная разработка не имеет аналогов в мире инвалидной техники. Для защиты нашей уникальной системы подана заявка на патент", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Кроме того, вездеход практически не имеет ограничений по весу своего пассажира. В зависимости от комплектации инвалидная коляска может выдерживать вес до 150 кг. Ее максимальная скорость на колесах составляет 7 км/ч, на гусеницах – 0,7 км/ч. Без подзарядки "Caterwil" может пройти расстояние в 20 км.

Еще одним немаловажным преимуществом разработки новосибирских ученых является цена их изделия. Так, если зарубежная коляска-вездеход обойдется покупателю в 700 тыс. рублей, то ее российский аналог можно будет купить всего за 210 тыс. рублей.

"Сегодня самые простые, дешевые коляски с электроприводом стоят порядка 60 тыс. рублей. Именно их наше государство и закупает для инвалидов-колясочников, которые ими, кстати, очень недовольны. Коляски более высокого качества стоят уже от 120-150 тыс. рублей, а с дополнительными функциями (можно ноги выпрямить, кресло повернуть) – от 250 тысяч", - сообщил Невзоров.

Также новая коляска выигрывает и у так называемых ступенькоходов (подъемников) – специальных мобильных гусениц, которые цепляются к инвалидной коляске и помогают затаскивать ее вверх по лестнице.

"Ступенькоход - это такая гусеничная платформа с ручкой, которую цепляют к коляске с инвалидом. Она помогает сопровождающему затягивать инвалида на лестницу. Стоимость таких подъемников начинается от 300 тыс. рублей. А мы соответственно предлагаем за меньшие деньги комплексное решение, позволяющее инвалиду поехать куда угодно и когда угодно без посторонней помощи", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Как рассказал разработчик, идея создать коляску-вездеход, способную подниматься по лестнице, родилась у изобретателей еще в студенческие годы. Летом 2013 года молодые ученые создали ее первый прототип. Однако тогда конструкция была далека от совершенства.

Чтобы исправить выявленные недостатки у ребят ушло еще полгода. За это время они разработали для коляски свою собственную систему управления, программы для "электроники", а также изготовили беспроводной пульт управления коляской. Все это делалось на их собственные средства.

"В феврале 2014 года мы собрали второй прототип коляски. И у нас получилось! Электроколяска хорошо показала себя как на ровной, так и на неровной поверхности. Нам удалось и подняться, и спуститься по лестнице, не затрачивая на это никаких физических усилий", - сообщил собеседник Interfax-Russia.ru.

По его словам, оба прототипа обошлись изобретателям в 300 тыс. рублей. Теперь, как отметил Невзоров, разработчикам предстоит собрать промышленный образец вездеходной коляски, который смогут протестировать уже непосредственно те, для кого она и создается.

"Этот прототип будут испытывать уже сами колясочники. То есть сначала его неделю протестирует один человек, второй, третий и так далее. Потом мы соберем все отзывы и, если эту будет необходимо, внесем изменения в конструкцию", - сказал изобретатель.

Но это пока только в планах. Для того чтобы создать промышленный образец вездеходной инвалидной коляски, проекту нужны спонсоры. Их-то выпускники НГТУ сейчас и пытаются заинтересовать своей разработкой.

"Для изготовления промышленного образца, проведения тест-драйвов для инвалидов и внесения необходимых изменений с учетом их рекомендаций потребуется 490 тыс. рублей", - сказал Иван Невзоров.

В дальнейшем, если все пройдет гладко, разработчики намерены организовать небольшой сборочный цех. По их словам, этого будет вполне достаточно для того, чтобы наладить серийный выпуск колясок-вездеходов.

"На это нам потребуется 1,2 млн рублей. На эти деньги мы сможем купить необходимое оборудование для сборки. Комплектующие же будут закупаться в Китае и на предприятиях Новосибирска", - уточнил собеседник Interfax-Russia.ru.

По словам Невзорова, сейчас в проект удалось привлечь 71 спонсора. Но пока что из необходимых на промышленный образец 490 тыс. рублей собрано только около 46 тыс. рублей.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"