Сибирь / Точка зрения 16 октября 2014 г. 10:46

Движущее спокойствие

Interfax-Russia.ru – Сибирские ученые создали технологию, способную научить человека управлять своим эмоциональным состоянием.

Программно-аппаратный комплекс, позволяющий человеку научиться контролировать свое физическое и эмоциональное состояние, а также лечить с его помощью различные заболевания, разработали сотрудники Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН.

"В состав комплекса входят портативные малогабаритные устройства, подключаемые к персональному компьютеру через USB-порт. С помощью специальных датчиков они регистрируют у человека различные биологические показатели, такие как активность мозга, температура тела, пульс или частота дыхания. Программа все эти параметры обрабатывает и выводит на экран уже в виде различных схем и графиков, отображающих состояние пациента в режиме реального времени", - сообщил Interfax-Russia.ru младший научный сотрудник института Дмитрий Тишакин.

Далее, как объяснил ученый, полученные данные вкупе со специальными программами, основанными на различных визуальных и звуковых сигналах, а также определенных игровых сюжетах, позволяют человеку развивать навыки саморегуляции - то есть, способность произвольно изменять физиологические функции своего организма.

"Вообще игры мы изначально разрабатывали для детей, но потом адаптировали их и для взрослых. Сюжеты у нас, конечно, достаточно простенькие – это либо гонки, либо какие-то соревнования, но здесь суть в другом. В отличие от обычных компьютерных игр, где человек управляет своим персонажем при помощи мышки, клавиатуры или джойстика, в нашем случае движущей силой является психо-эмоциональное состояние игрока", - сказал специалист.

Как пояснил Тишакин, игра построена так, что персонаж или гоночная машина реагируют на физиологические показатели человека – будь то пульс, мышечное напряжение или же активность головного мозга. И в этом, по словам ученого, кроется еще одно существенное отличие лечебных игр от обычного софта – чтобы заставить персонажа или машину ускориться, человеку нужно максимально расслабиться.

"Чем спокойнее игрок, тем быстрее едет его автомобиль. Как только он начинает волноваться, его пульс автоматически учащается, и машина замедляется. Игрок начинает проигрывать и еще больше из-за этого нервничает. Единственный способ выйти из ситуации – справиться с волнением", - добавил разработчик.

Тот же принцип, по словам ученого, действует и в соревновательных играх - например, той, где игроку, на этот раз предстающему в роли водолаза, нужно погрузиться на дно быстрее своего соперника.

"Причем, второй водолаз (смоделированный компьютером) будет погружаться именно с той скоростью, с которой человек двигался в предыдущей игре. Так программа как бы подстраивается под игрока. Если в прошлый раз он проиграл, то теперь уровень будет попроще. Если, наоборот, выиграл, то соперник не даст ему опуститься ниже заявленной планки", - рассказал Дмитрий Тишакин.

В целом, по его словам, курс игрового биоуправления обычно состоит из 10-12 сессий продолжительностью по 30 минут. В комплект игровых тренажеров входят такие игры, как "VIRA", "Гребной канал", "Ралли" и "Волшебные кубики".

"Кроме того, с помощью нашей программы можно смоделировать какую-нибудь стрессовую ситуацию. Такая игра позволит человеку научиться конструктивно мыслить и более спокойно реагировать на ту или иную проблему", - добавил разработчик.

Кстати, на основе вышеописанной технологии специалисты разрабатывают виртуальный тренажер и для спасателей МЧС.

"Миссию необходимо будет выполнить в лабиринте. В одной из его секций спасателей будет ждать человек, нуждающийся в медицинской помощи. Принцип здесь такой же, как и в других наших играх – чем человек спокойнее, тем быстрее он сможет пройти лабиринт и найти пострадавшего. То есть, находясь в стрессовой ситуации, силой мысли он должен самостоятельно изменять свое состояние. Если он делает это успешно, у него поднимаются показатели, которые регистрирует аппаратура, и он приходит к победе в игре", - пояснил сотрудник Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН.

В целом, как отметил ученый, адаптивная обратная связь принимает участие во всех функциях человеческого организма, начиная от самых элементарных биохимических реакций и заканчивая крайне сложными видами деятельности человека.

"А, значит, применяться такая технология может в любой сфере человеческой жизни - в медицине (в диагностических, лечебно-реабилитационных и профилактических целях), бизнесе, образовании, спорте и даже искусстве", - сказал специалист.

По мнению разработчика, программа может быть полезна начинающим музыкантам, ведь этот вид искусства требует особой сосредоточенности и точности движений. При этом исполнителям очень важно избегать такого явления как "зажатость", связанного с излишним мышечным и психологическим напряжением, которые мешает музыканту справиться со сценическим волнением.

"В настоящее время для обучения свободе мышечных исполнительских движений применяются только педагогические методы, зависящие от личного опыта, мастерства, коммуникативных способностей преподавателя. Для коррекции профессиональных мышечных спазмов и синдрома "зажатости" используются медикаментозные или физиотерапевтические воздействия. Но как показано, эффективность этих способов обучения низка", - отмечается на официальном сайте продукта.

В тоже время разработанная сибирскими учеными технология позволяет музыканту самостоятельно управлять этими параметрами, изменяя биоэлектрическую активность мозга и мышц. Новое состояние как бы "стирает" навыки, формирующие "мышечный зажим" в мозге.

Впрочем, прибор для саморазвития недавно придумали и в Томске. В частности, местные психологи разработали устройство для диагностики и развития математических способностей человека.

"Внешне прибор выглядит достаточно просто. Это два стержня, способные свободно вращаться вокруг общего центра в нескольких направлениях. На каждом стержне располагается ряд подвижных маркеров – отметок, с помощью которых можно задавать различные отрезки (геометрические величины), которые должен сравнить между собой испытуемый", - сообщил Interfax-Russia.ru доцент кафедры общей и педагогической психологии, кандидат психологических наук Дмитрий Баланев.

Как пояснил ученый, выводы относительно математических способностей человека делаются на основании того, насколько успешно он способен решать вот такие задачи с числами.

"Такой тест показывает, есть ли у человека так называемое "чувство числа", которое как раз и определяет его способности к математике. Однако стоит отметить, что это только одно из нескольких направление диагностики. Сейчас мы работаем над целым спектром такого рода устройств. Поэтому этот прибор трудно воспринимать в отдельности, как полностью независимое и самостоятельное устройство. Это часть большой работы по изучению математических способностей человека", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"