Interfax-Russia.ru – Неотъемлемое условие развития Сибири - создание развитой транспортной инфраструктуры.
Строительство новых дорог и модернизация существующих – условие, необходимое для развития любого региона. А для Сибири, территории весьма удаленной и обширной, это важно вдвойне. Каждая новая магистраль – это импульс к развитию промышленности, сельского хозяйства, энергетики и торговли в Сибирском федеральном округе. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры – один из основных приоритетов для руководства сибирских регионов. Так, в частности, четыре инвестиционных проекта строительства автодорог включены в перечень приоритетных для Сибири инвестиционных проектов.
Один из самых масштабных проектов, который должен быть реализован в течение пяти лет, - это реконструкция автомобильной дороги "Байкал". Строителям предстоит отремонтировать, а кое-где и построить с нуля, дорогу от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы.
Только на территории Красноярского края будет проложено и реконструировано более 243 км автодороги от границы с Кузбассом до границы с Иркутской областью. На эти цели потребуется более 59,3 млрд рублей. В прошедшем 2010 году там сдали в эксплуатацию более 6,6 км, освоив около 589 млн рублей.
В Иркутской области в рамках проекта в 2010 году, освоив 2,4 млрд рублей, сдали три дорожных объекта общей протяженностью более 37 км.
Во-первых, был сдан транспортный обход Иркутска. Этот участок федеральной трассы М-55 "Байкал" строили три года. В ноябре его торжественно открыл министр транспорта РФ Игорь Левитин. Эти 24 км дороги с двумя мостами и двумя путепроводами потребовались, чтобы разгрузить областной центр. Когда обхода не было, через центр города ежедневно проезжало не менее 3 тыс. большегрузных машин. Теперь транзитный транспорт может миновать и Иркутск, и Шелехов, сокращая себе путь примерно на 16 км.
"В течение этих трех лет были сданы обходы вокруг Красноярска, Новосибирска, и вот теперь очередь Иркутска. Это красивая дорога, красивое место. Я рад за водителей транзитного транспорта, которым теперь не нужно будет въезжать в Иркутск и Шелехов, стоять в пробках. Водители сэкономят горючее, время и нервы. В связи с пуском дороги "Амур" Чита-Хабаровск, интенсивность движения здесь возрастет", - отметил на церемонии открытия Игорь Левитин.
Кроме того, в прошлом году в Иркутской области завершили работы на двух последних пусковых комплексах строительства трассы М-53 протяженностью чуть больше 10 км.
И, наконец, закончили вторую очередь строительства транспортного обхода города Тайшета – трехкилометровый участок с мостом и путепроводом.
И если на одних участках ремонтные работы благополучно завершаются, то на других они только начинаются. Так, в 2010 году началось строительство четвертого пускового комплекса участка автодороги М-53 "Байкал" - 1296 км –1320 км. Эта стройка началась еще в 2005 году. Первый пусковой комплекс сдали в 2006 году, второй – в 2009 году. Третий комплекс, как планируется, будет готов в 2011 году. А следом за ним, в 2012 году – четвертый.
Одновременно идет реконструкция трехсотметрового моста через Оку, который также находится на участке М-53. Кроме того, в ближайшие два года планируется заменить гравийную дорогу на участке 2,2 км в Тулунском районе области. Этот объект обойдется в 499,5 млн рублей.
В плачевном состоянии находится еще один отрезок М-53 - с 1251 по 1261 км. Строительные работы там начались еще в 2000 году, но через год прекратилось финансирование. Поэтому Росавтодор предложил включить этот отрезок трассы в программу строительства на 2011-2013 годы, и к настоящему времени уже утвержден проект реконструкции этого участка. По предварительным оценкам, реконструкция обойдется в 1,6 млрд рублей.
Строительство и ремонт трасс М-53 и М-55 необходимо, прежде всего, для развития межконтинентального транспортного коридора "Трансиб", который обеспечивает перевозки в евроазиатских сообщениях. Министр транспорта РФ Игорь Левитин, в частности, отметил, что считает реконструкцию трассы "Байкал" от Красноярска до Иркутска приоритетным для России дорожным проектом.
"Нам нужно особенно теперь подтягивать автомобильную дорогу от Красноярска до Иркутска, там у нас, скажем так, не очень хорошая трасса, и мы должны туда бросить в течение 5 лет основное наше финансирование", - заявлял он ранее.
В Новосибирской области в рамках проекта будет реконструирован участок М-51 с 1392 по 1422 км. На эти цели федеральный бюджет в течение пяти лет выделит 8,2 млрд рублей.
Второй серьезный инвестпроект из сферы дорожного строительства – это прокладка и ремонт участков автодороги М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл и до границы с Монголией. Его реализация, как ожидается, улучшит приграничное сотрудничество России с Монголией.
В рамках проекта на территории Красноярского края строители восстановят и проложат дорожное полотно на участке протяженностью более 40 км. Объем финансирования этой стройки - более 26 млрд рублей.
В отдельный проект выделена модернизация автодороги М-52 "Чуйский тракт", проходящей по территории Республики Алтай до границы с Монголией.
В числе первоочередных для Сибири инвестиционных проектов значился и проект строительства автодороги "Амур" Чита-Хабаровск. Это строительство уже завершено, однако и этот проект следует упомянуть, поскольку остался ряд проблем, которые не дают использовать весь потенциал трассы.
Во-первых, оставляет желать лучшего состояние участка трасы с нулевого по 96 км, построенного около 30 лет назад. Есть претензии и к безопасности движения на этом отрезке трассы, и к его пропускной способности.
Кроме того, автодорога "Амур" построена вдали от населенных пунктов, а к большинству из них нет подъездов. Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" предусматривает строительство подъездов к следующим населенным пунктам: Амазар, Сбега, Кудеча, Ульякан, Могоча, Жанна, Васильевка, Ключевской, Чичатка, Песчанка, Ксеньевка, Давенда, Каштак, Смоленка. Три из них уже готовы – к поселку Амазар, городу Могоча и селу Кудеча, а вот остальные 10 до окончания программы построить уже не получится, поскольку в лимиты финансирования они не укладываются. К тому же помимо этих 10 в подъездах нуждаются еще 15 населенных пунктов, которые в программе вообще не упоминаются.
Многопрофильные сибирские инвестиционные проекты также предусматривают дорожное строительство. Например, строительство и реконструкцию участков автотрассы "Канск-Абан- Богучаны - Кодинск" и возведение моста через Ангару в рамках проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья". Эта дорога уже полностью готова, а мост будет открыт для транспорта к 1 октября.
Обозреватель Вера Широкова