Сибирь / Точка зрения 8 июня 2016 г. 12:00

Идет на взлет

Interfax-Russia.ru - Первый самолет МС-21 презентовали в Иркутске. Летные испытания нового воздушного судна обещают начать в конце года.

Идет на взлет
© РИА Новости. Александр Астафьев

Корпорация "Иркут" (входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию", ОАК) представила премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву первую модель самолета МС-21-300, предназначенную для проведения летных испытаний. Демонстрация лайнера прошла на Иркутском авиационном заводе, куда глава российского правительства прибыл, чтобы лично оценить новое российское воздушное судно. В мероприятии приняли участие другие члены делегации правительства, губернатор Приангарья Сергей Левченко, представители региональной исполнительной и законодательной власти, а также работники самого авиационного предприятия.

"МС-21 – один из самых современных в мире лайнеров. Это пассажирский самолет XXI века. Мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране. Это огромная победа авиастроителей, корпорации "Иркут", наших ученых и конструкторов, инженеров, рабочих. Вашими руками, конечно при определенной поддержке государства, создается современное российское авиастроение, которое двигает вперед всю нашу страну, нашу экономику", - заявил Дмитрий Медведев на презентации нового лайнера.

Как отметил вице-премьер, МС-21 превосходит все существующие гражданские суда аналогичного класса.

"Уверен, это будет очень хорошая машина, экономичная, надежная. И сегодняшнее событие подтверждает то, что мы способны такие машины создавать - которые не только продвигают вперед наше авиастроение, но и будут конкурировать с другими государствами", - подчеркнул чиновник.

По его словам, как отечественные, так и зарубежные авиакомпании уже проявляют интерес к новому российскому лайнеру, однако его создателям предстоит еще немало потрудиться, чтобы МС-21 занял достойное место в мире.

"И для нас очень важно то, что в проекте участвуют не только наши лучшие авиастроители, но и многие иностранные компании", - добавил Медведев.

Между тем, как считает глава Приангарья Сергей Левченко, новый самолет, созданный корпорацией "Иркут", открывает значительные перспективы также и для экономического развития Иркутской области.

"Проект МС-21 должен дать новый мощный импульс развитию машиностроения на территории Иркутской области. Это позволит увеличить на территории региона количество квалифицированных специалистов, не допустить утечки подготовленных кадров", - заявил губернатор.

Кроме того, как рассказал журналистам на презентации нового воздушного судна президент "Объединенной авиастроительной корпорации" Юрий Слюсарь, в перспективе МС-21, относящийся к классу пассажирских ближне- и среднемагистральных лайнеров, можно будет легко превратить в транспортный самолет.

"Выпиливается большая боковая дверь. Конвертация может пройти в том виде, в каком обычно она проходит на наших гражданских самолетах", - пояснил он.

В то же время, как отметил специалист, превращение пассажирских самолетов в транспортные, как правило, происходит после 20 лет эксплуатации.

Напомним, что семейство пассажирских ближне- и среднемагистральных лайнеров МС-21 создается корпорацией "Иркут" по заказу государства для замены существующего парка Ту-204, Ту-154Б/М и их западных аналогов (главными конкурентами считаются американский Boeing-737 и европейский А320). При этом доля компонентов иностранных поставщиков в МС-21 составляет 30-40%. Основную же часть бортовой аппаратуры для самолетов будет производить концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ)

"КРЭТ поставляет 50% бортового оборудования. Впоследствии доля комплектующих КРЭТ возрастет до 75-80% за счет установки новых узлов, созданных на предприятиях концерна, прежде всего, по программам импортозамещения", - говорится в сообщении концерна, поступившем в "Интерфакс-АВН".

В концерне уточняют, что в настоящее время на предприятии идет разработка нового интегрированного комплекса бортового оборудования на основе модульной авионики, который будет включать в себя все функции по навигации, самолетовождению, индикации. Таким образом, как заявляют в компании, МС-21 станет первым российским самолетом с подобным установленным комплексом. Кроме того, КРЭТ готов по желанию заказчика доукомплектовать МС-21 бортовым комплексом обороны "Президент-С".

Что касается вместимости новых лайнеров, то она будет варьироваться от 150 до 211 пассажиров в зависимости от типа самолета, которых будет три. Летные испытания МС-21 планируется начать в конце 2016 года, а серийное производство - в 2017-м году. Если все пройдет успешно, то с 2020 года "Иркут" планирует ежегодно производить по 20 самолетов МС-21, а с 2023 года - нарастить темп до 70 машин в год.

Как сообщала корпорация, в настоящее время у "Иркута" подписаны "твердые" контракты на поставку 175 самолетов МС-21. Первым заказчиком предприятия стал "Аэрофлот" (с ним заключена сделка на 50 единиц). Среди лизинговых компаний, подписавших договоры на МС-21 числится "Авиакапитал-Сервис" (на 85 лайнеров), подконтрольная ОАК "Ильюшин Финанс Ко" (на 50 самолетов), а также "ВЭБ-лизинг" (на 30 судов). При этом, как сообщил президент ОАК, самолет МС-21 получит такую же поддержку от государства, как и Sukhoi Superjet 100.

"Та логика, которую мы предлагаем акционерам, заключается в том, что мы должны использовать весь опыт, и положительный, и отрицательный, который мы получили по "суперджету". Это относится и к мерам государственной поддержки: те меры, которые себя зарекомендовали и начали работать, они будут использованы и по этому проекту (МС-21). Это и гарантия остаточной стоимости, и субсидии на привлечение кредитов, и экспортное кредитование, которое крайне важно с точки зрения продвижения на внешние рынки. И, конечно, это - помощь государства на окончание конструкторских работ, получение сертификата", - сказал Юрий Слюсарь.

Отвечая на вопрос журналистов о перспективах послепродажного обслуживания МС-21, глава ОАК подчеркнул, что здесь также необходимо учесть уроки "суперджета" "и предлагать самолет уже не просто как товар, а как услугу".

"Для этого та инфраструктура, которая сейчас создается в рамках проекта Sukhoi Superjet 100, она же будет использоваться для проекта МС-21: это и склады, и учебные центры, и логистика, это и партнеры по всему миру, это центры по техническому обслуживанию, базы материально-технического обслуживания. Все это будет делаться и для проекта Sukhoi Superjet 100, и для МС-21", - сказал Слюсарь, уточнив, что речь идет о создании одной компании для обслуживания двух самолетов.

Он отметил, что для продвижения, кастомизации и послепродажного обслуживания нового самолета корпорация "намерена использовать, в том числе, возможности компании "Венеция" (Superjet International, СП холдинг "Сухого" и итальянской Leonardo-Finmeccanica Company, созданное для поддержки экспорта "суперджетов").

"Мы не можем позволить, чтобы этот самолет начал поступать к своим заказчикам стартовым и стоял бы. Нужно и для "суперджета", и для МС-21, чтобы самолеты летали, чтобы они подтверждали те характеристики, которые конструкторами изначально были заявлены", - добавил глава ОАК.

Как рассказал Юрий Слюсарь, объем инвестиций, которые вложены в создание МС-21 на настоящий момент, составляют около 100 млрд рублей.

"Из них порядка 80% - это деньги от государства в виде разной помощи, 20 млрд - это собственные средства, которые корпорация израсходовала на этот проект", - отметил он.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook