Сибирь / Точка зрения 4 декабря 2020 г. 14:54 обновлено 7 декабря 2020 г. 16:54

Формат для знаний

Interfax-Russia.ru — Томский госуниверситет представил первую в России "умную" платформу, позволяющую комбинировать онлайн и оффлайн обучение студентов в одной аудитории.

Ученые Томского государственного университета (ТГУ, г. Томск) совместно со специалистами компании "Брюллов Консалтинг" (индустриальный партнер вуза — ИФ) разработали уникальную цифровую платформу с элементами искусственного интеллекта "Актру" для организации обучения студентов как в очной форме, так и удаленно.

"Платформа предназначена для проведения занятий в смешанном формате. Она объединяет специально оборудованные аудитории, центральный сервер и ряд IT-сервисов университета (…) Тот, кто учится на расстоянии, будет видеть все, что происходит в аудитории и появляется на доске. Преподаватель, в свою очередь, может наблюдать рабочий стол компьютера студента, работающего удаленно, и при необходимости выводить изображение со студенческого компьютера на центральный экран в аудитории", - рассказали в пресс-службе ТГУ.

Как пояснили в университете, аудитории, адаптированные под работу в новом формате, оснащены системой профессиональных устройств для звуко- и видеозахвата, что позволяет лектору выступать перед слушателями без микрофона-"петлички" и свободно передвигаться по кабинету.

"Платформа "Актру" использует высокоуровневую систему распознавания речи. Все видеозаписи автоматически выгружаются в аккаунт преподавателя в Moodle. Туда же он (искусственный интеллект — ИФ) помещает текстовую расшифровку лекции. По запросу пользователя система выберет все видео- и текстовые материалы по обозначенной теме, причем, запускать видео она будет с сигнального слова, что сокращает время на работу с файлом и дает возможность изучить больше информационных источников", — рассказала сотрудник Института дистанционного образования ТГУ, менеджер проекта "Актру" Дарья Маслова.

Впервые разработчики представили свое творение, которому пока нет аналогов в России, на международной конференции "#EdCrunch Томск 2020" (проходит со 2 по 4 декабря), посвященной новым образовательным технологиям и продуктам, созданным с использованием искусственного интеллекта. В этом году, по данным вуза, участие в мероприятии приняли более 1 тыс. человек из 26 стран мира.

"Платформа позволяет вывести обучение на качественно новый уровень, сделать его эффективным, удобным и доступным независимо от больших расстояний, эпидситуации и прочих факторов. "Актру" — это новое пространство, микс физической и цифровой среды, в котором теперь будут взаимодействовать студенты и преподаватели ТГУ", — заявил директор Института дистанционного образования ТГУ Михаил Шепель.

По данным вуза, платформу успешно протестировали несколько факультетов ТГУ, а с начала нового семестра "Актру" станет доступна всем студентам и преподавателям университета. Для этого вуз дооснастит необходимым оборудованием еще 10 аудиторий в дополнение уже к двум действующим.

В перспективе Томский госуниверситет планирует вывести "Актру" на российский и зарубежный образовательные рынки. По мнению специалистов, разработка может пригодиться не только университетам, но и компаниям для организации корпоративного обучения и повышения квалификации сотрудников. Кроме того, с помощью платформы можно проводить международные научные конференции и симпозиумы.

"Сейчас мы этот сервис тестируем в ТГУ. Что касается ценника (на систему — ИФ), у нас такие запросы уже появились, и даже от людей, которые готовы в другие университеты эту штуку приобрести, стоимость мы пока складываем, я ее пока не буду называть. Но вот, к примеру, аудитория, которую мы полностью оборудовали, обошлась примерно в 5 млн рублей. Но мы допускаем, что при модернизации (системы — ИФ) и итоговой комплектации (где-то можно на чем-то сэкономить, подужаться), подготовка аудитории, возможно, выйдет подешевле", — рассказала Interfax-Russia.ru Дарья Маслова.

Сколько стоит все остальное — создание портала и его интеграция с внутренними системами университета — специалист ответить пока затруднилась, отметив, что эта цифра должна появиться уже на этой неделе.

"Вот эта интеграция — это большой труд, который будет с каждым университетом проделываться заново, потому что у всех своя система, она, может быть, по-другому написана, и нужно будет вот эту нашу систему адаптировать под то, что есть в каждом университете", — пояснила собеседница Interfax-Russia.ru.

Она также рассказала, что над созданием подобной платформы в вузе задумались летом после внутреннего совещания представителей разных факультетов ТГУ.

"И вот преподаватели физического факультета пожаловались, что в зарубежных университетах преподавателям очень удобно вести лекции на удаленке — аудитории оборудованы камерами, есть возможность между ними переключаться, показывать опыты, а им элементарно не хватает возможностей взаимодействия с доской. Дело в том, что во время лекций физики обычно пишут на доске очень длинные формулы, на ходу что-то объясняют, и им неудобно это делать на компьютере в дистанте, а в случае с планшетом не хватает пространства. Так и появилась такая вот идея. Можно сказать, физики ее инициировали", — сказала Маслова.

Также в Томском госуниверситете разработали собственную онлайн-платформу "Английский пациент" для обучения иностранным языкам. Базой для проекта стал сервис одноименной языковой школы города Томска (индустриальный партнер вуза — ИФ). Разработчики недавно доработали систему и сейчас тестируют ее на 300 студентах 6 факультетов ТГУ.

"Очередным толчком для развития нашей платформы стал COVID-19. В условиях дистанционного образования мы поняли, что нужна собственная конференц-связь внутри сервиса, чтобы не нужно было переключаться между различными программами во время совместной работы студентов и преподавателей. Это, в свою очередь, стало одной из наших отличительных черт", — пояснила руководитель Научно-образовательного центра ТГУ "Онлайн-платформы в языковом образовании" Наталия Захарова.

Также платформа позволяет педагогам самим разрабатывать и добавлять методические программы в систему.

"Однако эта платформа, в первую очередь, интересна с точки зрения применения искусственного интеллекта. На данный момент он формирует индивидуальный контент для студентов, подбирая задания и материалы для обучения в соответствии с их интересами, а также отслеживает прогресс", - добавили в университете.

Кроме того, платформа способна сама распознавать речь и титрировать видео, что позволяет ей проверять правильность ряда студенческих заданий по "говорению".

"Помимо этого, при помощи больших данных собирается информационный след студента, чтобы педагоги могли сформировать для него индивидуальный план обучения", — отмечает пресс-служба вуза.

По данным ТГУ, параллельно с доработкой платформы для изучения английского языка специалисты университета сейчас разрабатывают аналогичные курсы по обучению китайскому языку и русскому языку как иностранному.

Вместе с тем, в сентябре текущего года в ТГУ впервые стартовал ознакомительный онлайн-курс для первокурсников. Как сообщили в вузе, он поможет ребятам быстрее сориентироваться в университетской среде. Курс вошел в учебный план всех факультетов.

"Когда первокурсник приходит в университет, он попадает в совершенно другую среду, оказывается в незнакомом для него мире. Цель нашего курса — помочь студентам и поддержать их в первые, самые непростые месяцы", — сообщила замдиректора Института дистанционного образования ТГУ Виктория Дубровская.

В частности, с помощью сервиса вновь прибывшие студенты могут познакомиться  с электронными и образовательными ресурсами университета, с его историей, правилами, кампусом и другими аспектами студенческой жизни.

"Это необходимо для того, чтобы студент как можно быстрее погрузился в образовательный процесс и знал, где найти нужную информацию и куда обратиться, если у него возникнут вопросы", — добавила она.

Как пояснила Дубровская, занятия курса "Погружение в университетскую среду" проходят в формате онлайн-консультаций. Также студенты самостоятельно знакомятся с видеороликами Экскурсионно-просветительского центра музеев университета, Научной библиотеки, а также осваивают курс "Основы работы в Moodle". В будущем, по ее словам, курс может быть адаптирован и для старших курсов.

Обозреватель Наталья Пономарева