Interfax-Russia.ru - Премьер-министр РФ утвердил паспорт проекта модернизации БАМа и Транссиба. Общий объем инвестиций в реконструкцию до 2018 года составит 560 млрд рублей.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил паспорт проекта модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Об этом глава правительства сообщил на совещании со своими заместителями.
"Эти дороги для нас очень важны, они должны помочь и Сибири, и Дальнему Востоку, поэтому мы вкладываем в модернизацию и БАМа, и Транссиба весьма серьезные средства. В общей сложности это 560 млрд рублей до 2018 года", - сказал председатель кабмина.
Он пояснил, что из этих средств 110 млрд рублей будет направлено непосредственно из федерального бюджета, 150 млрд рублей - из Фонда национального благосостояния (ФНБ), еще свыше 300 млрд рублей - через инвестпрограмму ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). При этом средства из ФНБ вкладываются на возвратной основе.
"Возвратность средств ФНБ обеспечивается за счет возможной продажи кумулятивных привилегированных акций ОАО "Российские железные дороги" и (или) за счет установления целевой инвестиционной составляющей в тарифе", - говорится в документе на сайте правительства.
Кстати, первоначально 150 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба предполагалось выделить через выкуп "префов" (привилегированных акций - ИФ) РЖД с минимальной доходностью в 2-3%, начиная с шестого года реализации. Такие цифры приводились в распоряжении правительства о перечне проектов, финансируемых с привлечением средств фонда. Нынешнее же постановление устанавливает доходность инвестирования средств ФНБ на уровне 0,01% в период с 2015 по 2019 годы и в 2,98%, начиная с 2020 года. Именно такие параметры теперь и будут учитывать Минтранс, Минэкономразвития, Минфин и Федеральная служба по тарифам РФ при индексации стоимости услуг монополии на грузовые перевозки.
При этом согласно предварительному плану-графику, предполагается, что всего РЖД выплатят на свои привилегированные акции 102,87 млрд руб. дивидендов (по итогам 2015 года - 5 млн руб., 2016 года - 10 млн руб., 2017-2019 годов - по 15 млн руб. ежегодно, 2020-2042 годов - по 4,47 млрд руб.). В 2014 году на средства ФНБ планируется выкупить "префы" РЖД на 50 млрд руб., и еще на столько же (ежегодно) - в 2015 и 2016 годах. Контролировать реализацию проекта и целевого использования средств Фонда национального благосостояния будет Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ.
Впрочем, экономический эффект от модернизации БАМа и Транссиба "стоит" даже и невозвратной части вложений. В частности, по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, проект позволит к 2018 году обеспечить перевозку грузов в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока в дополнительном объеме 66 млн тонн.
"Это необходимо для того, чтобы в полной мере обеспечить пропускными способностями новые разрабатываемые месторождения как в районах тяготения БАМа, Транссиба, так и Кузбасского угледобывающего района, где есть потребность в увеличении добычи угля и поставок на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)", - пояснил он.
Также Дворкович отметил, что проект модернизации предусматривает введение в обращение грузовых поездов увеличенной массы - более 7 тыс. тонн, прежде всего на Транссибе. На БАМе, по его словам, потребуется дополнительное обоснование такой возможности.
"Была альтернатива – развивать в основном Транссиб, не БАМ, но по итогам анализа приняли решение, что все-таки предложенный РЖД вариант является оптимальным, поскольку иной потребует дополнительных инвестиций. Мы не сможем оптимизировать затраты бюджетных денег, при этом снизим возможности расширения пропускной способности и фактически уберем тот резерв, который формируем на несколько лет вперед", - пояснил чиновник.
Также вице-премьер добавил, что утвержденный паспорт проекта предусматривает проведение технологического и ценового аудита всех крупных проектов модернизации.
"Таким образом, объемы финансирования могут быть уточнены в более низкую сторону. Мы надеемся где-то сэкономить деньги и таким образом использовать их более рационально на другие проекты", - отметил Аркадий Дворкович.
В частности, помимо развития БАМа и Транссиба, проект предусматривает модернизацию сортировочных, предпортовых, припортовых станций, пограничных переходов Дальнего Востока, а также строительство технологического жилья.
Кроме того, власти планируют завершить работы по реконструкции подходов к Ванинско-Совгаванскому транспортному узлу (со строительством нового Кузнецовского тоннеля) и участка Карымская-Забайкальск с электрификацией отрезка Борзя-Забайкальск (ведется с середины 2000-х годов, в 2006-2007 годах - в рамках инвестиционного проекта "Перевозка нефти в Китай" - ИФ).
Впрочем, в деле модернизации БАМа и Транссиба не так все просто, как кажется на первый взгляд. Так, например, к слабым сторонам проекта, по мнению экспертов, можно отнести значительную капиталоемкость, зависимость грузовой базы от макроэкономической ситуации в России и мире, а также сложные климатические, инженерно-геологические и гидрологические условия в регионе. Кроме того, в российском правительстве опасаются, что при существенном увеличении торгового грузооборота между Азией и Европой существует угроза строительства железнодорожного пути в обход РФ.
К другим рискам, по мнению экономистов, можно отнести изменение или неполный объем финансирования за счет федерального бюджета и ФНБ, отсутствие возможности размещать инфраструктурные облигации из-за дефицита пенсионных накоплений в портфеле Внешэкономбанка, возможную корректировку ожидаемых сроков добычи полезных ископаемых и непредъявление грузоотправителями заявленных объемов грузов.
Кроме того, сложности для реализации проекта могут создать изменения рыночной стоимости "префов" РЖД в связи с возможным ухудшением финансового положения компании на фоне стагнации российской экономики, недостаточный рост пассажирских тарифов, а также дальнейшее сдерживание грузовых тарифов ниже экономически обоснованного уровня. По тем же причинам, как считают специалисты, может возникнуть риск несвоевременной выплаты дивидендов на привилегированные акции РЖД. Также нельзя исключать и возможные проблемы с правовой структурой проекта. В тоже время, стоит отметить, что конкурентоспособность проекта особых вопросов у его разработчиков не вызывает.
"Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства, риски несет как государство, так и РЖД", - отмечают в правительстве РФ.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"